Вторая

Мил Аш
Почти на краю обрыва над морем раскинулось его огромное синее Дерево. О том, что дерево его Василий никогда и никому не говорил. Какое ж оно его? Просто так приятно гладить про себя эту мысль. И дело тут совсем не в металле... Наверное, Дерево старше даже планеты. Появилось внезапно, за одну ночь, прилетело и укоренилось огромное, монументальное, много-много веков тому назад. Чтобы измерить мощный ствол тогда связывали восемь самых длинных веревок. Конечно, это одна из достопримечательностей деревни. Дерево сразу дало понять, что отказывается впадать в спячку. Треть веток всегда со свежими зелеными листьями, треть увядает золотом и бронзой, последняя треть голыми синими пальцами показывает в небо. Хорошо, что место жительства Дерево выбрало чуть поодаль от деревни, потому что раз в месяц целую неделю издает слишком резкий для котов запах. Зато птицам, бабочкам и мелким грызунам тут раздолье, флора и фауна облюбовала Дерево для жизни, отдыха и кормежки.
На земле уже накопился ворох опавших листьев - будущие золото и бронза. Задача их собрать и заняться переработкой. Дерево своими мощными корнями как насосами поднимает благородные металлы из глубин планеты. После того, как листья опадают и преют, остаются тончайшие пленочки золота и бронзы. Жители деревни это поняли сразу. Собственно, семья Василия была первооткрывательницей феномена. С тех самых пор только они, клан черных Василиев, имеют право собирать и обрабатывать листья. В Город отсылается девяносто процентов добычи, но даже оставшегося хватает, чтобы деревня чувствовала себя зажиточно, а Василий практически счастливым. Из небольшого клана он остался последним, кто занимался родовым ремеслом. Племянники и племянницы разъехались кто в город, кто на учебу в другие измерения посчитав скучным сидеть дома. Василий остался осознано. Скуку можно найти всегда и везде - было бы желание. Кроме сбора и обработки лично он освоил волшебное ювелирное дело. Вечерами колдуя над украшениями, амулетами и оберегами тосковал только по отсутствию черной половинки.
Сегодня целых три мешка набилось плотно! Василий провел лапой по усам, словно отгоняя назойливые мысли. Апчхи! Раздалось от дороги. Кот резко отскочил в сторону и обернулся. Вот так сюрприз! У Дереву два новых знакомых.
-Приятная встреча!- морда полосатика что пониже выражала удовольствие.
-Рад видеть. Василий, - машинально муркнул в ответ черный кот. Вот они, неизвестности.
На этот раз старший полосатик оживленно вовлек его в разговор.
-Ур и Мур, очень приятно. Вы осмотритель, правда? Я сразу понял, от ваших лап идет еле ощутимый специфический запах. Можно на «ты»?
-Да, конечно.
-Единодушно высокая оценка и признание ювелиров и волшебников редки. Знаю, что твои творения уже сейчас номинируются в Национальную галерею достижений века. Конечно, до церемонии еще несколько лет, но я знаю нескольких членов жюри. Все единодушно утверждают, что только чудесное появление абсолютного гения способно затмить уникальность твоих работ.
 В области сердца тоскливо заныло и Василий отвел взгляд от говорившего. Что же это такое? От безмятежного дня остались лохмотья. Или западня? Щедро изливаемый водопад похвал ни к чему не обязывает. Но... Теперь мурлыкал Мур.
-Ни у кого нет твоего портрета, только приблизительное описание. Мы собственно не к тебе приехали, и так приятно...
Стоп, вот оно. Не ко мне. Василий был сознательно резок.
-А зачем вы приехали?
-Мы из центра по изучению необыкновенных форм жизни на нашей планете. Ты же наверняка знаешь, что Дерево уникальное? Внесено в реестр сразу, а вот доехали мы только сегодня.
-Мой род с самого прибытия Дерева рядом. Летопись ведется, подробные отчеты посылаю вместе с металлом.
Василий внутренне съежился, готовясь к неприятностям. И гости это явно чувствовали. Эх, где моя выучка, где  замечательно выполняемое на экзаменах напускное спокойствие? Короткий выдох и Василий почувствовал прилив уверенности. Сразу же передние лапы чуть расслабились и машинально встали в стойку. Чувствуя внутри себя пружинки, черный кот прищурил глаза и уже добродушно посмотрел на полосатиков. А те как будто стали ниже ростом.
-Да мы знаем, знаем. Может, что-нибудь новое из свойств появилось?
-Вроде нет, дерево как обычно худеет три раза в год на пол веревки. Как раз за несколько дней до опадания листьев.  А потом опять поправляется. Почему вопросы-то?
-Понимаешь, в твоих посылках появился третий металл, серебро.
-Ах вот в чем дело. Я заметил, только все как обычно делаю. Покупателям амулетов-то все равно. И много серебра?
-Нет, как небольшая добавка к золоту. И еще дерево ведь уникальное. Хотелось бы размножить.
-Три раза в год, - Василий говорил внятно, как с неразумными детьми,- срезаю как положено веточки и в воду. Ни одна корней не пустила. Плодов дерево не дает. Пробовал и листья укоренить. Ничего не получается. Видимо, не хочет Дерево пока делиться. Может, не доверяет. А может, ждет чего-нибудь.
-Да, знаю, знаю. Ты всегда подробный отчет составляешь. Даже температурный лист подкалываешь.
Василий извлек из-под корня сундук. Герметичная крышка откинулась легко, внутри лежали перья-самописцы, журнал, дневник, градусник, весы и несколько  мешков про запас. Достав пакет с кормом для бабочек Василий машинально заметил, что пора купить еще пачку, эта скоро закончится. Втроем коты подкидывали корм, а ярко-голубые бабочки на лету ловили крошки. То, что не успели поймать, внизу жадно подбирали разноцветные жучки. Василий специально приурочил кормление к определенному времени. Жители деревни или гости часто приходили смотреть.
Бабочки наевшись и не думали успокаиваться. Они начали кружиться в танце, и жаркий вечер стал прохладным от голубого цвета и взмаха крыльев.
-Мы поможем донести листья, - миролюбиво предложил  Ур.
-Спасибо, у меня все предусмотрено. Из сумки на поясе Василий достал свернутое полотнище. Расправив его резким движением, нагрузил мешками.
-Домой,- приказал летающему коврику черный кот и заулыбался. На мордах гостей написано искреннее восхищение. - Племянница прислала, учится за границей.
Полосатики пожали лапу на прощанье и мягким шагом направились в сторону деревни. А Василий, глядя на круг заходящего солнца, перекусывал сыром. Сегодня нужно дождаться луны...