Из разных лет 12

Татьяна Ригсельга
Анечкино пожелание (всем нам): научиться принимать то, что есть, и радоваться жизни. Она говорит, что у нее это, в основном, получается. И в этом ей помогает Светочка.
1 января 2012г.

2 января. Маша написала к моей фотографии в «одноклассниках":  Мамочка, ты самая красивая!!!!!!!!! Мы тебя любим!!!!!!!!!!!

3 января. Приснилась Таня Каленова – наверное, впервые за эти годы.
Может, она решила напомнить о себе, когда я в последнее время стала вспоминать тех, с кем меня в жизни сводила судьба…

4 января
Пахнет Сибирью зима.
Где-то моя далекая,
Солнечная, зеленоокая.
Молодость ты моя…

5 января. Письмо Толи: Привет, Таня! С наступившим! Твои дела понятны – по электричеству бы помог, тем более, скоро отпуск. Но еду на милый север. Должен брать билеты, но забыл взять «форму» - без нее бесплатно не дадут. Хочу немного у Гены погостить – сходить в театры Петрозаводска. Как думаешь? Я не был в национальном – хочется. Мы рядом проходили. Просто погулять по городу, посмотреть, где жили мама и папа. Надеюсь, что поеду через Питер. Спасибо за книжку – издательство «Самиздат». Ты – редактор, Маша – издатель. Сегодня заберу, надеюсь, белье из прачечной – поглажу и отвезу завтра утром маме. Новогоднюю порцию белья уже постирал и погладил. Был у мамы позавчера. Держится. Говорит, только ради меня. «Как хотелось бы посидеть рядом, прислонить свою головушку к твоему плечу и выплакать все, что у меня на душе» - ее вчерашние слова по телефону. Была одна дома. Новогоднюю ночь были втроем дома, я лег, когда проводил Настю – она до утра гуляла с Артемом. Звонил ей в шесть утра, пришла к десяти. Первого января с Артемом весь день не спали (полтора суток). Вот что значит молодость. По компу моему можно смотреть ТВ, поэтому посмотрели позавчера серию: «Брат-Брат-2 Сестры», сегодня посмотрим «Ночной и Дневной дозор».  ТВ я обычно не включаю. Понял, что правильно мы живем без ТВ – там все, как и при Ване: новости – плохие, передачи и фильмы – те же. Сегодня – обычные дела: жду откачную машину, в магазин надо за куриными ножками для собачек (после встречи Нового Года пропали), вечером – за бельем. Пока и всем привет!

Мой ответ: Добрый вечер, Толя! Я у Маши - пришла помыться, а они в гостях. Да и книжку, что ты прислал, почитать, - у меня экран маленький (ноутбук,  может, помнишь - самый маленький Маши). Прочитала еще раз твое письмо. Кое-что Алеше еще утром из него прочитала - он занимается у меня оштукатуриванием изнутри окон. С электрической частью закончили, но других дел хватает. Передала ему твой привет, он тебе тоже передает. Сейчас лежала в ванне (никого дома - можно спокойно полежать), думала о твоем письме. Твои планы - в Петрозаводске - замечательны. Я тоже надеюсь летом (когда буду в Пряже) побывать и в театрах, сходить в краеведческий музей (пока не удалось), еще раз в изобразительный, где мы были вместе с Антоном. Там поразил меня зал икон (что раньше как-то не интересовало, а что видела - обычно такая старина, темные тона). А там все такое яркое, праздничное, хотя 15 -16 век, и много - из деревень Пряжинского района. И еще очень запомнилась картина Айвазовского - большая, во всю стену. Запомнилось ощущение полного присутствия "там" (берег моря, раннее утро). Хорошо, если у тебя получится точнее определить место дома наших родителей, исходя из всех имеющихся сейчас "координат". Потом бы мне Григорьевы показали.
А еще думала о том - что не дай Бог мне дожить до маминых лет, до ее ситуации. Вырастить детей, внуков, а потом...  Хотя бы то, о чем ты сегодня написал - ее мечта - побыть с тобой наедине, поговорить. И она такая невозможная... Да на кой все наши хлопоты о здоровье. Уйти вовремя, не испытав всего этого - вот счастье... 
Прости уж за такой "минорный   финал". Что уж получилось. Пока, счастливо.

