Народное государство

Владимир Алексеевич Виноградов
                НАРОДНОЕ  ГОСУДАРСТВО
                К идеологии российских преобразований

Политическая ситуация в России стимулирует мысли о проведении преобразований во власти и экономике.  При подготовке настоящих «августовских тезисов» использованы статьи автора 2014-2018 гг.
                ***

                Элитарная «демократия»

       Все государства, заявляющие себя демократическими, в действительности являются элитарными.
       Демократия подразумевает развитость двух форм народовластия – непосредственной (прямой) и представительной (делегированной). Вторая форма объединяет всю избираемую и назначаемую власть.
       Непосредственное народовластие на государственном уровне нельзя мыслить лишь как осуществление прав выбирать и быть выбранным, изредка отвечать на вопросы референдума. Даже успехи местного самоуправления в этих условиях не будут означать реализацию конституционного требования народного суверенитета.
       Неразвитость непосредственного народовластия обуславливает доминирование второй формы – элитарное правление.

                Угрозы

      Перекос в развитии форм народовластия угрожает негативными последствиями, реализация которых существенно зависит от массовой политической культуры, менталитета и правоприменительной практики.
      В конкретных российских условиях это означает фактическую безответственность избираемой и назначаемой власти перед народом, обособленность интересов правящего класса, коррупцию, и невозможность народного единения в решении проблем страны. Изменение кадрового, персонального состава власти не является достаточной гарантией от столь существенных недостатков властного устройства.

                Не допустить ошибки

       Не принижая значимости избираемой и назначаемой власти, следует признать недостаточность и даже губительность дальнейшего сохранения в России  элитарного устройства государства.
       Реформа власти должна прекратить разделение народа на власть и население. На «управляющих» и «управляемых».  Массовый гражданин должен стать частью государства.

             Демократия «2 в 1»  – гармоничное устройство власти

       Реализация конституционного требования народного суверенитета  невозможна без способа объединения институтов прямого и представительного народовластия  при принятии властных решений.   
       Участие народа в управлении страной  и ее территориями должно происходить по широкому спектру вопросов, касающихся интересов граждан, и на постоянной основе, с правом решающего голоса, наряду с решающими голосами избранных и назначенных лиц. Разумеется, каждый участник принятия решения, в зависимости от статуса  – гражданин, депутат, должностное лицо, будет иметь свой «вес» при подведении итогов голосования.

                Гражданский собор

      Гражданский собор (Собор) – институт непосредственного народовластия, наряду с выборами и референдумом.
      Реализуется в стране и на всех территориях в существенной степени с помощью Интернета, телевидения, радио, а также  с помощью собраний граждан. Предусматривает всеобщность равноправного и  добровольного участия. Не имеет руководящих органов, только организационное, техническое,  юридическое и иное обслуживание.

Собор работает путем обсуждений, проводимых различными способами на соборных площадках. Планы обсуждений координируются с законодательными собраниями для участия в законодательной работе.
      Площадки Собора не являются иерархической структурой – при рассмотрении вопросов общероссийского значения к федеральной площадке  примыкают все территориальные площадки.
    Единственный голос участника Собора обеспечивается технически.  В рамках Собора не могут действовать партийные и иные группы, ограничивающие изъявление мнения участников. Высказываемое мнение на Соборе – только личное.   
      Федеральный закон о Гражданском соборе, на принятии которого должна настоять Общественная палата, определит порядок участия Собора в  деятельности законодательных собраний, условия его признания, необходимые изменения в законодательстве и финансовую поддержку деятельности Собора.

                Привлечение народа к принятию законов

       Собор  –  это, прежде всего, всенародное обсуждение и голосование по вопросам создания новых условий для жизни и деятельности.
       Концепция долгосрочного развития России, Проекты развития страны и каждого региона, как и многие другие решения, должны приниматься как законы.
      Например: в Думе  - 450 депутатов, ФЗ установил Собору также 450 решающих голосов. За каждым голосом Собора стоит 1/450 часть всех голосов граждан-избирателей России.
      Специальные Интернет-серверы обслуживают работу соборных площадок всех уровней. Федеральные и местные каналы телевидения организуют передачи для соборных обсуждений.
      Собору определяются сроки для голосования с учетом сроков обсуждения каждого закона в Думе. Голосование, включая идентификацию, не должно отнимать много времени у граждан (например, биометрический способ «не выходя из дома»).
       На основании результатов голосования определяется количество использованных гражданами-избирателями  голосов из 450 возможных, включая «за» и «против».

       Аналогичные процедуры разрабатываются для всех уровней власти.
       В таких процедурах мы отходим от принятия решения либо институтом непосредственного, либо представительного народовластия.

      Собору следует предоставить и другие права. Например, выслушивать доклады должностных лиц государства и органов местного самоуправления о проделанной и планируемой работе, а также право приостанавливать в определенных законом случаях выполнение решений, принятых должностными лицами.

                Договориться о будущем

      Демократия «2 в 1» –  устройство власти, позволяющее 100 млн. российских граждан договориться о будущих условиях для жизни и деятельности, придать общественному договору статус федерального закона и контролировать его выполнение.
       Такое положение обуславливает веру граждан в планы и проекты создания новых условий для жизни и деятельности, вносит определенность будущего в общественное сознание.

                Определенность будущего как капитал

      В свою очередь определенность будущего в массовом сознании укрепляет  мотивацию граждан к труду перспективными результатами, что совершенно изменяет возможности стимулирования труда.
      Политические и экономические механизмы, гарантирующие гражданам вознаграждение перспективными результатами, наряду с вознаграждением  уже имеющимися или создаваемыми в краткосрочном периоде средствами, радикально изменяют возможности экономического развития.

                Новая экономика

      Доверие, превращающее будущее в капитал, позволяет при недостатке имеющихся средств развернуть масштабное и повсеместное хозяйственное строительство, при малых бюджетах решать на местах злободневные хозяйственные вопросы. 

Экономика сегодня:
       большие цели (будущие результаты) – большие затраты.
Экономика завтра:
       большие цели (будущие результаты) – большие стимулы к труду.

                Историческая задача России

       Народное государство – путь преобразований, на котором Россия не только решит свои проблемы, но станет первопроходцем нового исторического этапа мирового развития.