Бои над Карельским перешейком, итоги июля и в цело

Дмитрий Марченко 2
Всего  с 1 по 20 июля 1944 года на направлении Карельского перешейка 13 ВА потеряла по боевым причинам 45 самолетов (из них 39 сбиты в в/боях).  Также есть сведения о потере 3 истребителей в в/боях из состава 2 ГИАК (и не известных частей), ВВС КБФ потеряли сбитыми 13 самолетов (8 Ил-2, 5 истребителей). Всего есть сведения о потере 61 самолета сбитыми на Карельском перешейке. Но данные возможно не полные, не известны полные данные по действиям 2 ГИАК ПВО.
275 ИАД потеряла за тот же период 31 истребитель, из которых 29 сбито в в/боях. 
Наибольшие потери понес 14 ГИАП - 12 истребителей Як-9, из которых 11 в в/боях. Причем из 12 летчиков спасся только один, остальные погибли и пропали без вести.
Ударная авиация 13 ВА потеряла 14 самолетов: 13 Ил-2, 1 Ил-4.
Из потерянных ВВС КБФ 13 самолетов: 8 сбиты З/А (7 Ил-2, 1 Як-9), 5 были сбиты ИА (1 Ил-2, 2 "Яка", 2 Лагг-3)

Противник потерял за тот же период в воздухе над Карельском перешейке не менее 26 -28 самолетов  в боевых вылетах, также не менее 16 самолетов было уничтожено на земле, всего боевые потери не менее 42 - 44 самолетов.
Летчики 275 ИАД  с 1 по 20.07.44 - заявили сбитыми 104 самолета противника: 30 Ме-109,  28 ФВ-190, 28 Ю-87,  7  Ю-88, 7 "Моранов",  3 До-17, 1 ФВ-189.
Из этого числа заявок подтверждается сведениями о потерях противника (и имеет под собой основания) - до 14 самолетов. Но нужно учитывать, что сведения о потерях противника не полны.
Истребители  II./JG 54 сделали над Карельским перешейком за тот же период 31 заявку на победу, из которых подтверждается нашими данными 18 самолетов точно. Подтверждаемость по прежнему на очень высоком уровне 1 из 1,72.

Финские истребители из HleLv 24 и HleLv 34 заявили  сбитыми с 1 по 20.07.44 - 130 самолетов, из которых подтверждается нашими данными 30 побед.
Если не учитывать пока заявок финских истребителей 5 числа, то по остальным у них подтверждаемость  составила 1 из 4 (1 :  4,33). И эта подтверждаемость значительно выше, чем у их советских коллег.
 Сведения о потерях  II./JG 54  над Карельским перешейком в июле известны не в полной мере,  и сравнить результаты противоборства истребителей, в какой то степени,  можно только между финскими и советскими истребителями.
 
Финские истребители заявили сбитыми с 1 по 20 июля сбитыми 83 советских истребителя, из которых подтверждается нашими данными 22 победы.  Подтверждается одна из трех, четырех заявок - 1 : 3,77.
Финские истребители потеряли за тот же период  12 истребителей в воздухе, все в воздушных боях с истребителями. Соотношение по сбитым в в/боях между истребителями в июле таким образом составило - 12 финских истребителей против 22 советских. Соотношение примерно 1 к 2 в пользу финских истребителей, что говорит о том, что в июле советские истребители сражались немного  лучше с финнами по сравнению с июнем, в котором было соотношение по потерям между финскими и советскими истребителями -  2,63 : 1 в пользу финнов.
 
..................................................
Всего авиационное наступление на Карельском перешейке с начала июня по 20 июля 1944 обошлось ВВС СССР в потерю 251 самолетов сбитыми в воздухе противником, из них 213 из состава 13 ВА включая 2 ГИАК ПВО, по последнему данные за июль не полные. ВВС КБФ потеряли 38 самолетов над Карельским перешейком и Выборгским заливом.
Из 251 сбитого самолета - 181 на счету финской и немецкой ИА. Из них летчики из II./JG 54 сбили 91 самолет, финские истребители сбили - 90 (89) самолетов.
Из этого общего числа сбитых самолетов в 251 самолет -  116 истребители, из которых 104 сбиты в в/боях, из них 103 в в/боях с истребителями.
Финны и немцы потеряли в том же районе за тоже время не менее 75 - 80 самолетов в боевых вылетах и на аэродромах (последних -16).
Из этого числа финские истребители признали потерю в боях 26 самолетов,  из них 23 сбиты истребителями.
Также есть сведения о потере в в/боях 5-6 истребителей из состава II./JG 54 в в/боях над перешейком.
Всего финны и немцы потеряли в в/боях с советскими истребителями примерно 30 своих истребителей.

