Тайны последнего рейса парохода Иосиф Сталин

Александр Сергеевич Трофимов
                «Никто не знает настоящей правды». 
                А.П.Чехов


Имеется  несколько версий.
По одной,  из исследования ветеранов Сталинградской битвы деятельности волжских речников при участии сотрудников института истории МО СССР, - в ночь на 27 августа 1942 года, воспользовавшись туманом из Сталинграда,  на Куйбышев двинулись три пассажирских судна с эвакуированными (пересекать линии двух фронтов:  Юго-Восточного у Рынка и Сталинградского у Винновки, Акатовки, А.Т.)
Первым шёл теплоход «Парижская коммуна», за ним два колёсных парохода – «Михаил Калинин» и «Иосиф Сталин».
Минут через сорок они подошли к северной окраине Сталинграда, району Рынок – Акатовка, к береговой линии, километров на шесть – восемь захваченной немцами.
У Акатовки раздался приказ причалить к берегу.   Капитан «Коммуны» стал приближаться. И вдруг, резко повернув вправо, пошёл дальше. «Вдогонку стали стрелять. Но он успел скрыться за линией фронта». По «Михаилу Калинину» огонь открыли сразу.   В машинное отделение попал снаряд, но не разорвался.  И «Калинин» тоже ушёл. Тысячи две эвакуировали.
Всю досаду немцы решили выместить на третьем, – «Иосифе Сталине». Он шёл в большом отрыве от первых двух. Говорят, что задержался, ожидая последних пассажиров.  К тому же вышла луна. Начался обстрел. 

И возле Акатовского осередка (небольшой островок, в длину до ста метров, а при низкой воде и в 20 метров, в семь шириной, затопленный при строительстве ГЭС) он загорелся. Тушить нечем - помпы вышли из строя. Отказали рули. Пассажиры стали прыгать в воду, пытаясь спастись на спасательных лодках, кругах и  вплавь. Часть из них выбралась на островок.
Вскоре течением «Сталина» понесло на Акатовский осередок, где на мели он и сгорел.
Стрельба продолжалась до рассвета. Ночью добравшихся до островка  спасали: посланный НКВД баркас и местное население  с лодками.  Спасли 157 человек. Несколько десятков – выплыли сами.

А по воспоминаниям майора госбезопасности И.Петракова забрать людей с острова не могли двое суток,  и вывезли только 72 человека. Ждали безлунья.
Говорят, что из 1200 человек эвакуируемых, семей работников НКВД и раненых, более тысячи погибло (хотя судно рассчитано на перевозку  350 человек ).

По другой версии, из книг  волжского краеведа А.А.Рогозина, суда сначала шли на расстоянии трёхсот метров. Была глубокая ночь.
С берега их заметили, и у Акатовки, где фарватер был метров в сто,  из громкоговорителя раздался приказ на русском языке причалить к берегу, с угрозой, что в противном случае их уничтожат  (из исследования Виктора Коваля – наличие громкоговорителей не нашло подтверждения в архиве). Суда сбавили ход и  стали сближаться. «Коммуна», медленно придвигаясь к высокому берегу, вошла в мёртвую зону пушек и уже метрах в пяти от уреза вода вдруг, резко повернув вправо, дала полный ход вперёд.  За ней и «Калинин».
Вдогонку стреляли. Но оба ушли.

Когда начался обстрел  первых двух, «Иосифу Сталину» до яра было ещё далеко.
Но капитан «Сталина» решил, что назад уходить уже поздно, и продолжил движение полным ходом. По нему открыли огонь. Он уже огибал Акатовский осередок, как несколько снарядов попали в него. Началась паника.  Пассажиры бросились к правому, как  казалось им, спасительному борту. Пароход резко накренился. Капитал дал задний ход, чтобы приблизиться этим бортом к острову,  который был в нескольких десятках метров…

Немцы  вышли к Волге ещё 23 августа. Эвакуировать по воде через зону обстрела  решили совместно: командование фронта,  министр Речного Флота СССР  и Нижневолжское пароходство.  Министр сам проверял пароходы перед отправкой  и инструктировал капитанов.  Казалось, всё должны были тщательно продумать и взвесить.
Надежда на зенитную пушку и крупнокалиберные пулемёты была нулевая – самолёты могли появляться лишь на следующем отрезке пути, как и мины. Толку тут с них не было.
А накануне на этом месте немцы  расстреляли и сожгли санитарный пароход с красными крестами «Композитор Бородин».
Однако отправка судов состоялась. Приказали.

Они прошли опасные участки мимо Рынка и Винновки. Есть данные, что в начале опасной зоны «Иосиф Сталин» шёл отдельно, прячась за островом Спорный (См. карту в статье «Сталинградская стена»).  И у Акатовки, уже в конце опасного рейса, в машинное отделение «Сталина» попал снаряд. А миновали уже шесть – восемь смертельных километров. Когда разбирались с гибелью «Сталина», аргументировали, что пуская его третьим, давали возможность в случае чего вернуться. Но оттуда возвращаться – на верную гибель.

