Он какой... Пушкин?

Владимир Конюков
Он какой… Пушкин?

     Александр Сергеевич творил автобиографию свою в нетленных стихах своих, навечно оставил строки в наследии.

 «В деревне, где Петра любимец,
 Царей, цариц любимый раб
 И их забытый однодомец,
 Скрывался прадед мой арап,                (арап – древне русское, современное – араб)
 Где позабыв Елисаветы
 И двор, и пышные обеты,
 Под сенью липовых аллей
 Он думал в охлажденны леты
 О дальней Африке своей...            ["К Языкову", т.2, с. 29].
               
      Современница Пушкина, Л. П. Никольская, 1833 год, описала внешность поэта так.
 «Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. <…> Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…».
Женское мнение того века… Не исключено, некоторой частью субъективное. По основным параметрам в сравнении с другими описаниями черт гения…, поверим.

      Поэт, историк Н. В. Берг.
 «Сельцо Захарово ... Добрый хозяин водил меня по саду и показывал места, которые особенно любил ребенок — Пушкин. Прежде всего мы осмотрели небольшую березовую рощицу, находящуюся неподалеку от дому, почти у самых ворот. Посредине ее стоял прежде стол, со скамьями кругом. Здесь, в хорошие летние дни, Ганнибаловы обедывали и пили чай…
 ...Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета. В детстве он был совсем белокур, каким остался брат его Лев. В его облике было что-то родное африканскому типу…»

 «У меня свежий цвет лица, русые волосы
  И кудрявая голова...
  Сущий бес в проказах,
  Сущая обезьяна лицом,
  Много, слишком много ветрености                ( «Мой портрет» 1814 г.)
 
      “Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”<...>Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться”.
                ( Записи в дневнике внучки Кутузова Д.Ф. Фикельмон)

      «… Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам Бог послал ему милое чадо. Чадо показалось мне довольно шаловливо и необузданно…
 Спросят: был ли и он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением и кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре…
 Его хвалили, бранили, превозносили, ругали. Жестоко нападая на проказы его молодости, сами завистники не смели отказывать ему в таланте; другие искренно дивились его чудным стихам, но немногим открыто было то, что в нем было, если возможно, еще совершеннее, — его все постигающий ум и высокие чувства прекрасной души его...»              (Ф. Ф. Вигель из "Записок")

      «… Очерки лица его были неправильны и некрасивы, но выражение думы до того было увлекательно, что невольно хотелось бы спросить: что с тобою? Какая грусть мрачит твою душу? Одежду незнакомца составлял черный фрак, застегнутый на все пуговицы, и такого же цвета шаровары...Пушкин беспрерывно краснел и смеялся; прекрасные его зубы выказывались во всем блеске, улыбка не угасала».                (В.П. Горчаков. Дневники).

      «...Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался<...>В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел....»                (М.Н.Волконская. Из "Записок")

Только один из многих ответов мистификаторам на мистификации, о приписываемых ему много женщин, количеством за хорошую сотню… Оказывается, женщины были, как музы для поэта в большинстве и только…!

      «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся — это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу, голова, с негустыми, кудрявыми волосами».              (И.А.Гончаров "Из университетских воспоминаний")

 Отмечен средний рост поэта.
 19 век. Его 1м.67см. роста, тогда являлся средним, даже выше среднего, (но не «мелким, низким»).
 Современными учёными подсчитано, на сегодняшний день человечество подросло на 10 см. по сравнению с двести годами ранее. Если сравнивать «по науке» сегодняшнего дня, его рост был около значений понятия…, выше среднего роста.
 … Часто в публикациях о его росте значилось: не высокого или маленького роста. И это понятно…, унизить, умалить, принизить, создать видимость мистификаторами мало значимости Пушкина, оскорбить память.

      Например, гнев оскорблённой женщины… Её мужем не будет, она никогда не будет носить звание Первой леди Первого поэта империи. Славу любимого народом стихотворца не получит.
 Оленина была первым кандидатом на роль официальной жены знаменитого поэта. Он её отверг, она ему мстит…
 Месть отвергнутой женщины в любви, надеждах на выгодное замужество, изворотливое, уничтожительное, гадкое. Унизить память в наследии, «написать пером, чтобы не вырубить топором». Она это сделала! Мистификаторы и фальсификаторы биографии поэта, запись использовали сполна, делали ссылки, мистифицируя наследие. Не забыли Оленину упомянуть, защищая, мол, она сама не хотела за Пушкина…

 «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его... Да и прибавьте к этому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин... странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие — вот все достоинства телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту XIX столетия».              (Из дневника А. А. Олениной, 18 июня 1828 г.)

      Поэт Пушкин, дипломат, государственный служащий. Государственный деятель.
 Портрет, «...рисованный и гравированный Г. Райтом ), комментирует знаменитый русский живописец.
  «Обратите внимание, что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум».                (И. Е. Репин)



Отрывок в сокращении из «Герои, гении…, аналогии».
К разгадкам Пушкина.