Последний шанс

Антоша Абрамов
        Две самые крутые, самые известные и больше всех заработавшие теннисистки нового тысячелетия. Две сбитые лётчицы встречаются между собой в первом круге US Open. Серена Уильямс и Мария Шарапова. Американки. У каждой – многомиллионная армия поклонниц и поклонников.

        Не дай бог, один, а тем более – одна из этой армии, прочитали эти строчки. Плевки, брань, гнилые помидоры – всё уже летит в меня. Шарапова – русская, Шарапова – россиянка! – с пеной у рта кричат шарофаны. Она всю жизнь готова была биться за сборную России, на все вопросы о гражданстве отвечала: только Россия. Кто ты такой, чтобы бить в самое больное?!

        Был такой блогер – Денни Тенн. Его знали все фанаты тенниса, во всём мире. Англичанин, что вёл блог на русском. Судя по его воспоминаниям, человека помотало по жизни, побило о её края. Я познакомился с ним, Машей и теннисом практически одновременно. Две тысячи четвёртый год, Уимблдон, полуфинал. Или финал?
        До начала сегодняшнего матча Марии и Серены полчаса. Успею посмотреть – заглядываю в интернет. Попадается статья со словами: тогда Мария играла совсем не так, как сейчас. Такую статью, конечно, не пропущу. С первых строк она радует: идя на тренировку, Мария наступает на что-то, через несколько шагов поражающее ужаснейшим запахом, пока она оттирала о траву собачье дерьмо, случайный прохожий обронил: это лисье дерьмо, большая удача, ты выиграешь турнир.

        Ага, всё же это был финал. Ну да, потому я тогда случайно попал на него. Теннисом не увлекался совсем, но про Уимблдон слышал, и, глядя в экран, где комментатор взахлёб тараторил про финал Уимблдона с русской девочкой, решил глянуть – как хоть она выглядит. Выглядела она отпадно. Даже сейчас мурашки пробежали – на фотке в статье она радостно улыбается – гибкая тростиночка, русоволосая и неимоверно милая. Жизнь бурлила в ней, семнадцатилетней.

        И когда она победила американского монстра – это был праздник для всей России. И конечно, я кинулся читать всё об этой девчонке. И быстро нашёл самый лучший источник – блог Денни Тенна “Nasha Masha”. И стал его читателем вплоть до смерти Денни.
        Его спрашивали: Денни, так ты любишь Машу? – Очнитесь, – отвечал он. – Я ей в отцы гожусь.
        Он был просто предан ей, и посвятил остаток жизни ей и блогу о ней.

        Я таким не был. Но долгое время в теннисе интересовала только её игра. Формально эта игра изменилась после травмы плеча, которую долго лечили. Но валидольщицей она стала раньше. Только валидол надо было принимать нам – её болельщикам. Потому что…

        Так какую же разницу в игре тогда и сейчас заметила автор статьи? Бегущий вниз курсор проскочил что-то цепляющее. Возвращаюсь – сама Шарапова описывает момент из матча: Серена упала, пытаясь достать мяч и… “Она быстро поднялась и выиграла очко... Я почувствовала что-то странное. Во взгляде Серены, обычно излучавшем уверенность, было что-то еще. Я видела это раньше на лицах других девочек. Страх. Она выглядела испуганной. Больше я в этом сете не проиграла ни гейма".

        Сразу включилась память: в том году Мария ещё раз встречалась с Сереной – в конце года на Итоговом турнире. Опять финал, Серена, успевшая уже выиграть шесть турниров Большого шлема, в решающей третьей партии имела преимущество в три гейма и проиграла. Тогда я был уверен – Мария пробила её навсегда, такое не забывается. В боксе после таких поражений спортсмен приобретал прозвище “хрустальный подбородок” – во встрече с очередным сильным противником, получив мощный удар, он падал и не поднимался.

