Арт-объект, или стрит-арт. Охота на слова

Александр Ерошкин
Оба значащих слова в заголовке я бы написал слитно:  артобъект и стритарт, поскольку в годы моего обучения в школе и в вузе не было столь безумного восприятия норм правописания из чужих языков. Сейчас всё самое худшее тянем к себе, даже слово ОДНАКО, вошедшее в обиход в связи с анекдотами про чукчей, стало теперь вводным и выделяется запятыми с двух сторон.

Теперь в сети читаем.
арт-: - первая часть сложных слов в знач . "художественный, относящийся к искусству", пишется через дефис.  Словарь русского языка Лопатина.  2012.

Кстати, черезчур частое употребление этих слов свидетельствует о дефиците, острой нехватке русских слов для обозначения многого из того, что появляется в последнее время в среде нашего обитания в столицах, мегаполисах,  городах и сёлах. Русский язык становится беднее, примитивнее за счёт того, что довольствуется чужой лексикой даже там, где можно придумать собственное слово.

 Неужели в нашем обществе нет никого, кто бы занялся словотворчеством, чтобы слова в родном языке звучали не на западный, не на английский лад, а на родной, на русский? Или наше коллективное сознание уже готово смириться с тем, что мы колония западного мира, а значит рабы? И прав Александр Сергеевич Пушкин, когда на волне одесского отчаяния 1823 года проиллюстрировал строку из библии, где речь шла об Иисусе Христе: «Изыде сеятель сеяти семена своя»? Помните?

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Во всяком случае,  люди, желающие быть духовно свободными, стремятся говорить на родном языке, использовать свою лексику, а не чужую, свои символы, а не чужие.

Слово арт-объект, или его синоним  стрит-арт, оказалось на слуху у всей страны в связи с событиями в Екатеринбурге. Надо сказать, что город мощно раскачивают, добиваясь разными методами, чтобы горожане, очертя голову, выходили на Майданы, противостояли властям, местным и московским,  и разрушали свою страну так, как это было сделано в 90-е годы.

Итак, что случилось в Екатеринбурге на сей раз? С 5 по 7 июля 2019 года в столице Среднего Урала прошёл фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA.  8 июля художник Покрас Лампас (его считают  одним из самых ярких представителей современной каллиграфии) завершил свою масштабную работу для этого фестиваля.

В чём особенность этой работы? На площади возле Уралмаша в Орджоникидзевском районе появился огромный католический крест. Так я его воспринял по многочисленным фотографиям в сети. Через перекладину этого нарисованного креста пришёлся пешеходный переход.  Но официально это представлено иначе. Художник вписал в супрематический крест на площади 1-й Пятилетки цитату из манифеста Казимира Малевича. То есть нарисован не просто крест, а некий символ.

Мне довелось не один раз в галереях Дюссельдорфа видеть картины Казимира Малевича. И «Черный квадрат» и его варианты. И «Красный квадрат»… Я в них никакого таланта или тайного смысла не увидел. Возвысили этого художника и увидели глубокий смысл в его работах хозяева денег. Это аналог сказки о новом платье короля. Но мнение мальчишки, заявившего, что король голый, никого не вдохновило. Экскурсоводы раз за разом вешают на уши слушателей лапшу самого высокого качества.

Напомню, используя Толковый словарь Д.Н. Ушакова,
что  СУПРЕМАТИ;ЗМ, супрематизма,  мн. нет,  муж. (от лат. supremus-высший) (иск.). Формалистическое направление в живописи периода империалистической войны 1914-18 гг., отрицавшее необходимость рисунка, изображения  предметов  и сводившее живопись к изображению  различно окрашенных плоскостей.

Супрематизм – разновидность абстракционизма, это отказ от изображения действительности, игра с композициями, с сочетаниями фигур и цветов. Надо вспомнить, в связи с чем Малевич рисовал свои квадраты. Он был автором декораций и костюмов для оперы «Победа над Солнцем».

О чём опера? Футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных «Победа над Солнцем» построена на литературной, музыкальной и живописной алогичности, яркий пример совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слов, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. То есть передовая техника будущего одерживает победу над старой природой, второй (тайный) план оперы – победа  над «солнцем русской поэзии», то есть над  Пушкиным.

Художественную ценность работ Малевича надо рассматривать как род декораций. Старое вечное Солнце выступало в опере символом прежнего порядка вещей, подлежащего искоренению, борьба с ними увенчивалась полной победой Будетлянских силачей: хор в конце первого дейма (неологизм Хлебникова), провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом.


