Родословная художника Козлова Н. Г

Евгений Пажитнов
Ищем родственников!
89262371485@mail.ru
...........................................
Нисходящая роспись: Козлов Иван ...
Поколение 1
1. Козлов Иван ...

Мать детей: ...
   Сын: Козлов Георгий Иванович (2-1)
   Сын: Козлов Гавриил Иванович (3-1)

Поколение 2
2-1. Козлов Георгий Иванович
Родился: ?
Отец: Козлов Иван ... (1)
Мать: ...
Мать детей: ...
   Сын: Козлов Николай Георгиевич (19.12.1900-22.08.1978) (4-2)
   Дочь: Козлова Валентина Георгиевна (5-2)

3-1. Козлов Гавриил Иванович
Родился: ?
Отец: Козлов Иван ... (1)
Мать: ...
Жена: ...
   Сын: Козлов Леонтий Гавриилович (6-3)


Поколение 3
4-2. Козлов Николай Георгиевич (19.12.1900-22.08.1978)
Родился: 19.12.1900. Умер: 22.08.1978. Продолжительность жизни: 77
Отец: Козлов Георгий Иванович (2-1)
Мать: ...

5-2. Козлова Валентина Георгиевна
Родилась: ?
Отец: Козлов Георгий Иванович (2-1)
Мать: ...
Муж: Деев ...


6-3. Козлов Леонтий Гавриилович
Родился: ?
Отец: Козлов Гавриил Иванович (3-1)
Мать: ...


Персон: 6. Дата построения отчёта: 27.08.2019

1

.............................

Козлов Николай Георгиевич  (19.12.1900, с. Покровское Ряж. у., ныне Ухолов. р-на – 22.8.1978). Чл. Союза сов. художников. Заслуженный работник культуры РСФСР. Доц. каф. живописи Моск. гос. заочного пед. ин-та. Учился в Покровской земской школе и в Ухолов. высш. нач. уч-ще. С 1915 по 1919 учился в Ряз. учительской семинарии, по окончании служил в Кр. Армии, с марта 1920 работал учителем в школах I и II ступени Ряж. у. В 1921 поступил учится в Моск. высш. техн. мастерские (ВХУТЕМАС), в 1923 – 29 учился в высш. худ. техн. инт-те на ф-те живописи; после защиты диплома в 1929 работал науч. сотр. реставрационной студии в Гос. Третьяковской галерее. С 1932 чл. Союза сов. художников (МОСХ). В 1934 в порядке культурного шефства над колхозами им была организована в Ухолов. р-не выставка выдающихся моск. художников. Часть своих картин с выставки он подарил родному с. Покровское. Об этом в «Крестьянской газете» была помещена статья студента, впоследствии проф. Моск. консерватории Б.М. Ярустовского. В 1937 К. был избран през. Моск. обл. РАБИСа, в 1938 в изосекцию ЦК РАБИСА. В 1944 – 45 работал на разных фронтах по исполнению с натуры рис. и живописных произв. для создававшегося в то вр. Музея военно-мед. академии СССР. В его фондах хранятся 57 работ. К. За произв., выполненные им во вр. наступления нашей армии от Одера до Берлина, был награжден орд. Красной Звезды. После войны К. работал над пейзажами и портретами. В 1948 – 51 работал ученым секр. Оргкомитета СХ СССР, с 1953 пред. ревизионной комиссии Худ. фонда СССР. Участник 50 выставок – респ., моск., обл. («Великая Отечественная война», «Фронты и тыл», «Урало-Кузбасс и др.). Его лучшие работы находятся в худ. и др. музеях, в разл. ведомствах, учреждениях, в Свердловске, в Моск. ун-те, в посольстве в Варшаве и др. С 1954 работал на худ.-графическом ф-те в МГЗПИ – доц. каф. Им созданы программы, уч. пособия по данной дисциплине, метод. разработки для студентов. Изд. св. 10 печатных тр. За многолетнюю и плодотворную работу по подготовке кадров учителей изобразительного иск-ва был награжден знаком «Отличник народного просвещения». В 1968 ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1971 персональная выставка К. прошла в г. Ряжске в РДК. В дар кр. музею была передана ч. картин художника, картины и рисунки получены были и школами с. Покровское и Ухолово. Картины К. по воен. тематике вошли в экспозицию Ряж. краеведческого музея, находятся в «Зале защитников Отечества».
