Раздел 7. метафизика и ничто

Записки Охотоведа
Аристотель назвал метафизику первой философией, хотя им и достаточно скептически рассматривалось то, что он называл как возможность изучения с её помощью недоступных для органов чувств или умопостижения начал всего существующего.

Как онтологии: Декарт, Лейбниц, Спиноза формировали её подходы в Новое время, и так возникает отношение к метафизике как антидиалектической форме познания.

В этой связи следует обращаться к самым крупным величинам, которые по-разному называются, но несут самые крупные смыслы, такие как – Абсолют, Универсум, Вселенная, Космос, и так живет философия, в своем извечном вопрошании главного. Отметим, что в средневековой теологии метафизика применялась равно значимой с адекватно непередаваемой ничем простотой познания представленности сущностного в единичные бытовые постижения.

Метафизика – это первое это философское учение человека, получившие разновекторное развитие-закрытие в трудах некоторых философов (марксистов), в ее роли философской дисциплины, отвечающей на вопрос, - кто такой человек или что такое человек? Но неуклонно происходила историческая смена базовых концепций познания, отражающих как процесс непрерывного творения мира, так и возможность обозначения причинной связи.

В общем виде можно обозначить так: и логика и метафизика (Рене Декарт и Иммануил Кант); интуитивное познание посредством опыта (Д. Юм); на базе гипотез (В. Дильтей); вновь обращение к "врожденным идеям" Канта в логике индукции (К. Поппер).

Другой аспект метафизики - это советская интерпретации ее как буржуазного течения, сложившегося после Второй Мировой войны, к концу века в понимании метафизики стало «модно» ориентироваться на синтетическую концепцию, в т.ч. и в попытке создания единого учения о сущности, и сущности как структуры человека.

В целом философское знание в современных российских учебниках рассматривается в разнообразных и интересных концепциях. Что повсеместно отмечается с горечью авторами, в массовом сознании философия представляется чем-то весьма далеким от жизни.

По-моему, мнению – это очевидно и неисправимо, постигать философию возможно, если для ее опыта и знания готовится «ментальное место», т.е. для того чтобы получить знание – нужно освободить для него место, этого места нет в современном человеке, вся «оперативная память» забита белым шумом случайно информации и «хвостами» вселенской отдачи исполненных желаний и нераскрытых потребностей.

Главная проблема метафизики, по Гартману, - это бытие. Природа и человек - совместные и оппозитные категории, позволяющие постигать бытие, проживая его. Проживание собственной жизни и является самой большой сложностью ныне, для каждого из нас.

Космос - модель мира, возникшая также в античности, символизирующая мир как самодостаточную структурно упорядоченную реальность, управляющуюся внутренними естественными для данной реальности законами. С помощью такой модели возможно постичь непрерывно меняющуюся границу познания, именно на рубеже между знанием и незнанием лежит метафизическая зона непознаваемости, аккумулируются вечные проблемы метафизики.

В постижении космического философия близка к искусству, в философии конструируются и создаются возможные миры, где основные метафизические вопросы всех областей исследований, в которых работает философская мысль, имеют онтологическую природу. Философский вопрос, это прежде всего мировоззренческие вопросы.

Философия действует в доводах и умозаключениях, она помогает науке, и конечно же, в советское время было очевидно, что ответы культурный человек ищет не в преданиях предков, тех мифах или ослепленный верой в авторитеты богословов и креационистов, религия скорее безразлична к повседневным смыслам, целям, ценностям, интересам человека.

Человеческое отношение к миру и к самому себе есть переживание. Самым глубоким является переживание времени, а соответственно, - ожидание неизбежности смерти. Ожидание смерти заставляет думать о смысле жизни.  поэтому философские истины мало принять умом их необходимо прочувствовать.

Причина состоит в том, что нельзя отождествлять существование и реальность, ведь они являются членами двух разных пар противоположностей бытия. Но прежде чем узнать, как совершается познание, надо узнать, что познается!

В древности источники философского знания определялась рассуждениями немногих мудрецов. «Мыслю, следовательно, существую» говорил философ и учёный Рене Декарт. Ну ведь человек не только познает мир он живёт в нём.

От Платона мы приобрели возможность выстроить дихотомию проявлений, но не единства мира идей и мира вещей. После Канта метафизические проблемы не умерли, они стали более актуальны в параллельном течении прогресса науки, техники и технологий, но ведь только таковые не лежат по ту сторону любого опыта. а относятся ко всему испытываемому человеком, в отличии от преимущественно рефлексируемого нами.

Сартр заостряет внимание на связи «ничто» и человека и развивает мысль, по которой человек противопоставлен внешнему бытию и по отношению к нему сам является «ничто». Это становится для человека спасением от тотальности существования и позволяет ему не раствориться в бытии.

Новая онтология возникает непосредственно из жизни и достижений науки, естествознание и гуманитарные науки продолжаются в онтологической установке метафизике, единственно способной поднять "к сознанию" неразрешимые проблемы или иррациональные проблемные остатки вечных вопросов.

История понятия «ничто» в западноевропейской философии, как и история любого другого понятия метафизики, отражает эволюцию философской мысли и позволяет четче рассмотреть некоторые ключевые позиции, определившие развитие философии (Воропаев Д.Н).

Объясняющий это тезис весьма прост: если что-то не познано, то, следовательно, и не существует, и если нельзя использовать известное для объяснения неизвестного, то и не может быть определенного бытия чего-нибудь не существующего.

Позитивное переосмысление «ничто» позволило Гегелю создать основу для его панлогизма и дать ответ кантовской «вещи в себе». «Ничто» становится не просто логическим отрицанием, но той необходимостью, которая коренится в «развитии» и «целостности». В гегелевской философии «ничто» наряду с понятием «бытие» является отправной точкой построения всей его системы.

Философская позиция Ницше, понятие «ничто» имеет ценностное значение и потому должно быть отброшено в ходе «преодоления метафизики». Для Хайдеггера проводником «ничто» в бытие является человек. Опыт «ничто» становится для человека опытом осознания смысла собственного существования.

Хайдеггер считал, что «нигилизм» не смог совершить это преодоление, отказавшись от раскрытия сущности «ничто». По его мнению, разговор о сущности «ничто» становится исходной точкой философствования, и необходимо вернуться вновь к человеку.