Охримова гора на гравюре XIX века

Борис Дубман
       Охримова гора находится на западе от центра "Старого Житомира" на левом берегу реки Каменки. Известно и более древнее название – гора Кокрин. По названию горы и прилегающая местность  между нынешними улицами Ольжича, Трояновской и Владимирской  тоже называется  Охримовой горой. Происхождение обоих названий неизвестно. Возможно, от формы горы похожей на лошадиный хребет. Охрим (англ. Aughrim; ирл. Eachroim) – "лошадиный хребет". В Ирландии есть несколько деревень с таким названием. Название Кокрин могло быть образовано от слова кокорь или кокора – дерево, вывороченное с корнем. 

       13 сентября 1651 года здесь произошла великая битва казацкого войска под руководством Богдана Хмельницкого и Ивана Богуна с польской армией князя Четвертинского. Тогда это была западная околица Житомира. Польская армия была наголову разбита.  Вот как описал поражение Четвертинского архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский Георгий Конисский в книге конца XVIII либо начала XIX века "Исторія Русовъ или Малой Россіи": «Пораженіе непріятеля было долгое и крайне губительное. Пехота, усмотревъ себя оставленною отъ конницы и главныхъ начальниковъ, начала кричать згоду и, бросая ружья свои, становилась на колени и просила пощады для найсвятейшей Панны Маріи. При семъ великомъ имени все убійство тотчасъ прекращено и все утихло. Оставшаясь пехота Польская объявлена пленною, и ее сочтеко 7,346 человекъ, и въ томъ числ; 32 офицера, а между ими знатный, называвшійся Корибутъ; да приведено конницею 13 человекъ пленныхъ офицеровъ, взятыхъ на погоне, а убито и погребено Поляковъ на месте сраженія и на поляхъ 17,139 человекъ. Случилось сраженіе сіе 13 Сентября, въ среду, где и Козаковъ убито съ ихъ старшинами 2,173 человека».

       Тут следует оговорить, что большая часть историков ставит авторство Георгия Конисского под сомнение. Часть российских и польских историков считают эту книгу недостоверным источником. Современная украинская историография в целом оценивает ее как достоверный источник для изучения истории Украины XVIII века. Погибшие в этой битве похоронены здесь же, на Охримовой горе, на древних Православном и Католическом кладбищах. Было тут и Еврейское кладбище. Все эти три кладбища закрыли для захоронений в конце XVIII века.

       Сохранилась гравюра XIX века Охримовой горы. Впервые она была опубликована в Польше в иллюстрированном еженедельнике "Tygodnik Ilustrowany" № 213 от 24.10.1863 года на странице 409. Гравюра размером 180x233 мм в хорошем состоянии. Под гравюрой пояснение на польском языке: «GORA OCHRYMOWA W ZYTOMIЕRZU. (Podlug rysunku pani P.)». Автор гравюры известный польский гравер Ян Стыфи (Jan Styfi, 1839–1921). Автор рисунка для гравюры – акварелист и художник по фарфору Кристина Прусиновская-Доманевская, дочь Яна Прусиновского. Ян Прусиновский (1818–1892) – известный на Волыни юрист, польский писатель и общественный деятель. С 1848 года и до конца жизни жил в Житомире, где служил вначале в губернской канцелярии, потом адвокатом. Его дом на Петровской горе был центром польской культурной жизни в Житомире. Переулок между нынешней улицей Профессора Кравченко (бывшая Петровская) и 3-м Чудновским переулком на очень крутом склоне горы (рядом находился дом Прусиновских) с середины XIX и по настоящее время называется Прусиновским (Просяновским) спуском.

       Рассмотрим гравюру (первая слева). Это вид с правого берега реки Каменки на левую часть Охримовой горы. Тут, действительно, гора похожа на лошадиный хребет. Слева на вершине видны каменные кресты очень древнего кладбища. «На жаль, точно датувати це кладовище сьогодні складно, – пишет ведущий археограф Государственного архива Житомирской области Руслан Кондратюк в книге "Некрополь старого Житомира", – однак тут ще у 1930-х роках вченими було зафіксовано поодинокі кам’яні хрести з напівстертими написами XVI–XVII століть».

       Справа вверху в частично разрушенной каменной ограде левая часть уже закрытого городского Православного кладбища. На кладбище стоит маленькая деревянная из досок часовня. Название ее неизвестно. Возможно, она называлась Покровской часовней, поскольку это кладбище также называли Покровским. Встречается и вариант названия этой горы как Покровская. Внизу река Каменка с деревянным мостом на ряжевых опорах.  Ряж – деревянный сруб из бревен с днищем, заполненным камнем. Это первый в Житомире Подольский мост на Малеванку, а далее – в село Троянов и Чуднов, построенный в начале XIX  века. Выше – улица Мельничная.

       Пройдет сорок лет. В 1903 году на давно закрытом Православном кладбище на месте деревянной часовни построят каменную Покровскую церковь с усыпальницей внутри. Покровская церковь стала одним из наиболее престижных мест захоронения городской элиты. Житомирская газета "Волынь" тогда сравнивала это кладбище по своей красоте с Аскольдовой могилой в Киеве. На фрагменте фотографии 1908 года на почтовой открытке (вторая слева) мы видим слева вверху в прямоугольной ограде все Православное кладбище с Покровской церковью.

       Правее на заднем плане – Католическое кладбище с часовней Святого Николая.  Кладбище древнее, возникло не позднее XIV века. Здесь стоял костел Святого Николая, уничтоженный татарами в конце XV века. На кладбище в 1788 году построили часовню, назвав ее часовней Святого Николая, в память о бывшем костеле. Фундаменты костела нашли рядом через столетие после постройки часовни. Еврейского кладбища на этой фотографии не видно. Оно находилось за Католическим кладбищем на углу нынешних улиц Владимирской и Ольжича. На фотографии внизу у подножья горы Славянский паровой пивоваренный завод Осипа Махачека и Богдана Янсы. Теперь тут Житомирский пивзавод.

       «Після встановлення радянської влади, – читаем далее у Руслана Кондратюка, – для житомирського некрополя настали сумні часи. Епоха бездуховності та нехтування моральними цінностями призвела до поступового руйнування, а то й повного нищення старих міських кладовищ. Першою жертвою нової радянської політики стали Православний та Католицький цвинтарі на горі Кокрин, знесені під час спорудження промислових корпусів артілі «Красный гвоздильщик» (тепер УПВ УТОС) у 30-х рр. XX століття».

       В часовне Святого Николая тогда поместили клуб артели, а в Покровской церкви производственные помещения. От еврейского кладбища ничего не осталось. На Владимирской улице в 1930-х годах прямо на костях построили трехэтажный дом офицерского состава местного гарнизона. Теперь это жилой дом № 7. На фотографии начала 1940-х годов неизвестного автора (третья слева) мы уже не видим кладбища, а бывшая Покровская церковь стоит без крестов и купола на крыше. Старого моста через Каменку, изображенного на гравюре, уже нет. Ниже по течению реки новый деревянный мост на каменных опорах.  Часовня Святого Николая и Покровская церковь сохранились. Оба здания включены в реестр памятников архитектуры местного значения,  но они заброшены и находятся в аварийном состоянии. Их еще можно спасти.

Борис Дубман
Август 2019