• Лит.: Кауфман Р. Шестая выставка московских художников // Искусство. – 1939. — № 4; Крестьянская газета. – 1936. — № 15. – 3 февр.; Царькова А.А. Щедрая душа художника // Авангард. – 1976. — № 114. – 23 сент.
.....................
Осенью 1920 года преподавателем естествознания и рисования в Покровскую школу второй ступени был назначен художник Николай Георгиевич Козлов, где он и проработал до лета следующего года. Впоследствии заслуженный работник культуры РСФСР, отличник народного просвещения Н.Г. Козлов стал доцентом кафедры живописи Московского государственного заочного педагогического института.
Кроме перечисленных учителей, большой вклад в развитие школьного образования села Покровское внесли и другие просветители, работавшие здесь до войны, в военный период, а некоторые и в тяжелое послевоенное время. К их числу принадлежат Леонтий Гаврилович Козлов (двоюродный брат художника Н.Г. Козлова),
.................
В 1978 году после смерти уроженца села Покровское художника Николая Георгиевича Козлова, М.В. Калякин помог доставить в Ухолово и Покровское его картины и в дальнейшем заботился о их сохранности.
............
В 1934 году накануне празднования 17-й годовщины Октя- бря состоялся слет селькоров и редакторов колхозов зоны Ухоловской МТС. В ознаменование этой даты был объявлен культпоход, основной задачей которого являлась организация художественной самодеятельности на местах.
В том же году в доме жительницы Покровского, стахановки Марии Гавриловны Бирюковой, была организована выставка известных советских живописцев и местных художников- любителей – Трушутина, Макушина, Силякова, Киркова. Со своим творчеством познакомил земляков уроженец Покровского, член Союза художников СССР Николай Георгиевич Козлов. Сельчане приходили в дом Бирюковой и удивленно качали головами: «Красота-то какая!..».
.........
Из книги "Покровское. Время. События. Люди".
Николай Георгиевич КОЗЛОВ
Среди знатных уроженцев Покровского выделяется замечательный художник, заслуженный работник культуры РСФСР, отличник народного просвещения Николай Георгиевич Козлов.
Родился будущий живописец в  1900 году в  большой   и дружной семье. В Покровском прошло его детство. Тяга к рисованию проявилась у  мальчика в  раннем возрасте,  и он пробовал рисовать красками с натуры сельские пейзажи и портреты жителей Покровского. По воспоминаниям односельчан, соседи часто говорили Георгию Ивановичу Козлову, отцу будущего художника: «Ты, Егор, не мешай своему Николке рисовать. Пусть он будет у нас знаменитым художником».
А Николка между тем продолжал развивать свои творческие задатки, учась в Покровской земской школе. После ее окончания мальчик поступил в Ухоловское начальное училище, где на его способности обратила внимание учительница географии и рисования Ксения Викентьевна Врубель. Окончив училище, Николай Козлов в 1915 году, блестяще выдержав конкурсные испытания, был принят в Рязанскую учительскую семинарию и определен в интернат на полное иждивение земства.
 В учительской семинарии поощрялось самодеятельное творчество воспитанников, и  покровский  подросток  мог  в свободное от уроков время заниматься любимым увлечением. Преподаватель рисования Николай Иванович Ткаченко выделил для него краски, кисти, полотно. Нашлось и поме- щение для занятий живописью.
