Камер-юнкерство отражено в сказке присвоением конюшему Ивану нового звания – стремянного.
«И на радости такой –
Будь же царский стремянной!», - решает Царь.
О том, что стремянной – звание ниже конюшего, - мы и сами догадались. Но нашу мысль подтвердила и кандидат исторических наук, доцент Тюменского университета Наталья Рогачёва: «… конюший во все периоды истории Руси занимал более высокое положение, чем стремянный …». И далее Рогачёва делает вывод: «Положение Ивана вновь двусмысленно: он более всего холоп, находящийся в кабальной зависимости от господина»(Sic! Е.Ш.). И – далее: «получая должность стременного, [Иван] становится личным посыльным царя, его заместителем, комическим двойником и в то же время – личным рабом. То, что по логике реальной службы должно являться повышением в чине, лишь усиливает зависимость героя от царя» »(Sic!Е.Ш.). *
Всё это – реалии камер-юнкерства Пушкина; только здесь – ещё более горький подтекст, чем подозревает Рогачёва (поскольку историк всё же считает автором сказки Ершова).
Стремя – это ножная петля. Стремянной помогает царю вставить ногу в стремя, - то есть, - сесть на лошадь. На кобылу. На кобылицу… Как мы помним, со времён Анакреонта, кобылицами именовали и молодых девушек. А царю (Двору) ведь хотелось, чтобы Н.Н. (не девушка, а молодая женщина и мать!…) «танцовала в Аничковом»… В Аничков Наталия Николаевна могла попасть только как жена придворного, - вот и стал Пушкин … «стремянным»!
Наша мысль подтверждается в Третьей части сказки, в разговоре с Месяцем Месяцовичем:
Так она,
Что ль, тобой увезена?» —
Вскрикнул Месяц Месяцович.
А Иванушка Петрович
Говорит: «Известно, мной!
Вишь, я царский стремянной;
Ну, так царь меня отправил,
Чтобы я её доставил
В три недели во дворец;
Надо ли говорить, что в обязанности реальных стремянных вовсе не входила доставка царям во дворец девиц?!..
Продолжение:http://www.proza.ru/2019/08/27/936
*Н.А. Рогачёва Исторические аллюзии в сказке