        За прошедшие с тех пор пятнадцать лет Мария больше ни разу не выиграла у Серены. А проиграла восемнадцать. Странно, не правда ли? Серена выиграла ещё семнадцать турниров Большого шлема, Мария – четыре. И это при том, что выиграть один Шлем – уже войти в число избранных, стать историей. Почему потом всё перевернулось?

        Но я сильно отвлёкся, Мария и Серена уже вышли на корт, начали разминку. Так что же изменилось в игре Шараповой? Быстро пробегаю глазами статью до конца – ничего об этом. Только несколько интересных подробностей того Уимблдона:
        – Шарапова пошла к сетке, ожидая, что Серена пожмет ей руку. А американка вместо этого ее обняла. "Неужели таков протокол? – думала Мария. – Это действительно то, что делают, проигрывая финал на "Большом шлеме"? Ладно, если она хочет объятий, она их получит. Я обняла ее в ответ, но сама смотрела на трибуны, пытаясь найти глазами своего отца";
        – А потом она пошла в раздевалку. И услышала, как Серена рыдает. Тяжелые пугающие всхлипывания. Они продолжались и продолжались. Мария вышла так быстро, как только могла. Но Уильямс знает, что она была там;
        – объяснение Марии своим последующим поражениям от Серены: "А люди удивляются, почему я все время проигрываю ей в последние годы. Думаю, она ненавидит меня за то, что я, будучи тощим подростком, обыграла на Уимблдоне вопреки всем прогнозам. За то, что забрала то, что, как ей казалось, принадлежало ей. Но особенно за то, что услышала, как она плачет".

        Странный вывод, как и странна реакция на обнимашки. А ведь именно в этом настоящая Мария.

        Матч уже начался. Добавлю пару слов. Почему последний шанс? Во-первых, поджимает возраст – одной тридцать два, другой тридцать восемь. Во-вторых, уже давно обе ничего не выигрывали. При этом более возрастная Серена доходила до финалов. Но после рождения ребёнка она потеряла скорость – и передвижения по корту, и реакции. Как минимум пять девушек есть, которым она проиграет наверняка. А Шарапова – полное, на мой взгляд угасание. И в-третьих, выигрыш Серены даст ей толчок, и она сможет совершить подвиг – дойти до финала и выиграть. Шарапова, если выиграет, скинет камень с шеи, погладит ставшую человеческой челюсть и с достоинством уйдёт. Совсем.

        Про шансы: ставлю на победу Серены. Марии отдаю не больше пяти процентов. Я уже не раз писал про то, что приводит её к поражениям. Об этом больше не хочу. Но после матча всё же поясню насчёт гражданства.
        От матча ничего особенного не ожидаю. Думаю, что одна из них не доиграет до конца – как только почувствует, что не может выиграть, так сошлётся на травму пятой точки.
        Лишь доиграв матч в ожесточённой борьбе, обе докажут своё величие. Хотя бы мне.

        Пошёл смотреть. Только перемотаю на начало – показалось, что Шарапова вышла перенапряжённая-перезаведённая, подбородок кверху, взгляд в бесконечность.

        Первую партию Серена выиграла разгромно – 6:1. Ей не понадобились сильные удары, хватило точных закидываний мячей в углы. Двадцать, может пятьдесят теннисисток легко бы успели за такими мячами, но не Шарапова. Не знаю, чем она занимается на тренировках, но такая потеря скорости и реакции… Зачем было выходить в таком состоянии? Абсолютная неготовность. Или перенапряжённость. Я уже писал раньше, что главная проблема Марии – в недоверии организму, попытке всё держать под контролем. Серена легко играет на автомате, тело само знает, что делать.

        Вторая партия – как под копирку. Опять разгромные 6:1. Отличие от первой партии небольшое – при счёте 1:2 у Марии было два шанса выиграть гейм на подаче Серены. Но не потому, что Мария заиграла лучше, просто Серена совсем расслабилась, но потом взяла себя в руки и смела с корта Марию.

