Зигзаги судьбы

Любовь Облова
В 90-е годы, когда я была в США, меня часто спрашивали, хочу ли я жить в Америке. Я не задумываясь, отвечала:
- Нет, не хочу.
- Почему?
- East or West - home is best.

Американцы удивлялись, потому что почти все, кто тогда приезжал в США, хотели бы там остаться и при любой возможности это делали.

А я мечтаю о том времени, когда наши талантливые молодые люди с радостью вернутся в Россию, и будут чувствовать себя комфортно.

Молодой мечтатель

А вот Джо Берг, успешный молодой американец, выбрал путь служения коммунистической идее, и в 1948 году бежал из США под угрозой преследований. А его друзья супруги Розенберги отказались покидать США и подверглись казни на электрическом стуле.

Джо часто бывал у нас дома, когда началась Перестройка. Он чувствовал себя в те годы очень одиноким. Однажды он пригласил нас с мужем в маленький ресторан на Ленинградском проспекте, где исполнялись американские песни. Джо плакал, не сдерживая слёз, и говорил, что это музыка его молодости. А я пыталась понять мотивы его поступков.

Во время и после войны некоторые американцы считали, что СССР – это прекрасная, справедливая страна, которая успешно борется с фашизмом, и её ждёт великое будущее.

Печальный финал

В 1990-м году Джо воспользовался возможностью выступить на международной конференции в Сан-Франциско со своей идеей новой технологии микроэлектроники. Он надеялся, что все забудут его прошлое, если он убедит учёных Америки в том, что он остался талантливым учёным и может пригодиться на своей родине.

Но его мечтам не суждено было осуществиться. Он получил мизерную по американским меркам пенсию в 600 долларов, чего было явно недостаточно для полноценной жизни в Америке. Последние годы он проводил полгода в Америке, полгода в России. Он говорил нам, что в России он скучает по английскому языку, а в Америке страдает от своей бедности.

В наших сердцах он остался великим романтиком, талантливым учёным и добрым человеком.