После Октябрьской революции, в 1918 году, в Рязани при губернском отделе народного образования была открыта сту- дия рисунка для одаренной учащейся молодежи под руководством художника Якова Яковлевича Калиниченко. Николай Козлов по вечерам, после занятий, охотно посещал студию, где получил уроки художественного мастерства.
В 1919 году Николай Козлов окончил учительскую семинарию и поступил в Пензенский педагогический институт и одновременно в художественное училище. Но заниматься в этих учебных заведениях ему не пришлось. В октябре того же года Козлов был призван в армию и зачислен красноармейцем в пятый запасной стрелковый полк, который дислоцировался в Москве.
В 1920 году красноармеец Козлов заболел тифом и угодил на госпитальную койку. Выздоровев, вернулся в Красную Армию, но на основании приказа Реввоенсовета Республики был отозван со службы и направлен на работу учителем в Екатерино-Любовскую однокомплектную школу первой ступени Ясеновской волости Ряжского уезда (ныне Ухоловского района). В школе скомплектовалось три учебных класса, и молодой учитель вел занятия в две смены, а по вечерам еще и вел занятия в кружке по ликвидации безграмотности. Из-за отсутствия карандашей и стальных перьев приходилось пользоваться гусиными...
Осенью 1920 года Н.Г. Козлов был назначен учителем естествознания и рисования в Покровскую школу второй ступени. Здесь в народном доме молодежь ставила спектакли, а молодой учитель рисовал декорации к постановкам, гримировал самодеятельных артистов. Нередко сам был режиссером и исполнителем ролей.
Летом 1921 года уездный съезд учителей делегировал Ни- колая Георгиевича в Рязань, на конференцию по народному образованию. В том же году по командировке губернского правления Союза работников просвещения Н.Г. Козлов отправился на учебу в Московские высшие художественно- технические мастерские (ВХУТЕМАС) для продолжения образования. Сначала был принят на подготовительное отделение, а потом поступил на первый курс факультета живописи.
Во время учебы Николай Козлов стал комсомольцем, а в 1926 году вступил в ВКП(б).
За время учебы во ВХУТЕМАСе, позднее реорганизован- ном в Высший художественный институт, Козлов принимал активное участие в работе комсомольской, партийной и студенческих общественных организаций. Избирался председа- телем профкома «Рабирос», членом ревизионной комиссии исполнительного бюро училища, возглавлял комсомольский политический кружок.
В двадцатые годы многие преподаватели художественного института увлекались западными формалистическими течениями в искусстве. Особенно был популярен в их среде так на- зываемый «сезаннизм» – от имени французского художника Поля Сезанна. Но Николай Козлов, как и большинство студентов, оставался на позициях реализма в живописи.
Свободное от занятий время студент из Покровского предпочитал проводить в залах Третьяковской картинной галереи и в музее изящных искусств.
Николай Козлов стал членом молодежного объединения при Ассоциации художников революционной России (АХРР) и в 1926 году принял участие в выставке «Жизнь и быт народов СССР».
В 1929 году молодой художник отправился в творческую командировку на заводы Донбасса. Итогом поездки стала картина «Ударная бригада доменщиков», которая вместе с этюдами к ней экспонировалась на выставке в музее изящных искусств, а затем была приобретена закупочной комиссией и помещена на хранение в фонды Третьяковской галереи.
Во время учебы в Московском художественно-техническом институте большое влияние на Козлова оказал преподаватель Александр Давыдович Древин. Свое художественное умение Николай совершенствовал сначала в мастерской Роберта Рафаиловича Фалька, а затем учился у Бела-Цитуа. Дипломная работа молодого художника состояла из композиции «Союз рабочих и крестьян» и живописного полотна «Красные красногвардейцы», которое было приобретено закупочной комиссией.
