Любим ли мы Чайковского? Кто ценит классику? Часть

Анна Иванова
Любим ли мы Чайковского? Кто ценит классику?
Часть 3.  Размышления о современных тенденциях в театре после спектакля «Севильский цирюльник» в исполнении Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Очень хочется, чтобы осталась традиция идти в театр, как на праздник. А ведь это  и есть маленький праздник – встреча с искусством. Это и есть праздник – радоваться при встрече с настоящей красотой, настоящим мастерством. Ведь ни один антураж в антракте с бокалом шампанского в роскошном буфете и картинами в фоей не восполнят недостаточное или откровенно низкое качество самого спектакля. А если публика, нарядно одетая, в приподнятом настроении, в радостном предвкушении увидеть захватывающее представление или услышать чудесную музыку неожиданно сталкивается с небрежностью в исполнении и цинизмом в переиначивании, перековеркивании классических произведений, это не может не вызвать разочарования и печали, или даже негодования.
Скажите, пожалуйста, кому это нужно извратить и опошлить ставшие уже классикой, т.е. эталоном гармонии и красоты, прекрасные произведения Чайковского, Россини, Моцарта и список можно продолжать и продолжать?

Когда мне мои знакомые сказали, что в Москве, в Большом театре, славившимся во все времена следованием строгим классическим традициям и высокими требованиями к исполнению, в новой постановке оперы «Руслан и Людмила»  ведущие актеры выходят на сцену, простите, нагишом, я не поверила. Не могла поверить, мне казалось, что меня разыгрывают! Мне пришлось переспросить несколько раз людей, видевших спектакль, у меня не укладывалось в голове – как можно, не верится в такое кощунство! А что же публика? Часть зала опустела – многие тут же ушли с возмущением, не смотря на завышенную цену билетов, кто-то пытался свистеть, кто-то смеялся, шептались, шушукались. Вообщем, впечатление от великой музыки ушло на второй план. Так может в этом и была цель у постановщиков спектакля?
Никто не подумал тогда, что унизили не только актеров и зрителей, унизили саму музыку, унизили наших любимых с детства классиков, давно ставших высоким образцом и эмблемой русского искусства, русской культуры. Создается ощущение, что готовя этот спектакль, о публике не думали. И напрашивается вывод, что «выпекаются», как скороспелые блины, такого рода спектакли по возможным двум причинам, и я не знаю, которая из них главнее.

Первая – из-за денег. Прибыль – это все, единственный критерий для создателей, причем в таком случае и для артистов в том числе. Т.е. неважно, что исполнять, пусть заведомую глупость или пошлость, лишь бы билеты были раскуплены. Поэтому и цены на билеты в московские театры уже давно превысили (в некоторые вдвое, втрое) все европейские стандарты. Для привлечения внимания в ход идет шумиха, скандальный успех кратковременный, но прибыль-то приносит! А каком качестве тогда вообще можно говорить – всегда найдутся люди, которые захотят разделить скандальную славу.

Второй возможный мотив преступления. А предательство классики – разве не преступление?  Попробуем подумать, как в детективном романе, кому это может быть выгодно? Тогда становится очевидной тенденция на истребление классического искусства в целом и унижение русской классики в первую очередь.

И даже не так важно понять, кому это нужно, сколько ответить, зачем. А для этого достаточно взглянуть в зал, присмотреться к публике. Зрителя потихоньку, исподволь, постепенно приучают принимать низкопробное искусство, одобрять халтуру, снижать критерии. Сейчас большинство в зале на просмотре спектакля «Чайковский» было шокировано, но открыто возмущаются всегда лишь единицы, не боящиеся открыто высказывать свое мнение. В итоге спектакль принимают, потому что половина зала по старинке апплодирует, кто-то по привычке, кто-то - за игру актеров.  Но ведь следующее поколение, глядишь, будет апплодировать. А еще через одно-два и забудет о своих корнях, о своей уникальной культуре.

Вот и причины тенденции – чтобы превратить все общество в единую массу потребителей «жвачки», когда не важны различия в культурном наследии, где не помнят ни своих предков, ни истории, ни искусства. Переставая гордиться своими великими классиками в искусстве, мы перестаем помнить наши моральные ценности, опускаем планку высокого качества.

И очень печально наблюдать, как бывшие лучшие театры, один за другим, поддаются этой тенденции. Становится модным вывернуть наизнанку, извратить, перекроить классические произведения. Я не против модернизма- но возьмите пьесы современных авторов, современную музыку – здесь простор для творчества! Да и авторы будут благодарны, и публика увидит что-то действительно новое.

Прекрасный был всегда театр – Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. В детстве мы часто наведывались туда, и всегда знали, что если в Большой не попасть, то можно все равно послушать здесь прекрасно исполненную оперу или восхититься великолепным балетом. Этот театр всегда держал очень высокую планку мастерства и качества. И долгое время было именно так – это один из лучших театров с блестящей труппой актеров и классическими постановками, которые всегда радовали самую требовательную публику и удовлетворяли самый изысканный вкус.

