10. Искушение хлебом

Сергей Михальчук
Иллюстрация: Искушение Иисуса Христа в пустыне.
 
«Искушение Иисуса Христа в пустыне»

(Антропологические аспекты аскетики Евангелия)

IV.5. 1. Искушение плоти хлебами.

[4.3] И сказал Ему диавол: если ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
[4.4] Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом [глаголом] Божиим.
Как мы помним, из наших предыдущих рассуждений, находясь в «пустыне греха», Иисус страдал плотью, а душа Его - ум и сердце, мысли и чувства, до времени, то есть до сорокового дня, когда он «взалкал», оставалась в покое. И поэтому в наступившем кризисе веры, наиболее уязвимой из всех сфер природной жизни человека Иисуса Христа, оказалась именно Его плотская сфера существования. Возникает вопрос: - Это закономерность только этого евангельского эпизода или она имеет более общий характер? Думается, что любой, более-менее сведущий в понимании Евангелия человек, легко согласится с утверждением того, что в Евангелие не попадает ничего случайного!
Понятие плоть - это очень интересное, я бы назвал его первичным, понятие и в Антропологии, и в Аскетике. Это понятие всеобъемлюще библейское, то есть присутствует во всей Библии, и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. В ветхозаветном понимании понятия «плоть» существует очень интересный, в контексте нашей нынешней беседы, модус этого понятия - крайняя плоть.
Что такое - крайняя плоть!
В ветхозаветной экзегетике - это то, что подлежит обрезанию, что удаляет от себя всякий воздерживающийся человек, то есть крайние проявления греха - вольные грехи плоти: услаждение чрева и блуд, неженье тела и ярость, - словом вся та телесная невоздержанность, которая развращает человека и демонизирует его. Это общая характеристика язычника, незнающего Истинного Бога, и не стремящегося к Нему. На его плотских грехах, как на удобренной почве, разрастается целое греховное древо, приносящие плоды познания зла (вместе с добром) и уму человека, и его сердцу.
В Откровении Евангелия понятие о крайней плоти значительно расширяется. Ею, как периферическим продолжением собственного тела человека, его плотской сферы существования, становится весь мир.[26] С этим миром человек связан, в первую очередь, органами своих плотских чувств, которые, через ощущения и переживания плоти, вводят этот окружающий мир в эмоциональную жизнь человека, вызывая ответную реакцию его души, в познании ума и движениях сердечных чувств. Чувственные и умные движения души, отразившись в духовном зеркале Лица человека - его личной сфере бытия, являющейся следствием его сообразности Богу, побуждают его к действиям в этом мире. Действия человека в мире всегда духовны, ибо водительствуются тем духом, образ которого отражается в Лице человека - в его духовном зеркале. Образом, отражённым в зеркале Лица, определяется, кому из духов служит это человек - Богу или падшему ангелу, восставшему на своего Творца. Этим определяется вся духовность человека. Оценивается всеми, и им самим нравственное качество его духовной жизни, его духовной сферы существования.

[26] Понятие о Крайней плоти, по своей сути, является понятием, открывающим нам духовный закон существования двух понятий. Во-первых, Тела Христова, в его аскетико-антропологическом смысле, как возможности соборного участия в Нём многих человеческих лиц. Во-вторых, закон существования цивилизационного потенциала Человечества - как тела Адама. Этот потенциал либо ослабевает при безнравственной греховной жизни человечества, становясь из крайней плоти человека его кожаными одеждам, низводящий его цивилизацию до уровня животно-разумных сообществ, либо возрастает, когда человечество, хотя бы его ощутимая часть, становясь телом Христовым, осуществляет ту власть над миром, каковую дал Бог человеку, как власть над своим телом. Без этого были бы не возможны такие явления цивилизации как НП - научный прогресс и НТР - научно-техническая революция.

И, как вы заметили, всё начинается с телесных органов чувств, с того, что ощущает тело. А самым важным, выразимся необычно, но зато очень образно, передним чувством человека, конечно же, в системе библейских образных символов, а не научных исследований, было чувство голода. Святые отцы - аскеты, всегда называли это чувство - воротами греха. Если мы примем во внимание это мнение воистину святых богословов, живущих Евангелием, тогда нам станет вполне понятным, почему диавол первым предложил Иисусу искушение хлебом. И почему Спаситель ответил ему именно так, показав ему Чей образ отражается в духовном зеркале Его Лица - Лица Сына Человеческого и Сына Божия.
Кто командует плотью человека - тот владеет всем человеком! Вот основополагающая, евангельская духовная истина, можно сказать - духовный закон Евангелия, который утверждает апостол Павел, всею силою и духовным авторитетом своих посланий. Плоть - это то, что первично в человеке. Это сама живая материя его тела, которая чувствует и переживает. Но дело в том, что она сама не действует. Да! Она живёт, но не действует, ибо действующим бывает только разум![27] Что же необходимо для того, чтобы плоть стала действовать? Обратимся ко второму искушению, предложенному Спасителю диаволом.

[27] Поэтому в церковно-славянском тексте Евангелия употребляется слово «глагол», означающее не только словесную речь и язык как таковой, но и действие по произнесённому слову. Не хлебом, а глаголом Божьим живёт человек.