Чужая фамилия

Светлана Зимина 2
Свекровь Татьяны замуж ходила три раза и только первый брак у нее был зарегистрированный. В тридцать девятом осенью, как водится на деревне, после покрова сыграли свадьбу.

Пожили молодые недолго, в сорок первом ушел муж на фронт и больше не вернулся, погиб под Ленинградом и не видел он своего сына, который родился двадцать третьего февраля сорок второго года.

А, свекровь осталась жить с его матерью - растила сына, работала портнихой на городском предприятии. Когда выпадала возможность, навещала родителей живших в деревне недалеко от города.

И вот в один из таких дней, когда вся деревенская семья была в сборе, пришел к ним в дом председатель и позвал их на собрание. - Идем и ты, - сказал он ей. - А, я то зачем пойду, я в городе работаю. - Идем-идем, посиди, послушай.

Домой она уже не вернулась, забрали ее с этого собрания и прямиком в Сибирь, в Хабаровский край, поселок Лазо

Как потом выяснилось, сказала она что-то неосторожно неуважительное о власти, а кто услыхал донес куда надо и получила она тогда десять лет отсидки.

Сыну ее в ту пору было три года. Остался он жить в деревне с дедом Павлом и бабкой Нюрой.

Кроме нее в семье у деда Павла было еще четыре дочери и сын Георгий, который воевал, дошел с боями до Варшавы и был комиссован по ранению. Вернулся домой, устроился на местный военный завод, где проработал до самой пенсии.

Семья была трудолюбивая, работящая, жили в достатке. Держали свое хозяйство, голодать не приходилось и мальчишка рос окруженный заботой и лаской.

После смерти Сталина ее, как и многих осужденных по навету реабилитировали, не весь срок ей пришлось отбывать и она вернулась домой. Но вернулась не одна, а с маленьким трехгодовалым малышом на руках, тоже сынишкой.

Встретила она там свою новую судьбу, вот и родился новый малыш. Свои отношения они не регистрировали, жили без росписи.

Домой она вернулась без мужа, так как его на то время еще не освободили, а что стало с ним потом, она уже не знала. Сына она записала на свою фамилию, фамилию первого мужа, которую носила сама.

Третий раз она вышла замуж уже поздно и детей в браке не было из-за возраста. Но жили они долго и счастливо. Выпало на ее женскую долю немного бабьего счастья.

Сыновья выросли, обзавелись своими семьями, надарили ей внуков и правнуков. У старшего была дочь и сын, а вот у младшего только две девочки, не дал ему Бог сыночка.

И в этом нет ничего удивительного, ведь сыновья должны продолжать свой род и носить фамилию отца, а чей род продолжили бы они, если у них была бы чужая фамилия.

Девчонкам проще, все равно фамилию менять когда замуж выходить -  хоть так, хоть так возьми, все чужая фамилия получается.