7 января.От Толи:
Мама звонила вечером.
Сказала, что ты звонила. Так же поздравления пришли от Гали – из Саяногорска, но сейчас она, по маминому мнению, в Москве – из Нижнего Новгорода три часа ехать. От Анютки – большое письмо на три или пять станиц, обещала мне дать прочесть. Там тоже много подробностей, одна из них – очередная операция у Светы. Кстати, я и сейчас уверен, что можно вылечить народными методами, но у нее один сустав уже искусственный, как я понимаю. У нас были гости – Танюша с Артемом. Они ходили в церковь, мать их наставляет. Мать с Настей и ее Артемом были ночью на рождественской службе. Я был дома. После того, как меня лишили коммунизма (мы все его воспитанцы), во мне нет фанатизма. Да и по жизни моей религией было воспитание детей. Вряд ли это дети оценят, но я фанатично истязал себя здесь – постоянным трудом. Сегодня для меня – день памяти Вани. Поэтому при гостях, сидевших за столом (Танюша и Артем пришли с тортом), я включил кассету с записями 2000-го года, одновременно оцифровывал – теперь можно обработать запись, всем было интересно (поездки в лес семьей, потом с Невзоровыми, домашние сцены). Настин Артем помогает ей делать черчение. Настю регулярно предупреждаю о первом экзамене, потому что много лишнего гулянья. Можно взять абонемент на каток стадиона «Локомотив» почти бесплатно, но возьму только в случае успешной сдачи экзамена – 11-го числа. Сам я сегодня голодаю и завтра тоже. На это мама прочла по телефону лекцию, что питаться надо сытно, поэтому пришлось спросить ее, сколько лет мне исполнится в этом году. Сказала.
На самом деле, сегодня-завтра идет шахматный турнир, на партию дается 10 минут, почти блиц, выигрывать в обычном состоянии не могу – у меня что-то вроде отека мозга. Видимо, проблемы с глазами – от этого. Нет правильного оттока слизи, забиты или сужены протоки. Разжижает хорошо мороз. Прогулялся на кладбище – снега по колено (был в сапогах), морозец не менее 20 градусов. Не сразу нашел. Мест не хватает – дорогу возле Вани заставили могилами. Люди у нас мрут, как мухи. Для чего живем? Вечно задаю себе этот вопрос.

11 февраля (когда-то чей-то день рождения).
И снова вечер, синий зимний вечер,
И вновь одна, и снова я одна.
Ах, кто-то б милый вдруг обнял за плечи 
 И мне б сказал, что скоро, мол, весна…

13 февраля.
От Раечки:
Будем жить!Как Бог велит. Счастье, горе мерой пить,от друзей не отрекаться, злость и горечь не копить. Будем жить! С людьми делиться частью своего тепла.А иначе - для чего нам жизнь бесценная дана?

Будем жить! Судьбе внимая,отвергая грязь и боль,вновь ошибки повторяя,вновь разучивая роль...    Нет, Тань, это не мои слова - стихи Никифоровой, газета зож. Как я рада, что у вас столько снега, что можно кататься на лыжах и главное -настроение поднялось у тебя!

От Толи:
Сейчас Настя скидывает фото - хочу отправить тебе. Еще надо обработать. Маме вчера утром отвез, перед соревнованием, белье. Вечером звонила - уже скопилось, просила постирать. Я уже не смогу, так и ответил. Временами совсем не слышит, иногда - слышит... Танюша в субботу в команде заняла 3-е место, в следующую взяла отгул - снова будет играть.  Гене позвоню перед отъездом с нового номера. тебе - тоже.  Всех оставляю без сожаления. Кому нужен - будут больше ценить. А кому не нужен - тем все равно. Через месяц вернусь, не навсегда же. Суставы у меня больны после летней поездки - когда вернулся, был полностью разбит. восстановился только благодаря своим знаниям и времени. Должен тебе сказать, что т/б суставы у меня не лучше, чем у Светы. Однако я сам все восстановил. Разумеется, не полностью. Поэтому курорт всегда показан. Ниловка сейчас мне не идет, а родина поможет! Еще я плохо себя чувствую, кода вижу от тебя одну строчку, как будто у вас жизни нет. Да и то - только вопросы. Пока!

Привет, Толя! Ты уж меня извини, что я так пишу. Хотя думаю о тебе очень часто. Или действительно потому что в жизни мало событий. Точнее, я и не хочу их больше. Чем меньше суеты, тем я лучше себя чувствую. Жизнь - внутренняя - достаточно полноценная. И, думаю, была бы возможность нам общаться лично - было бы и мне что тебе рассказать. Сейчас - пока никому еще об этом не говорила - предпринимаю попытку сколько-то работать. Это подготовка материалов для сайта волгоградского отделения "Яблока". Требования у них свои и достаточно высокие, за компьютером мне подолгу сидеть нежелательно. В общем, видно будет, что получится. Я очень рада, что ты едешь в отпуск и именно в Карелию. Очень хочу, чтобы ты по-настоящему от всего отдохнул и подлечился. А проблемы с суставами - у Светы, у тебя, и, например, я узнала недавно, у дочки Зины Ш. (помнишь ее? они сейчас живут в Иркутске), думаю, у многих еще шелеховцев - скорее всего, от Ирказа. Жду фото. Собирайся в путь и - счастливо! Конечно, жду и обещанного номера телефона. Пока!

Спасибо - огромное! - вам с Настей за эти замечательные фото! Как будто побывала в вашей веселой компании в этот знаменательный день.Обязательно что-то напечатаю для альбома. Маша с Мишей, наверное, уже посмотрели - я ей уже давненько сказала по телефону. А у меня долго загружались - интернет в это время медленный. Настин Артем, похоже, славный парень - не только внешне. В общем, у меня просто настроение поднялось от этих фото - все вы такие милые, дорогие. Будьте счастливы!


http://www.proza.ru/2019/08/29/1459