 В 1930  году  Козлов  закончил  Московский высший художественно-технический институт, где обучался на отделении станковой живописи, и получил право производить работы по всему Советскому Союзу. В дипломе, выданном Козлову, был начертан такой наказ: «Нам нужен не про- сто специалист, а особый тип нового специалиста, способного не только руководить производством и вести научно- исследовательскую работу на основе последних завоеваний науки и техники, но и способного быть организатором и руководителем творческой инициативы масс».
Некотороевремямолодойспециалистработалхудожником- реставратором в Третьяковской галерее под руководством заведующего реставрационным отделом А.А. Рыбникова. Это была хорошая возможность отточить свое мастерство.
Зимой 1931 года, когда в стране развернулась коллективизация сельского хозяйства, Козлов по партийному призыву был направлен уполномоченным на период весенней полевой кампании в Тепло-Огаревский район Московской области.
Летом того же года народный комиссариат снабжения снова направил художника на село уполномоченным на период уборочных и хлебозаготовительных работ, на этот раз в Нижне-Волжский край, в Балашовский район. В Москву Козлов вернулся только в декабре и сразу включился в творческую работу.
Поездки по стране, общение с сельскими жителями давали художнику темы для творчества. Когда организовалась Ассоциация пролетарских художников, он вступил в ее ряды.
В 1933 году началась подготовка к выставке «Урало-Кузбасс», и Н.Г. Козлов вместе с живописцем Е. А. Львовым отправился в творческую поездку на Урал. Побывал на Березовских и Кочкарских золотых приисках. Результатом поезд- ки стали несколько картин художника, предназначенные для выставки. А его работы «В забое», «Старатели за  работой», «Шахта  имени  В.И.  Ленина»  были  приобретены трестом
«Уралзолото». Позже Козлов возвращался в своем творчестве к образам рабочих: на одном из заводов в городе Сатке он исполнил на заказ портрет стахановца Шевалдина и набросал несколько этюдов на заводе «Магнезит».
Разъезжая по стране, Николай Георгиевич то и дело вспоминал родное Покровское, но вырваться в милые сердцу места все никак не удавалось. Наконец, в 1934 году, такая возможность представилась. 5 октября в Ухолове проходила сельскохозяйственная выставка. Одновременно в районе была организована первая олимпиада искусств, посвященная семнадцатой годовщине Октябрьской революции. Ухоловцы пригласили в гости уже известного к тому времени земляка, занимающего должность секретаря Московского горкома Союза советских художников. Пригласили и сестру выдающегося поэта Валерия Брюсова – Надежду Яковлевну. В ту пору проходила художественная олимпиада колхозов зоны Ухоловской МТС, и Козлов организовал в Покровском собственную выставку и, кроме того, представил своим землякам работы Б.В. Иогансона, Е.Е. Ряжского, Ф.С. Богородского.
Экспозицию картин разместили в доме передовицы-ударницы колхоза имени В.И. Ленина Марии Гавриловны Бирюковой.
Районная газета «За колхоз!» от 24 октября 1934 года так описывала открытие выставки: «Яркие лучи утреннего солнца осветили правильно расположенные на стенах избы картины. Это целая радуга красок. Здесь «Виды Италии» Федора Богородского, «Колхозная девочка», «Невежина», «Банка цветов» художника Ряжского, полотна Иогансона, много произведений, принадлежащих кисти Николая Козлова. На- столько хорошее впечатление от выставки, что Мария Гавриловна Бирюкова перестает узнавать свою избу. «Вот всегда бы так было отрадно», – говорила она своему мужу Ефиму, одному из лучших членов бригады.
Дом наполняется колхозниками, которые боялись упустить такой случай. В ожидании новых посетителей Н. Козлов делает зарисовки с натуры. Ему позируют славные люди бригады – звеньевая Ольга Машина, пахарь Афанасий Васюков, ударница Елена Варварина. Наконец, собралась почти вся бригада.
«Раньше, – вспоминала Варварина, – хотелось купить картину для украшения избы. На базаре можно было только найти религиозные рисунки. А настоящих картин я в жизни не видала, первый раз вот на старости лет пришлось». «Я хочу видеть у себя на картине строительство завода-гиганта. Нравится мне размах нашей жизни», – отмечает Семен Васюков.
