Я танцевала

Наталья Скорнякова
Сколько себя помню, я люблю танцевать.
Танцы шли изнутри, мне не нужно было что-то придумывать. Энергия двигалась по пространству моего тела, и тело приобретало внешние формы: перетекая из одной в другую.

Старшие классы. Вечера в школе и, конечно, танцы. Не припомню, чтоб я стояла у стеночки и ждала, когда пригласят. Как-то легко находила «общий язык» с мальчишками, сказывалось то, что у меня с братом небольшая разница в возрасте и все его друзья были моими и наоборот.

Почему-то я любила беззвучно подпевать во время танца, вслушиваясь в слова и каждым жестом передавая суть песни, особенно когда та отвечала моему настроению.

На танцы в городском парке папа неохотно отпускал меня и каждый раз спрашивал с кем я иду. Моя подружка Светлана была не счет. Важно, чтоб с нами пошел Сашик, наш телохранитель. Саша не любил танцевать, стоял в сторонке, наблюдал за нами, затем вручал меня в целости и сохранности папе.

Лето мы с братом проводили в военном дом-отдыхе «Бетта», где в летний сезон работал наш папа. Какой же дом-отдыха без танцплощадки. Там в нашей компании был Валентин Крамин, которому папа доверял, здесь он был моим телохранителем.

Мне хотелось танцевать, забыть все в быстром ритме музыки. Я то поднимала руки вверх, то медленным изящным движением отводила их за голову, то рисовала ладонями невидимые узоры вокруг себя. Голова запрокидывалась, клонилась то к одному, то к другому плечу, и снова выпрямлялась, повинуясь ритму и мелодии, пытаясь освободиться ото всех мыслей, которые не давали мне покоя.

Вокруг меня в темноте, периодически прерываемой вспышками лазерного света, двигались люди - танцуя, гуляя, жестикулируя. Окружающее было подернуто дымкой - легкой дымкой сигарет и моей собственной отстраненности.

Мои бедра и плечи изгибались, снова и снова посылая волну движения вниз, ноги то переступали на месте, только слегка отрывая каблуки от пола, то проделывали дорожку шагов - влево, вправо, вперед, назад и в других комбинациях.

Концентрируясь на жестком ритме, повторяя про себя - впрочем, я могла петь и вслух: звуки музыки и окружающий шум перекрывали любой голос - слова песни, я одновременно забывалась и вспоминала другой танец - без музыки и танцпола, без толпы и табачной дымки...

Моя первая любовь Иван Петров, познакомились на день рождения моего старосты. И…началось. Он в Харькове, я в Ленинграде. Звонки, приезды, письма. Танцевать с ним мне мешала разница в росте, его 188 см и мои 155. Я чаще танцевала с его другом, Ваня ревновал, страдал. В конечном итоге жизнь разлучила нас.

Я часто представляла, что одна на танцполе, и только иногда следила за тем, чтобы в вихре своего одиночного танца не дотронуться до чьей-либо руки или ноги.

Я застывала, кружилась, приседала, снова поднималась, тянулась вверх, наклонялась... Сердце колотилось в такт, тело с благодарностью принимало нагрузку после застойного сидения в душном офисе, обещая выложиться по полной.

Как-то в санатории ко мне подошел мужчина, невзрачный с первого взгляда – Вас можно, - рукой приглашая меня на танец. Отказывать не в моих правилах. С первой минуты танца поняла, что это не просто партнер, а знаток, танцор. Я старалась слушать и повиноваться ему в танце. Позже выяснила, что он учитель бальных танцев. Несколько уроков и я взяла у него.

Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того - все движения в древности назывались не иначе как танцами!

Греки не признавали танец только как предлог для ритмических движений и красивых поз - напротив, они стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую - то мысль, действие, поступок, что - нибудь говорило зрителю.

А испанские танцы и до сих пор посредством своей супервыразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. Считалось, что люди в древности танцевали оттого, что боги дергали людей за веревочки привязанные к их рукам и ногам. В действительности же танец произошел из - за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой - либо жизненно важной информации. Копируя движения животных, первобытные люди пытались проникнуть тем самым в душевное состояние этого животного, понять его "суть", что значительным образом помогало первобытным людям при охоте, а следовательно, являлось необходимостью для выживания!

Первобытный танец, конечно же, возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Первоначально в танцах был заключен и определенный элемент игры: в природу, в другое "Я", в "новое" и хорошо забытое "старое". Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нес новые трудности, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения и типизация новых жестов. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как - то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Танец, таким образом, являлся своеобразным каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни.

Всякий танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение потомства - охота - война - смерть. То есть танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.

Тотемические танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков. В тотемических плясках разных племен отчетливо проявляется их основная особенность - полное уподобление тотему. Лексика тотемического танца определяется характером пластики определенного вида животного, птицы, насекомого. Эти танцы по своему строю всегда были динамичны, в них подчеркивались движения, а не позы. В тотемических танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя (то есть внешне танцующий приобретал звериные черты). В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали до упаду. Оно их за это награждало в бою всеми своими ценными качествами, принося удачу и победу. У каждого было от десяти до тридцати видов мужских охотничьих танцев, каждый с особенным названием, особыми песнями, музыкальными инструментами, па, фигурами и костюмами участников. Каждое движение имело свой сакральный смысл.

В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте.

Что касается женских обрядов, то они принадлежали к числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита. С образом женщины в своих формах были связаны обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. У некоторых племен юго - западной Африки большую процессию с факелами огня, устраиваемую во время неудачной охоты, возглавляла только Великая Женщина. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения.

Военные танцы женщины исполняли либо с оружием в руках, время от времени бросая его вперед (что символизировало преследование бегущего врага) и назад (что имело цель отдалить собственных мужей от опасности). Нередко эти танцы исполнялись с обрядовыми белыми вениками, сделанными из хвоста буйвола или лошади, - женщины широко размахивали этими предметами в течение всего танца (чтобы мужья "смели" своих врагов с лица земли). Военные танцы во все времена были наиболее значимыми обрядовыми действиями племени. Их исполняли без перерыва, день и ночь, пока мужчины не возвращались из похода.

Древнейшим и повсеместно распространенным символическим знаком в пластике танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих - символизировал плодородие. В кругу лечили и женили. Однако круг - не единственная известная форма массовых плясок. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. В танцах древних воспроизводились и такие сложные фигуры, как лабиринт и рисунок ползущей змеи.

Для первобытного человека действительность и вымысел были равнозначны. И не случайно обрядовые действия могли длиться несколько недель - значит, это было жизненно необходимо!
Но постепенно ритуальное начало, где танец имел глубинное значение, начинает вытесняться чисто телесным, развлекательным. Так происходил плавный переход от первобытного танца к античному.

Люди,  которые  занимаются  танцами,  говорят  мне,  что  танец  —  это  не  стиль  жизни  и  не  ее  проявление,  танец  —  это  и  есть  сама  жизнь.  Сегодня  мы  не  думаем  о  том,  как  много  значит  движение,  но  вы  только  представьте,  что  с  помощью  танца  можно  признаться  в  любви,  рассказать  свою  историю.

Я уже более сорока лет живу с тем, кто поразил меня игрой на гитаре и тем, что он увлеченный человек. Родился сын. Сейчас радуют внуки. А танцы… Они были и есть со мной, скорее в воспоминаниях, в душе, нежели наяву.