Еще 15 лет назад, когда я переехала жить в Москву, в течение первых двух лет я чуть ли не каждый вечер проводила в театрах и концертных залах. И один из самых запоминающихся спектаклей была моя любимая итальянская опера «Севильский цирюльник» Россини. Пару лет назад я снова увидела эту же оперу в исполнении этого же театра. И что же? Не знала, то ли плакать мне от разочарования, то ли смеяться от глупости всех несоответствий классике. 

Вечер обещал быть прекрасным, в программе было заявлено участие в спектакле итальянского тенора в ведущей партии, который даже был приглашен в этот театр на длительный срок по контракту. Не стала даже запоминать фамилию этого тенора, настолько ужасным оказалось впечатление от его пения. Вообще все не заладилось с самого начала. «Севильский цирюльник» - это Испания, летний зной. После знаменитой увертюры (слава Богу, музыку удалось сохранить!), занавес открывается и – вот сюрприз! – на сцене идет снег! Дальше- больше, Фигаро, выкатывает на сцену на новеньком кабриолете (это, по всей видимости, для того, чтобы сразу убедить «глупого» зрителя, как везет этому Фигаро и какая удачная работа брадобрея!). Но самое грустное оказалось увидеть и, главное, услышать итальянского тенора. По роли это должен быть неотразимый красавец, обаятельнейший граф Альмавива, к тому же романтично и пылко влюбленный. На сцене появился коротенький, тучный человечек, я бы ни за что не распознала в нем графа Альмавиву, даже, когда он запел, т.к. с первых же нот знаменитый итальянский тенор «дал петуха»! Может, конечно, теплолюбивый итальянец был простужен даже из-за бутафорского  снега, как знать. Может, именно в этот день, он был не в голосе. Но все равно контраст Альмавивы с Фигаро был такой ощутимый, что это увидел (наконец!) и режиссер, потому что, наверное, поэтому ему пришлось переиначить весь сюжет. По новой трактовке, похоже, специально для русской публики, так сказать на злобу дня, в конце спектакля юная Розина укатывает все на том же кабриолете с богатым графом, надо полагать в Италию из снежной России.

Когда кощунственную расправу с сюжетом видишь впервые, то это вызывает смех и недоумение. Но … все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно.
Зрителю остается только вздыхать и соглашаться со всем, но исключительно из-за уважения к актерам и благодаря их прекрасным голосам. Но часто то, что нам преподносят на сцене, как новое видение или новое прочтение, вызывает лишь внутренний протест и неудовольствие, даже вопреки стараниям исполнителей.

Моцарт, опера «Cosi fan tutte», снова в музыкальном театре Станиславского и Немировича- Данченко просто вышибала слезу, заставлял хвататься за сердце –так жаль было актеров, оперных певцов с прекрасными голосами.И такое вопиющее безобразие нового, сляпанного сюжета. Ну посудите – сцены Первой мировой, военный госпиталь, перебинтованные раненые  на костылях, демонстрирующие культи. И как будто этого мало, санитарки, наряженные словно для варьете-шоу. Бедный Моцарт! Да и зрители, которые после такого спектакля в шоке и недоумении – то-ли апплодировать замечательному пению, то ли освистать ужасную постановку!
Таких примеров, к сожалению, с каждым годом все больше и больше. Я не призываю к возрождению цензуры, а лишь к здравому смыслу режиссеров и к проявлению уважения в первую очередь к самим актерам, которые часто вынуждены участвовать в этом всеобщем балагане и издевательстве над чувствами зрителей. Я призываю к уважению классики, и убеждена, что мой голос не одинок, к сохранению классических традиций в театре, чтобы он выполнял, как и прежде, высокую роль учителя, просветителя. Хотелось бы видеть больше уважения по отношению зрителю, чьи вкусы часто оскорбляют, а интеллект недооценивают.

Еще один пример такой же вопиющей несправедливости рассказала мне моя студентка. Ее дедушка, очень интеллигентный, профессор- историк, большой интеллектуал и поклонник оперы однажды попал на постановку оперы «Пиковая дама», опять бедного Чайковского, в исполнении Музыкального театра им. Станиславского. В тот вечер ему повезло и он увидел классическую постановку, вышел из театра в полном восторге от игры актеров, замечательных голосов. Ему так понравилось, что он решил сделать своим внукам подарок и тут же купил билеты на эту же оперу в этом же театре только спустя полгода. Но когда молодая пара отправилась в театр, там исполняли уже модернистский вариант. Молодые люди были шокированы, когда на сцене ведущего Московского театра, с именем выдающегося режиссера Станиславского, под музыку Чайковского в «Пиковой даме» артисты устроили на сцене стриптиз. Что это, если не намеренно выраженное презрение к классике? И под редкие свистки ошарашенных зрителей продолжали ведь петь, разгуливая по сцене в чем мать родила! Смешно, прямо до слез. Стыд и срам.

Многие ушли, разочарованные, сразу в антракте, в том числе мои студенты. Дедушка, заслуженный деятель культуры, человек с активной жизненной позицией, узнав о случившемся, очень расстроился и позвонил в администрацию театра попросить объяснения. И здесь самое удивительное, ему сразу принесли извинения, но (внимание, как говорил Михаил Задорнов!) не за то, что артисты выступали нагишом, а за то, что в предыдущем составе артисты отказались это делать, и следовательно, их заменили! Снова, как в пословице, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно!