В дом Бирюковой входят новые группы людей, вниматель- но всматриваются в каждую картину, находят достоинства и недостатки, выражают свое отношение к искусству. Очень понравилось большинству колхозников художественное полотно «Пионер», созданное Н. Козловым за год до этого приезда в Покровское. Привлекли зарисовки работ старателей на золотых приисках. Положительно отнеслись покровские жители к творчеству Ряжского, Богородского, Иогансона. Отличали разнообразие красок, правдивое изображение действительности. «Хотелось увидеть побольше картин из новой жизни колхозов. Жизнь стала веселей, интересней. Побольше ярких красок, товарищи художники!» – выражает мнение сельчан комсомолец Григорьев. Наряду с картинами признанных мастеров кисти в избе стахановки были показаны и результаты местных любителей рисования.
С нескрываемым любопытством рассматривают колхозни- ки рисунки своих односельчан. На стенах рисунки Силякова, Макушина, Киркова, других молодых жителей Покровского. Каждый рисунок доброжелательно и обстоятельно комментирует Николай Георгиевич Козлов. Лучшая картина среди работ самодеятельных авторов принадлежит Киркову. Это «Комсомольская вечеринка». Умение точно расположить на небольшой площади много фигур, со вкусом подобранные краски, самобытное размещение темы – вот основные достоинства картины. На основании всех рисунков, представленных вниманию зрителей, можно сделать определенный вы- вод: ребята талантливы. Незнакомые со старым бытом, они отражают на бумаге моменты окружающей деятельности.
Колхозники, познакомившись с творчеством школьников, подняли вопрос о том, что художникам-самоучкам необходимо оказывать помощь. Жаловались на отсутствие для плодотворной работы … бумаги, красок, кистей. «Мало у нас заботятся о школьниках, мало уделяют внимание развитию их способностей, – говорили выступающие. – Мы живем рядом с этими талантливыми ребятами, а только сейчас увидели их рисунки, привезенные из Москвы».
Колхозники интересовались процессом написания картин, выражали желание видеть в дальнейшем подобные выставки». Сохранились отзывы сельчан о выставке. Вот один из них:
«Просмотрев выставку московских художников, происходившую в с. Покровском Ухоловского района Московской области,  коллектив  учителей  совместно  с  учащимися выносит благодарность художникам картин и, в частности, организатору выставки Козлову. Из просмотренных картин лучшие впечатления произвели следующие: «Пионер», «Цветы»,«Девочка у окна», «Грибы», «Автопортрет», «Золотая осень». Выставка картин для педагогического коллектива и учащихся дала возможность познакомиться с настоящими произведениями искусства наших современных реалистических художников. Просьба в дальнейшем поддерживать с нами связь и периодически проводить подобные выставки, которые учат нас ценить и лучше разбираться в произведениях наших со- временных художников и помогают росту изобразительной самодеятельности».
Позже, вспоминая о встречах на родной земле, Николай Георгиевич признавался: «Прием был трогательный и великолепный. До сих пор помню и никогда не забуду».
В 1936 году по договору со Всероссийской кооперацией художников он написал картину «Порт Игарка», предварительно совершив поездку в те далекие края. За время командировки Козлов сделал множество этюдов и зарисовок.
В 1939 году Н.Г. Козлов выполнил панно «Уборка яблок» в павильоне «Казахстан» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
В 1940 году Николай Георгиевич руководил художествен- ной студией в городе Малоярославце.
Восемь лет он был членом правления Московской организации Союза советских художников, из них два года – заместителем председателя правления.
Когда началась Великая Отечественная война, Н.Г. Козлов был председателем штаба социалистического соревнования Московского Союза советских художников. Он принимал активное участие в сборе средств на строительство танковой колонны «Советский художник», за что получил благодарность И.В. Сталина.
