Спешим верить в сказку

Виктор Комосов
(По мотивам рецензии на рассказ «Сказ о послушании и рыцарском везении», автор Дмитрий Крылов)

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
(А. С. Пушкин)
 
   Автор Дмитрий невольно заставил задуматься над прописной истиной, которой гениальный Александр Сергеевич завершил своё произведение «Сказка о золотом петушке».

  Странно писать этот ироничный текст, но многие спешат охотно верить в сказки. Хотя, мы отдаём себе трезвый отчёт в том, что эта творческая продукция является плодом фантазии, воображения и былинного эпоса, который весьма отдалённо, когда-то мог пересекаться с реальными событиями стародавнего прошлого, возможно больше живущего в биогенных цивилизационных условиях, чем нынешние поколения людей, чаще предпочитающих техногенный стиль.  Такое отношение к сказкам опирается на принцип: «Дыма без огня не бывает!». Мол, люди зря бы не сочиняли. Ведь пришла же в нашу жизнь 3D принтерная «скатерть-самобранка», реактивный ранец, чем вам не ступа бабы Яги? «Ковёр-самолёт» - дрон. Змей Горыныч (огненный дракон) – авиационный штурмовик. Да много ещё чего можно в эту цепочку аналогий добавить. Так и до «живой и мёртвой воды» скоро будет «рукой подать».

  Тут нужно сразу оговориться, что глупо ополчаться против всех сказок. Если она создана мастерски и успех её восприятия проверен временем, то можно сказать, что это образчик и кладезь мудрости, увлекательное чтиво, глубокомысленное кружево поучительных ситуаций и образов, которое так искусно сплетено, что легко усваивается даже мозгом ребёнка, ненавязчиво обеспечивая его первыми уроками жизни. Эксперимента ради, теперь прочтите с вершины своего возраста детскую сказку «Три поросёнка» и она засверкает для вас новыми красками потому, что перед глазами взрослого читателя, умудрённого жизненным опытом, замелькает целый хоровод рожиц реально живущих вокруг нас Ниф-Нифов, Нуф-Нуфов и Наф-Нафов.   И так, далее.

  Не знаю, как в далёкие стародавние времена дело обстояло с сочинением сказок и легенд, но в нынешнее время это стало очень непростой задачей потому, что нужно умело дополнить огромный массив сказанного. На выходе, у современного автора должно получиться, что-то новое, оригинальное, мудрое, интересное и главное – сказочно-увлекательное, а иначе, только Пушкину досаду транслировать во всемирный «интернет» знаний и интеллектуальных накоплений человечества.

   Вот смело вызвался из строя нынешних писателей иной современный автор. Сочинил сказку про драконов, рыцарей и колдунов, да вот техногенно-подкованному читателю практические нюансы в текстах противоречиво всплывают, преумножая сомнения. Как такому пытливому, да вдумчивому в толк взять? Например, как сугубо наземный рыцарь может с огнедышащим летательным аппаратом сразиться, да ещё и победить его в этом сухопутно-воздушном бою. Тут по нынешним временам переносной ракетный комплекс нужен типа «земля-воздух», а былинные воины управлялись одним мечом, топором или копьём, изредка прибегая к большим арбалетам – весьма скромный и неубедительный арсенал против такого эффективного штурмовика от биологической авиации. Плюс к этому, несоответствие в том, что громоздкий арбалет можно установить в крепости, но не приторочить его к седлу коня странствующего рыцаря, бредущего в поисках логова – наземного аэродрома дракона.

   Не беда! Мы же слышали от Пушкина пояснение, что: «Сказка ложь». Хоть, мы читаем  строки о том, что нашёл рыцарь логово и давай грозно кричать, да смело звать Горыныча на открытый бой. Но, если уж глубоко копать, то никто из сказочников и не нанимался охотничьи секреты выдавать своих удачливых рыцарей. Есть расхожее выражение: «Голь на выдумки хитра». Народная смекалка дорогого стоит. Например, в последние годы войны научились же щёлкать, как «орешки» неприступные фашистские крепости, искусно лавируя дымовой завесой, огнемётами и бочками с тротиловыми зарядами – тут явно сгодился и отшлифовался опыт воинственных предков, которые и капкан могли поставить на дракона в стародавние времена, а чего стесняться-то, коль дело нужно делать? Главное ему приманку правильную подсунуть, а там уж, его негодника, можно и топориком попотчевать, знай только, уворачивайся от его когтей и огня. Только ясно, что тут заслуга рыцаря будет минимальной потому, что на его победу должна перед этим поработать целая бригада мастеровых мужиков, скрытно собирая железный механизм капкана под носом у огненной нечисти.

   И то верно, не будет же благодарная принцесса кучу мужиков целовать, так и по рукам пойти недолго. : ))) (смеюсь) Знамо дело! Сказка – это мудрая кладовая, обойдёт нежелательные углы, назначит для всеобщего спокойствия одного победителя, а простой народ опять в тени истории останется другие сказки читать/писать.

  И ещё одну ложь тут можно подметить, когда услышите концовочку: «Повёл невесту (принцессу) под венец, тут и сказочки конец! А, кто слушал - молодец!». Не знаю, каким молодцом будет прилежный слушатель/читатель, но уверен, что с началом будней реальной семейной жизни с избалованной принцессой не один молодожён-рыцарь задумается: «А, где конец-то сказочки? Похоже, что главные приключения только начинаются, и тут мечом не отмахнёшься и мастеровых мужичков не позовёшь себе на подмогу!».

  Эта тема, начатая мною, бесконечна. Наверняка её многие читатели-писатели загорятся продолжить, вспыхнув пламенем творчества : ))) смеюсь и надеюсь

***

PS: В наше циничное время нужно иметь мужество, что бы признаться в любви и интересу к сказкам.
Дмитрий Крылов их даже писать осмелился