«Белый супрематический крест» (также «Белый крест на сером фоне», «Супрематизм») — картина, написанная Казимиром Малевичем. Широкий устойчивый крест белого цвета составлен из пересекающихся прямоугольников, протянутых от стороны к стороне, и находится на светло-сером фоне. Эта тема послужила молодому художнику основой арт-объекта, где в крест вписаны слова Малевича. На фотографиях в сети мне не удалось прочесть надпись на кресте.

Полтора месяца рисунок креста, похоже, никого не взбудоражил. А тут коммунальщики залили арт-объект сперва гудроном, потом стали закатывать асфальтом. И вот в этот момент нашлись люди, которые сработали провокаторами и по сути подожгли ситуацию. Вот так же в своё время на книгу Салмана Ружди «Сатанинские вирши» провокаторы обратили внимание экстремистски настроенных людей, автор попал в опалу, его обвинили в оскорблении ислама, то есть в том, чего он не делал, и приговорили к смерти…

У меня такое впечатление, что художник запланировал этот скандал. Но на его работу как-то не особо вовремя отреагировали. Мне кажется, что художник в курсе, как раскачивают ситуацию в этом уральском городе, где хорошо помнят годы минувшей войны и подвиги уральцев в тылу и на фронте. Уверен я, что художник не мог не знать, что именно  с таким крестом объединённая Европа не раз шла войной против православной России. Крест нарисован как раз к 80-летию начала Второй мировой войны. Не думаю, что случайно. Слишком не спокойно сейчас на идеологическом поле. Нас кусают со всех сторон.

Мне захотелось узнать, почему он Покрас, почему Лампас. Это же вызов обществу. Покрас Лампас, где тут имя, где фамилия? Википедия сообщает, что родился он 19 сентября1991 года в подмосковном Калининграде (ныне Королёв), при рождении он был Арсений Сергеевич Пыженков.  Живёт и работает в Санкт-Петербурге, художник-каллиграф, работает в стиле каллиграффити. Он считается основателем направления «каллиграфутуризм».

Интересоваться граффити и стрит-артом стал во время поездок на электричке из Королёва в Москву, рассматривая рисунки на заборах вдоль железнодорожных путей. В 15—16 лет начал рисовать сам. Учился в институте на специалиста по рекламе, но бросил его на пятом курсе. По словам самого Покраса, в каллиграфии он самоучка.

Творческий псевдоним составлен из распространённого в стрит-арт среде выражения «покрас», что означает «пойти покрасить», а «лампас» — понравившаяся художнику рифма. Художник добился, чтобы официально псевдоним был указан в паспорте, от  отчества он отказался по убеждению. Покрас Лампас  - это указано во всех официальных документах от свидетельства о рождении до паспорта.

Покрас Лампас работает с арт-проектами по всему миру, устраивает перформансы, мастер-классы и участвует в различных стрит-арт фестивалях,  создаёт композиции в городской среде и для интерьера. Скандальные выставки ему на руку.

Покрас Лампас сотрудничает с брендами Nike, YSL, Mercedes-Benz, Pirelli, Dries Van Noten, Lamborghini, IKEA, Adidas.

В 2015 году по заказу компании Panasonic Покрас Лампас создал самую большую в мире каллиграфию, площадью 1625 квадратных метров  на крыше бывшей фабрики «Красный Октябрь» в Москве. Это единственное художественное произведение в России, которое видно из космоса. 

В 2017 году по заказу модного дома Fendi  Покрас Лампас за два дня расписал крышу самого высокого здания в Риме — Дворца итальянской цивилизации, в котором находится штаб-квартира бренда.

В 2017 году Покрас Лампас расписал пешеходный тоннель, соединяющий торговый центр «Атриум» и Курский вокзал в Москве. Каллиграффити посвящены художникам русского авангарда.

В 2018 году, по заказу Новой Третьяковской галереи Покрас Лампас создал масштабную инсталляцию из трёхметрового панно, посвящённую открытию выставки работ Василия Верещагина в Москве. Инсталляция располагалась на лицевой стороне здания Новой Третьяковки.

Мне нравятся яркие росписи на стенах. Я фотографировал их в Дюссельдорфе, где живу уже 13 лет, в Челябинске, в Тюмени, в Красноярске, в городах Италии, Голландии, Китая. Фотографирую не всё подряд, а только то, что мне интересно.  И очень огорчает меня, что эти произведения называют английскими, на мой взгляд, примитивными  понятиями арт-объект или стрит-арт, иногда граффити. Есть красивые русские слова: живопись, портрет, рисунок, роспись, фреска. Я уверен, что при небольших усилиях в нашем языке могут появиться и другие яркие образные слова для пояснения того, что рисуют на стенах.