Позже, по распоряжению Главного санитарного управления наркомата обороны, Н.Г. Козлов выехал на фронт. Ему было поручено рисовать с натуры бойцов и командиров в боевой обстановке. И так – почти всю войну. Художник вспоминал: «В марте 1945 года я под начальством майора медицинской службы Рогачевского был направлен на Первый Белорусский фронт, в армию, которой командовал генерал Берзарин (он впоследствии станет первым военным комендантом павшего под ударами наших войск Берлина). Армия находилась на восточном берегу Одера. Готовилось наступление на германскую столицу. Отдельные наши части уже закрепились у высокой дамбы на западном берегу, создав плацдарм для наступления. Мне, естественно, хотелось быть ближе к месту боевых действий, поэтому я ежедневно отправлялся на плацдарм. В апреле наши войска подошли к окраинам Берлина. На одной из улиц, под вражеским огнем, я рисовал карти- ну боя. Когда почти закончил этюд, раздался оглушительный взрыв, и рядом рухнула стена здания. Потом близко от меня упал еще один снаряд. Я упал, а когда поднялся на ноги, уви- дел на своей палитре груду земли и шлака…»
За время войны Н.Г. Козлов создал большое количество картин, показывающих героизм советских медиков и суро- вые фронтовые будни. Таковы полотна «Медпункт на Одере»,«Вывоз раненых в условиях городского боя», «После ночной бомбежки» и другие. Часть картин создавалась в повержен- ном Берлине: «Аллея Унтер-ден-Линден», «Берлин 1945 года», «Шарлоттенбургский мост», «Артдивизион на Бром- бергштрассе». Пятьдесят семь работ художника обрели свою
«прописку» в Военно-медицинском музее в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге).
В годы войны издательство «Земля и фабрика» выпустило большим тиражом цветную открытку с репродукцией картины Козлова «Фашистский террор».
Когда отгремели военные залпы, Николай Георгиевич, несмотря на солидный возраст, продолжил образование и окончил Московский государственный заочный педагогический институт. С 1954 года его жизнь и трудовая деятельность были связаны с этим вузом. Он был ведущим педагогом по курсу композиции на художественно-графическом факультете института, доцентом кафедры живописи.
Занимаясь преподавательской работой, Козлов не прекращал творить. В 1954 году он вместе с художниками Н.М. Никоновым и И.Д. Чашниковым выполнил четыре живописных панно в павильоне «Лен-конопля» на Всесоюзной выставке достижений сельского хозяйства.
Николай Георгиевич выступал с докладами на научно- теоретических конференциях в институте, на межвузовских заседаниях, публиковал статьи в институтских научных сборниках.
Репродукции с картин художника не раз печатались в
«Крестьянской газете», в журналах «Искусство» и «Искусство в массы». Скульптор Терзибатьян выполнил гипсовый бюст художника, который экспонировался на одной из выставок, организованной МОССХ.
21 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Сове- та РСФСР Николаю Георгиевичу присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.
16 января 1970 года художнику-преподавателю было присвоено ученое звание доцента. В том же году в Московском заочном педагогическом институте устроили персональную выставку его произведений.
Весной следующего года Николай Георгиевич Козлов посетил родные места. Он выступил с несколькими лекциями в Ряжске, встретился с учащимися Ухоловской и Покровской школ. Покровской школе, где он когда-то работал, художник оставил на память подборку книг с дарственными надписями, а учащиеся Ухоловской школы получили в подарок брошюры по живописи и композиции, среди которых были и учебные пособия, составленные самим художником.
В конце сентября 1971 года по договоренности с областным отделом культуры были устроены выставки картин Н.Г. Козлова в Покровской средней школе и Ухоловском районном Доме культуры. Художник представил на суд земляков двадцать семь живописных работ, среди которых «Дорога в приокских  лугах»,  «Ясный  полдень»,  «Озеро  в  лесу», «Осень», «Подмосковье в окне», «В Абрамцеве, на даче Радимова»,
«Берлин 1945 года», «Автопортрет».
