Сюжетная картина. Оборона Петрограда

Ольга Азарова 3
В Центральном музее Вооруженных Сил города Москвы экспонируется произведение А.А. Дейнеки " Оборона Петрограда". Вот уже, действительно, настоящая сюжетная картина! На уроках ИЗО всегда необходимо разбирать подробно наиболее значимые работы. Хотя бы для того, чтобы воспитать художественный вкус и достич глубины восприятия. А то, иногда, от просмотра на выставке через час не остается и следа.
Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969), был настоящим мастером художественного образа, а потому все его картины сюжетны. В них много движения, ритма, жизни и яркости. Рассматриваемое нами полотно насквозь пропитано содержанием. Мастера, жившие и творившие в годы советской власти, искали и находили свою живописную манеру, свои выразительные средства, для того, чтобы, как можно ярче воспроизвести героику и романтику первых революционных лет. Дух и ритм новой жизни. В тематических картинах, тогда отметались повествовательные подробности, частные бытовые детали. Художники прибегали к лаконичности, четкой конструктивно-пространственной композиции, к скупому, сдержанному колориту, добиваясь этим монументальности художественного образа.
  Колорит картины "Оборона Петрограда" (1928), включает по существу, два тона - серовато-белый и буро-черный. Светлыми красками написан дальний план, где сливаются небо и замерзшая Нева с черными силуэтами кораблей, темными красками - фигуры и предметы переднего плана, графически четко рисующиеся на фоне пейзажа. Похоже на плакат. Геометрически жесткие конструкции моста дклят композицию по горизонтали на две почти равные части, в которых одновременно развиваются движения, контрастные, противопоставленные друг другу и по направлению, и по ритму. В верхней части по мосту, возвращаются с линии обороны Петрограда от войск Юденича раненые. Ритм их движений медленный, прерывающийся, сбивчивый. Они идут небольшими неравными группами, устало согнувшись под ветром, спотыкаясь и поддерживая друг друга. В нижней части, под мостом, в сторону боевых позиций шагают вооруженные рабочие. Они идут сплоченным отрядом, в стройных шеренгах, по четыре человека в каждой, соблюдая дистанцию, чеканя шаг. Синхронные движения их ног, рук, грозно взметнувшиеся за их плечами штыки винтовок образуют бодрый, уверенный ритм. Одинаков их шаг, одинаково суровы их лица, словно отлитые из металла, что дает ощущение единства, монолитности их грозной силы. Через сопоставление ритмов движения - медленного, усталого и бодрого, маршевого - раскрывается содержание картины. По движению фигур, возвращающихся с линии обороны, мы догадываемся, что там трудно, но бодро шагающий рабочий отряд вносит оптимизм, вселяет уверенность в победе.
  Картина Дейнеки по своему музыкальна, в ней звучит построенная на чеканных, строгих ритмах суровая музыка военной эпохи.