Эротические стихотворения... Автор - князь Гагарин

Алла Жданова
        Толчком к нижеизложенному расследованию послужил бал, назначенный "ЗОЛОТЫМ КЛУБОМ" на 16 августа  нынешнего года в Софринском оздоровительном комплексе.  Захотелось побольше узнать об этом месте в Подмосковье. Начала искать. ВДРУГ - ГАГАРИН! Остановиться я уже не могла, Вы меня знаете...

        ИТАК, ИСТОРИЯ КНИГИ С ИНТРИГУЮЩИМ НАЗВАНИЕМ  «ЭРОТИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ»
         Кто  автор этой книги?  Разные источники называют  разных авторов. Но в них схоже одно - фамилия . ГАГАРИН!   Но имена… В одних  – Григорий Иванович (1182-1837), в других - Павел Гавриилович (1777-1850), в третьих - Гавриил Петрович (1745-1808)…  Поскольку одним из авторов некоторые называли Григория Ивановича Гагарина (1782-1837), отца – князя-художника, я не оставила тему без внимания.  Очень хотелось выяснить – являлся ли дипломат такого высокого ранга, каким был отец НАШЕГО  князя, Григория Григорьевича Гагарина  в самом деле автором сборника эротических стихотворений?
               
     В музейном фонде  Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина тоненькая, в переплете под кожу , книга с  золоченым названием на корешке "Эротические стихотворения". .Автор – не указан. Издана в Санкт-Петербурге в 1811 году.
       В 1813 году «Эротические стихотворения»  выходят уже с указанием автора- Гавриила Петровича Гагарина.   
      
      А в моей библиотеке с есть книга, на обложку которой вынесено название "Забавы уединения моего в селе Богословском", но ее большую часть составляют те самые «Эротические стихотворения». Издана в 2002 году, в тот же год я приобрела ее.         
       Семнадцать лет назад  фамилия ГАГАРИН мне ничего не говорила (мне, как и всем,  был известен только один Гагарин – ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ). Но у меня довольно  приличная библиотека поэтических сборников.. Не прошла я и мимо появившегося в продаже  сборника стихов неизвестного мне автора.
   Тогда я не знала. что это всего третье издание книги за  два века -1811, 1813 и вот эта книга – 2002 года! И уж конечно, не предполагала, что спустя много лет молча буду стоять у могилы автора…
    И хотя есть еще один ГАГАРИН  (1847-1889), Павел Сергеевич, - уже четвертый в нашем списке! - который тоже увлекался стихотворчеством, совершенно очевидно, что автором «ЭРОТИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ» является  ГАГАРИН Гавриил Петрович (1745-1808)… 
     Итак,  ГАГАРИН Гавриил Петрович ,русский писатель, сенатор, министр, действительный тайный советник при Павле I — член Императорского совета, при Александре I — министр коммерции. Один из крупнейших деятелей масонского движения в России.
     Последние годы жизни он провёл в своём имении Богословское в Московской  губернии (нынче Пушкинский район, рядом с Софрино), где и был похоронен в местной церкви.
    Его сын, Павел Гавриилович ГАГАРИН, после смерти отца в 1808 году  в течение четырех лет не мог посетить Богословское по причине наложенного запрета  (это уже другая история,  о ней - в другой раз, когда найду время рассказать о своем посещении  села Богословское. Скажу только, что это связано было с масонской деятельностью Г.П.Гагарина)
       И только в 1813 году стараниями  Павла Гаврииловича  были изданы «Эротические стихотворения»  его отца , Г.П.Гагарина.  (Думаю, что и самый первый сборник 1811 года был издан Павлом Гаврииловичем  , когда  сразу по истечении четырехлетнего запрета он смог получить доступ  в усадьбу,  к документам, архиву отца. Правда, он поостерегся назвать автора)
     А теперь  о стихах. Название, сами понимаете, интригующее  - «Эротические стихотворения». Сейчас это назвали бы  просто «Любовной лирикой»!  Вот несколько стихотворений из этого сборника  ( напоминаю, что речь идет о второй половине 18 века), стиль Вам покажется непривычным. Да и то сказать  - стиль РОКОКО в стихосложении  это так далек  даже  от державинских стихов,  не говоря уже о пушкинских.   
ИЗ  «ЭРОТИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ» Г.П.ГАГАРИНА
ПРИ ОТЪЕЗДЕ В ПОЛЬШУ
Под розой, разметавшись
На мягкой мураве,
С Лизетою обнявшись
Я — троны на траве,
Побоищ честь кроваву
И свет весь забывал;
Лишь тихую забаву,
Лишь Лизу вображал.
          Вдохнувши лире страстной
Приятный голосок,
На лире сладострастной
Повесил я венок.
Венок из роз сплетенный
Рукою дорогой;
От сердца оживленный
Пролитою слезой.
          Но — лишь к струнам рукою,
Лишь вздумал я сказать:
В утехах с дорогою,
Век буду провождать! —
Вдруг вихри засвистели,
И порвалась струна,
И громы загремели!..
Неслась над мной война.
          Тут вспомнил я, чем Свету,
Чем должен я Царю;
Взглянул я на Лизету,
На Лизаньку свою!
И лиру я поспешно
Поставил под кустом:
Петь песни неутешно,
В прощаньях со дружком! —
          Иду я вслед герою
Отечеству служить;
Победу за собою,
Герой привык водить.
С ним лавром увенчаюсь,
С ним буду человек,
Я смерти посмеваюсь,
Той час даст жить мне век!
          С сим словом, меч хватая,
Стать к знамю я хотел;
Но, шлем приподнимая,
Гнездо под ним нашел.
Птенцов в нем согревала
Голубка под крылом,
Умильно ворковала,
Целуясь с голубком.
          Взглянув на птичек нежно,
Слезу я уронил;
Их к Лизаньке поспешно
В колени посадил;
Глядел — и сердце билось;
Я Лизу прижимал;
И слава позатмилась,
И лавр пред мной завял. —
          Вдруг снова раздалися
Гром бранный, трубный звук.
«Со мною хоть простися,
Мой милый, милый друг!» —
Мне Лиза говорила.
Сказал и я — прости!
Прости, она твердила,
Прости, меня люби! —
          Я Росс! иду сражаться
И легче расстаюсь;
Тогда ли сокрушаться,
Как с славой спознаюсь?
Злодеи! трепещите!
Отмщу вам за любовь! —
Мне милые! простите! —
Кипи геройска кровь!»

  ВОТ ТАКАЯ ЭРОТИКА... А ВЫ ЧЕГО ЖДАЛИ?