Под прикрытием модернизма, новых прочтений на лучших сценах Москвы все чаще появляется низкопробная продукция, пошлость и халтура. Словно все это делается нарочно, чтобы опошлить и унизить, а в итоге уничтожить культуру с вековой традицией. Ладно бы талантов не хватало, а то именно вопреки этому. Я в этой ситуации не понимаю позицию Министерства культуры.

Так кто же не любит Чайковского? Возмущенный зритель, который не желает апплодировать спектаклю, порочащему его образ или те, кто «сварганили» очередное нечто в надежде, что соблазнившись, услышав имя, зритель все равно придет и все равно из вежливости похлопает в ладоши? Возмутится? Ну что ж, это тоже реклама. Не придет больше?  Придет другой, мало ли в Москве туристов, залы всегда все переполнены. На это расчет?

А мне обидно за актеров, которые стараются разучивать роли с пустыми, бессмысленными репликами и жаргонными словечками, за оперных певцов, вынужденных фиглярничать и раздеваться на публике, словно это стриптиз-шоу, а не итальянская опера. Хочется спросить каждого, что  или кто вас вынуждает так опускаться? 
И эта так называемая тенденция «нового» прочтения классики происходит в последнее время на лучших сценах драматических и оперных сценах Европы, под музыку Моцарта, Россини, Чайковского. Но я не понимаю, а нам-то зачем следовать этой моде? Убеждена, большинство зрителей чувствует себя одураченными, словно кто-то настойчиво пытается растоптать или высмеять идеалы и понятия о красоте, опустить критерии высокого искусства.

Не пора ли задуматься, зачем мы идем на поводу этой тенденции? Кому станет лучше, если наши дети перестанут читать Пушкина или слушать Чайковского, а о Моцарте будут знать только понаслышке, а в оперу будут приходить, чтобы взглянуть на «обнаженку» ?

Классика должна оставаться классикой. Это мое глубокое убеждение. На то она и классика - отобранное временем лучшее, высшего качества. 
Я не против современных новых веяний в науке, в искусстве, в поиске новых форм, идей. Пусть это будут свежие идеи, а не плагиат. Я против обмана. Хочется модернизма – ставьте современные пьесы современных авторов, можно и без декораций, только играйте убедительно (как по Станиславскому, вживаясь в роль)! И придет молодежь, и не только молодежь, если это будет профессионально, интересно, захватывающе.

  Конечно, поставить классику труднее – тут планка высока, требования выше, надо стараться. Поставить совсем новое – риск. Проще покривляться на сцене, что-то скопировать, и сорвать куш с наивных зрителей, ушедших разочарованными. Только не надо это называть искусством!

В этой статье я намеренно не называю никаких имен и фамилий – не в этом ее цель, чтобы пристыдить или заклеймить какого-то отдельного режиссера. В конце концов , это дело совести каждого из нас. Режиссера, который ставит заведомо бездарное произведение или  протаскивает скандальные сцены, артистов, которые соглашаются их исполнять, и даже зрителей, которые невольно становятся соучастниками, апплодируя, и этим выказывая одобрение.

Дело совести каждого, сказать или промолчать. Я больше не могу молчать и лишь надеюсь, что мой голос не останется гласом вопиющего в пустыне. Не пишу имен, кроме тех, кого хвалю. Моя задача не высмеять или пристыдить, а призвать к здравому смыслу.

Я не за цензуру, а за здравый смысл, который включает чувство меры и такт у режиссеров и актеров и хороший вкус у зрителей и умение выразить свое мнение более активно. За уважение к зрителю и доброму отношению, не допускающему халтуры, у актеров. За высокую планку, который каждый ставит сам для себя в своем деле и его исполнении. За высокую планку в отношении к избранной профессии, к любимым людям, к творчеству и ценностям культуры.
Печально видеть деградацию лучших театров Москвы, обидно видеть цинизм, с которым расправляются с классическими произведениями, словно варвары разрушают античные храмы.

Больно вдвойне, когда обесценивают и оскорбляют память дорогих всем имен. И ладно бы речь шла о единичных случаях, таких примеров множество. Видя, что интересуюсь вопросом, мои студенты мне периодически рассказывают об аналогичных случаях разочарования в самых разных театрах. Конечно, в любом городе есть ведущие театры, лучшие сцены, и театры, которые меньше на виду и, возможно, к ним меньше требований. Жаль, когда с низким качеством сталкиваешься там, куда идешь, полный ожидания от встречи с настоящим искусством.

Классическая музыка во все времена остается вершиной творческого духа. Прошу, оставьте классику быть классикой, пусть для кого-то непокоренной вершиной, но всегда будут люди, готовые стремиться подниматься высоко в горы, и всегда будут ценители настоящего искусства, воиистину благодарная публика!
 Потому что так хочется снова приходить в театр, как на праздник, не ожидая подвоха, и уходить обновленным, в восторге от встречи с прекрасным, а не в сожалении о потраченном времени.

14.01.2018
Москва