 Противоборство между финскими и советскими истребителями закончилось (предварительно) следующим образом: финские истребители сбили 52 советских истребителя, сами же потеряли от их действия 23 истребителя, соотношение 1 к 2,26).

Причины более успешных действий финских и немецких истребителей известны многим изучающим борьбу в воздухе на восточном фронте, и складываются из многих факторов. Можно привести некоторые из них:
1. Немецкие самолеты - истребители обладали лучшими ТТХ по сравнению с советскими и с "Аэрокобрами". В основной массе советские машины уступали немецким в скорости ( кроме может быть Ла-5 ФН).
2. Скороподъемностью Ме-109 превосходили все советские машины, также кроме Ла-5 ФН.
 Скорость пикирования также была выше у немецких истребителей и нагрузки при этом выдерживались большие, в этом плане мог потягаться только самолет Р-39.
3. Живучесть цельнометаллических истребителей была значительно выше в целом, чем советских.
4.  Преимущество в навязывании и выходе из боя, благодаря большим скоростям вообще и на пикировании и на горке (Ме-109) в частности. Это позволяло немецким и финским пилотам при не выгодной ситуации уходить и отрываться.
5. В целом преимущество в огневой мощи, благодаря присутствию над полем боя ФВ-190х.
6. Большое число молодого и не достаточного обученного летного состава во многих  истребительных полках ВВС 13 ВА.  У финнов и кажется в меньшей степени у немцев молодых и слабо обученных пилотов было меньше.
Также можно заметить, что в целом на первый взгляд истребительная авиация ВВС СССР была над Карельским перешейком в значительном численном превосходстве. Но это пожалуй на первый взгляд. Истребители ВВС КБФ появлялись над полем боя эпизодически, на приморском фланге. Полки 2 ГИАК ПВО действовали иногда не на полную силу, основную задачу им ставили сопровождение бомбардировщиков. При этом если сопровождение бомбардировщиков было непосредственным, то противник как правило имел преимущество в занятии выгодного положения сверху, так как советские истребители  были связаны сопровождением "подопечных" и должны были находится рядом с ними или в относительной близости.
Заметно были в действиях советских истребителей и более свободные действия в обеспечении ударной авиации - они действовали и прикрывали район где наносился удар штурмовиками и бомбардировщиками (хотя последние всегда ходили и с непосредственным прикрытием). В таких случаях советские истребители могли занимать более выгодное тактическое положение по отношению к истребителям противника. Но по тем сведениям которые имеются, при таком типе прикрытия очень часто группы Ил-2х шедшые без непосредственного прикрытия, атаковались в течении долгого времени ИА противника, а советские истребители не вмешивались или не наводились или не замечали.  Хотя в таких случаях если бы была налажена связь между ведущими штурмовиков и ведущими истребителей находящемся в том районе - первые могли бы своевременно сообщать о нападении и наводить свои истребители. И если бы наведение осуществлялось то советские истребители имели бы тактическое преймущество - были бы выше. Ну а в реальности мы имеем описание множества боев в которых штурмовики дрались с истребителями противника сами, без истребителей и несли не малые потери. То есть наша истребительная авиация часто не  оказывалась в нужном месте в нужное время. Не было достаточного маневра в воздухе.
Также когда истребители сопровождали штурмовики, часто можно заметить, что группы сопровождения были малочисленны четверка - шестерка истребителей и противник мог навалится значительно превосходящим числом истребителей и получать преймущество. В таких случаях могло спасти ситуацию перенацеливание других групп в горячий квадрат на помощь, но зачастую никакого наращивания сил не было.
Истребители вылетали по графику - по частям, по эскадрильно и в воздухе в одно время могло оказаться советских истребителей даже меньше чем противника, когда последний подымал все свои боеготовые истребители. Отсюда не мало боев в которых было значительное численное преимущество истребителей противника над нашими. А наращивание сил в воздухе путем подъема с земли новых сил, могло не дать эффекта из - за запаздывания последних к месту боя.
В целом советская истребительная авиация была распылена графиками и по задачам и плохо маневрировала в воздухе, плохо нацеливалась дополнительные силы в район где завязывался бой.