        Тупая корова – так я в сердцах ругался на Шарапову в матчах, когда она ещё что-то из себя представляла. Просто поражало отсутствие проблеска мысли на корте. Был матч (про него тоже писал), когда я решил, что она не достойна этих слов. И сейчас так думаю, но всё же позволю себе озвучить несколько мыслей. В восемь лет отец привёз её в Штаты, имея при себе семьсот долларов. Пришлось даже работать мойщиком посуды, чтобы дочка училась в теннисной академии. Не думаю, что ей слишком тяжело жилось, но пример отца выработал стойкую систему ценностей. И сейчас Мария прекрасная бизнесменша. И леди. И привыкла принимать решения. За всех, даже за тренеров, меняя тех, кто выражал несогласие.

        Она просто уже не теннисистка-профессионалка. А бизнес-леди. Успешная, красивая, достаточно ещё молодая. Полностью принявшая западный уклад и их ценности. Для меня давно американка.
        Хотя она во всех интервью говорит, что теннис для неё на первом месте, это самообман. Организм помнит те замечательные эмоции после Уимблдона. И не напоминает лишний раз – все остальные выигрыши Больших шлемов приходились на те годы, когда по каким-то причинам её не сводило  по турнирной сетке с Сереной. Умом она за теннис, подсознанием – за бизнес.
        Эта раздвоенность требовала абсолютной концентрации на корте, и с годами это давалось всё труднее. Абсолютно ожидаемый для меня результат. Она уже давно не в состоянии контролировать свой организм, замучила его своим недоверием. В подсознание глубоко вошёл страх перед бедностью. Сотни миллионов долларов на счету никак его не ослабляют. Плюс пронесённое через детство и юность желание быть леди. Оно тоже там, в подсознании.

        И всё равно я надеялся на чудо. Всё-таки она начинала не как все. И вдруг желание стать сильнейшей, хотя бы в одном матче, перевесит груз подсознания… Тем более что выпал такой шанс – одним матчем доказать всем, а главное – себе...

        Ну а Серена? Не знаю, даст ли такой проходной матч ей толчок. Буду с любопытством смотреть. Особенно интригуют поединки с тремя молодыми девчонками – канадкой Бианкой Андрееску, японкой Наоми Осакой и американкой Софией Кенин. Вдруг она с ними окажется способна на чудо. Подожду.

        Что касается помянутого выше Денни Тенна, то хорошо, что ему не довелось смотреть этот матч. В каком-то смысле он, признававшийся не раз, что жизнь приобрела для него смысл с появлением Марии Шараповой, умер вовремя.

        PS
        Мария успела прокомментировать своё поражение. Объясняет проблемами с плечом: “Но четыре месяца назад я перенесла процедуру на плече”. Завершает совсем мажорно: “В целом я верю в свои способности. Можете списать меня со счетов. Многие могут меня списать со счетов – особенно после 1:6, 1:6 в первом круге US Open. Но если ты сама себя не списываешь, все будет хорошо”.

        Без комментариев.

        PPS
        Прошло два дня. В 99-ом году семнадцатилетняя Серена Уильямс выиграла первый турнир Большого шлема – US Open. А в 2001-ом родилась её сегодняшняя соперница и тот же турнир – US Open, и тоже американка. Конечно, семнадцатилетняя.
        В первой партии молодая играла лучше Серены – была быстрее, точнее, увереннее. И заслуженно победила. До середины второй партии тенденция сохранялась, и было ясно, что так Серене не выиграть. Она кричала Comon! Грозила кулаком при выигрыше очка, сохраняла достоинство сфинкса в остальные минуты, ничего не помогало ей.
        И вдруг произошло чудо, прямо на моих глазах. Ни с того ни с сего Серена будто перешла в режим бога – стала подавать убийственно точно и мощно, задвигалась быстрее, стала играть разнообразно, точно и сильно. И даже тонко. Молодая пыталась напрячься, но она не великая и не будет уже. Со счёта 3:3 Серена рванула вперёд, выиграла эту партию 6:3 и следующую 6:1, а с нею и матч.
        На один подвиг её хватило. Хватит ли ресурсов организма и воли хотя бы на ещё один?
        Интересно.