Возникает вопрос – почему не поддержали военные: пушки военной флотилии, самолёты – У-2,  подошли бы в ночных условиях,  а самое главное - ведь это случилось вблизи линии Сталинградского фронта – его артиллерия? Снарядов жалели?
Правда, по одной версии впереди «Сталина» вначале двигался военный катер. О вступлении его в бой сведений нет.
 
«Иосиф Сталин» был загружен ещё 23 августа. И медленно передвигался вверх, делая остановки и высаживая и опять загружая пассажиров из-за налётов авиации. Есть данные, что это длилось по 27-е. Никак не решались отправлять? А может, ожидали  погрузок двух других пароходов? А может, надеялись отбить этот участок?
Почему немцы их не подбили раньше, например у Рынка и Латошинки?  Не до них было? А сложностей у немцев не было ни с оружием, ни с боеприпасами, ни с осветительными ракетами,  и  двигатели шумели, заметишь. Были у немцев пушки, миномёты, крупнокалиберные пулемёты.  А.Рогозин упоминал и про танки. Расстояние до целей было плёвое, и скорость гружёного парохода против течения – метров до восьмисот минут за пять, и фарватер узкий. За это время,  да ещё стреляя в упор, можно было два парохода, замедливших ход и двигавшихся рядом,  легко уничтожить. Длиной они были порядка 80 метров и шириной более 17.
И вывод только один – уничтожать их приказа не было – только обстрелять для острастки.
А со «Сталиным» можно предположить,  что нацисты, именно на этом участке, «Сталина» с беженцами из НКВД пропустить не могли. Возможно, получили информацию от изменников-перебежцев, либо от диверсантов-шпионов, а может, только из-за названия.
Загадок много.
Из воспоминаний немцев  узнал, что «Бородина», где-то  у Рынка, подбили по ошибке, по незнанию, и сожалели об этом. По данным ВГМО погиб от артогня в районе Акатовки. Там, говорят, погибло около половины. 

По понятным причинам этот трагический эпизод представили как героический.  И в однозначном виде, подходящем для истории. 
Экипажи трёх судов наградили. Капитана «Иосифа Сталина»,  Рачкова,  как героя посмертно орденом Ленина. Его тело, привязанное матросами к деревянному диванчику, вынесенному на берег, захоронено в Волгограде в братской могиле на площади Павших Борцов.

Пароход «Иосиф Сталин», хоть его деревянные конструкции выгорели, плавучесть не потерял. И через несколько дней течением его сняло с мели и отнесло к тракторному заводу. Специальная комиссия после осмотра решила, что его не восстановить. Получается, что «Иосифа Сталина» оставили немцам, они эту территорию заняли в сентябре?  А может, наши сами потом затопили. Но молчали.
Есть информация, что его корпус позже использовался как резервуар для сбора подсланевых вод (скапливающихся на самом дне трюма, под сланями) в Саратовской области.  А из воспоминаний помощника механика парохода Самойлова К. Г.: «Иосиф Сталин» в 1943 году, весной, был отбуксирован в затон «Имени Молотова» (имени «40-й годовщины Октября»)  в городе Горький».

 А несколько лет назад  волгоградские дайверы-энтузиасты на основании воспоминаний ветеранов и проведённых  исследований были убеждены, что искать затонувший остов нужно в районе Ерзовки (Акатовка и остров были затоплены водохранилищем, а это рядом). Не раз поисковики находили тут объекты, подтверждающие, что там покоится именно  «Иосиф Сталин». Утверждают, что судно после войны однажды поднимали. Зачем? Для многих исследователей это до сих пор загадка.    Да, видимо, и власть не заинтересована развеивать установившиеся мифы.
В районе Волгограда - более 250 затопленных судов.

Был в Сталинграде  ещё один «Иосиф Сталин» - один из двух огромных железнодорожных паромов только что построенной и запущенной у посёлка Латошинка железнодорожной  переправы.  Этот паром, ещё дореволюционной постройки,  ранее работал на саратовской переправе и до юбилея вождя в 1939 году назывался «Саратовская переправа»,  На нём было по четыре нитки путей с семью вагонами на каждой. Длиной он был 74 м и шириной 17,5 м.

Когда немцы начали 23 августа бомбить Сталинград, такой важный для них объект, как только что построенная железнодорожная переправа от ст.Латошинка до ст.Паромная, они не тронули  – хотели захватить и использовать для дальнейшего своего продвижения.
На следующий день переправу они захватили. По их информации захватили они и один из паромов.
По одним данным: оба парома ушли и были затоплены моряками в Шадринском затоне, что напротив Акатовки.  А по информации А.Рогозина,   17 сентября, спасая паром «Иосиф Сталин» от бомбёжек и обстрелов, матросы открыли кингстоны, и он пролежал на дне Шадринского затона до декабря 1942 года, когда его  подняли.  А про второй паром, «Переправа вторая», который был мощнее,  мог поднимать и снимать паровозы,  ничего не упоминалось, как будто его там не было. 
Возможно, он действительно  оказался у немцев.  Есть мнение, что он где-то на дне.
А может, это был паром «Иосиф Сталин»?  Озвучивать и, тем более, документировать такое было чревато.

Истории с гибелью  «Иосифов Сталиных» так, видимо, и останутся неразгаданными, как и со смертью самого вождя