Уважение своих желаний Часть 4-я. Чувство вины

Юлия Алексеевна Титова
Наши предыдущие персонажи (отвержение, игнорирование, обесценивание) почти всегда сопровождаются нашим новым знакомцем, имя которому ЧУВСТВО_ВИНЫ. Оно добавляет смаку и остроты нашим переживаниям и щедро сдабривает собой разрушающий нашу душу пирог.

Это колоссальная по масштабу тема нашего времени. Но маленький ее аспектик, такой как «Вменение чувства вины», мы рассмотрим сейчас.
Попробуйте представить себе, что вы кому-то должны... случается, правда?
А теперь представьте, что долг этот начал расти и превращаться в безразмерный, бесконечный, неоплатный и вечный...
Каково? Словно вселенной придавило? Вот примерно так можно описать чувства человека, испытывающего чувство вины.

В ряде случаев чувство вины возникает не по злому умыслу, а удобства для. Вспомните обращение к ребёнку, когда он что-то натворил, где-то напортачил, увлекся, забыл, сделал/не сделал, сказал не то/не там/не тому и т.д.
Ради всеобщего спокойствия в будущем ему вменяется вина чуть ли не за все зло, происходящее на планете.

Эти устрашающие масштабы призваны воздействовать на юный непокорный ум и при каждом последующем желании что-либо вытворить, всплыв в памяти во всей своей огромности, предотвратить задуманное.

И если все же угораздит беспокойного отпрыска не остановиться во время, то и нагрянет порой неподъёмный гнет вины. И тогда жизнь становится не в радость, день не светел, а конфеты не вкусные.

То есть центр удовольствия бессовестно отключается до тех пор, пока... А вот тут начинается самое интересное! Ведь если существует преступление, то и наказание к нему прилагается. А получив эквивалентное преступлению наказание, можно смело освободить себя от чувства вины и жить дальше счастливо. Хотя бы до следующей шкоды. То есть в данном случае вменение чувства вины происходит сознательно и со вполне благопристойными намерениями.
Жаль только о последствиях этих намерений источнику не знается.
Поиск виноватого существует практически в каждой семье и умение найти его первым сродни искусству. Тот, кто умеет обвинить, а потом простить, воистину управляет человеком.
При злоупотреблении подобным воздействием на ребенка, а впоследствии взрослого, накладывается неизгладимый отпечаток «виноватости».
Облик и поведение «виновника» выражает вечное подчинение, несамостоятельность, отсутствие воли и инициативы. Он всегда занят отрабатыванием наказания и/или зарабатыванием прощения авторитетного лица.
Центр удовольствия у «виновника» почти не работает, за исключением редких и непродолжительных случаев, когда авторитетное лицо (и.о. родителя) одобрит сие. И тогда конфеты снова не надолго становятся сладкими...