В 1977 году Н.Г. Козлов снова посетил родные места. Он выступил в Ряжске с лекциями о советском реалистическом искусстве, встретился с учащимися Ухоловской и Покровской школ. В Ухолове была организована выставка, на которой экспонировалось более сорока работ художника. Районная газета «Колос» от 21 июня 1977 года, сообщая о выставке, отмечала: «Особенно большим успехом пользуются полотна с изображением сельских пейзажей. Посетители увидели в них свои знакомые уголки природы». Как оказалось, это был последний приезд живописца на родину...
 Художник из Покровского в своем творчестве воспевал окружающую действительность, труд обычных людей, неброскую среднерусскую природу. «Мне посчастливилось многое увидеть, пережить, познать, сделать, многому научиться и научить других, – признавался он на склоне лет. – Будет о чем рассказать и написать». В семидесятилетнем возрасте худож- ник говорил: «Я еще не чувствую себя пожилым человеком, могу в полную силу работать и работать».
Но годы брали свое, и 22 августа 1978 года Николая Георгиевича Козлова не стало. По его завещанию, часть работ художника была передана в Ряжский краеведческий музей, пять картин – Покровской средней школе. Около 20 полотен он подарил Ухоловской средней школе, откуда в 1990-е годы они были переданы в центр народной культуры «Истоки» Ухоловского районного отдела культуры.
В октябре 1999 года в Ухоловском этноэстетическом центре (музее) состоялась выставка картин Н.Г. Козлова. К этому событию готовились заранее. Работники районного отдела культуры Е.А. Воробьева и В.В. Ломтев собрали полотна худож- ника, хранившиеся в разных местах (причем некоторые – без рамок), привели их в надлежащий вид и представили на обозрение земляков художника. Выставка состояла из 33 картин, а открывал ее портрет Н.Г. Козлова, выполненный художником М. Ивановым-Радкевичем, который изобразил покровского живописца на фоне родной природы, с мольбертом в руках.
Района  газета  «Колос»  так  писала  о  картинах земляка:
«Изображенная на полотне лесная поляна с копной сена кажется почти натуральной, и даже чудится, что вот если подует легкий ветерок, то сможешь почувствовать запах свежего сена. Особенно хороши осенние пейзажи. Яркая раскраска деревьев как бы оживает на полотне и манит набрать осенних листьев для школьного гербария… Картина под названием «Во время отдыха» напоминает о том времени, когда в колхозах и совхозах полным ходом строились животновод- ческие фермы, механические мастерские, в которых функционировали красные уголки. И вот в такой красный уголок зашли уставшие механизаторы, на столе патефон, крутится пластинка... и все внимательно слушают. Запечатлен на полотне и знаменитый трактор ЧТЗ. Но особенно трогает душу портрет сельского школьника, выполненный художником в 1947 году. Паренек лет 10-12 в шапке-ушанке, в старенькой фуфайке, подпоясанный ремешком, к которому привязана чернильница, через плечо матерчатая сумка.
… Хотелось бы, чтобы подобные художественные произведения никогда не снимались со стендов музеев, могли радовать любителей живописи во все времена, или просто каким- либо житейским сюжетом они могли напомнить людям о днях прошедших, заставить их задуматься над своим настоящим и будущим».
Действительно, реалистичные  полотна   Н.Г. Козлова  с почти фотографической точностью запечатлели обыденную жизнь народа в теперь уже далекие годы индустриализации и колхозного строительства, и, глядя на них, каждый может подумать: именно так все и было…
Сестра художника Валентина Георгиевна (в замужестве Деева) в письме на родину признавалась: «Николай хотел, чтобы о нем осталась память в родном селе». Так оно и есть: покровцы помнят своего земляка, который с детства мечтал стать художником и стал им.