Подводные камни поступка

Юлия Алексеевна Титова
В каждом нашем поступке, видимом другому человеку, есть две составляющие: намерение и действие.  Так вот, при одинаковых действиях, намерение может сильно отличаться.
Например, четыре человека роют ямы. Один собирается посадить дерево, второй ищет клад, третий ремонтирует водопровод, а четвертому надоел сосед, и он роет яму, что бы тот сломал в ней ногу.
И если мы не спросим у каждого о его намерении, то, скорее всего, подумаем за него то, что могло бы двигать нами самими (тут можно вспомнить присказку: «По себе не судят»?).
Так вот и оценку поступку человека мы даем по результату его действий (реальному или предполагаемому), то есть результату намерения. И если оно для нас скрыто, то оцениваем мы исключительно себя... только в лице другого.
Вспомните, как часто вы думали, что какой-нибудь человек (близкий или далекий) поступает плохо или собирается это сделать? Какие мысли вас терзали? Наверное, это он специально! Точно, это мне назло! А может он хочет меня обмануть!
Как вы реагировали? Что говорили? Что чувствовали?
А когда узнавали, что он собирался сделать совсем не то, о чем вы подумали?
Бывало ли так, что за вашим предположением «самого ужасного», стоит нечто невинное, а то и обратное?
Например, ваш ребенок-школьник остался дома один на пару часов. Вы, придя домой, обнаружили, что пол вздулся от обилия воды и времени под ней проведенным. Ваши действия, чувства, мысли?
А теперь представьте, что вы не стали делать то, что первое пришло вам в голову, а спросили ребёнка о происходящем. И он с улыбкой до ушей сообщает вам, что так хотел вас удивить своей хозяйственностью, порадовать и осчастливить, что решил вымыть пол во всей квартире. И с ожиданием в глазах смотрит на вас и ищет ваш восторг от его действий. Удалось ли ему вас удивить? О, да! Будет ли жаль пол? Думаю, да. Но будете ли вы по-прежнему чувствовать то, что испытали по приходу, увидев результат действия? И что вы теперь можете сказать своему хозяйственнику, разглядев за действием намерение?

ЗАПОМНИТЕ! Если осудить/оценить/обесценить поступок ребенка (или взрослого), опираясь только на видимые действия (пусть сгоряча, не разобравшись), то можно попасть в ловушку и обесценить его намерение.