Призвание Божие

Артемий Слезкин
Есть такое хорошее слово в русском языке: «призвание». Это то, что человек делает лучше всего, к чему он призван, что он должен делать, чтобы реализовать себя как личность. Не все реализуют свое призвание, бывает, жизнь заставляет заниматься тем, что тебе совсем не хочется, но надо.

Однако есть призвание, которое вложено в сердце всякого человека, независимо от пола, возраста, национальности, социального и профессионального положения. Мы, люди, все до единого, призваны Богом к вечной жизни. Мы и созданы Богом для этого – войти во врата блаженной вечности. Другое дело, слышит ли человек в душе этот зов Божий, спешит ли на этот зов, реализуя тем самым свое высшее призвание.

В Евангелии есть такие слова Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2).

Отсеченная ветка

Итак, человек слышит тихий зов Божий в своей душе, но не отвечает на него. Занят земными хлопотами, некогда, не хочется, да зачем мне лишние проблемы, обязательства, зачем мне чья-то помощь, мне и так неплохо живется. Бог зовет, а человек отворачивается от Него, находит сотню причин отказаться от протянутой к нему руки, а то еще хулит и злословит Его. Что делает Бог? Отсекает ветку, не приносящую ожидаемого плода, то есть лишает человека благодати Своей. Ты хочешь жить без Меня, как тебе самому хочется, как твоя правая нога пожелает? Что ж, живи. Бог уважает свободную волю человека, и потому деликатно оставляет его наедине с самим собой.

Что же происходит потом? Свято место пусто не бывает. Эту отсеченную ветку тут же облепляют бесы, которые могут только мучить людей. Их, бесов, конечная цель – погубить человека, не дать ему войти в Царство Небесное. Одно из сильных средств к этому – убедить «пасомого», что никакого Царства Небесного нет вовсе, Бога – нет, посмертной жизни – нет, а в распоряжении имеется только земная реальность, которую нужно и прожить на всю катушку. Многие и живут так, считая себя атеистами, и неплохо при этом себя чувствуют.
 
Но ведь и скорбей у таких хватает, и болезней, и потерь, и страданий. Самое страшное, что отрезавший себя от живительной Лозы человек не понимает смысла этих страданий, не понимает смысла жизни вообще. И от этого непонимания постепенно заходит в тупик, в непролазное болото, выбраться из которого без посторонней помощи не может. Вроде все есть для земного счастья – семья, квартира, машина, дача, поездки по миру, а такая тоска на душе –  хоть в петлю лезь.

Но Бог милостив. Попавший, по своей воле, в беду человек не утрачивает свободы, он в любой момент может раскаяться, покаяться, обратиться к Богу: не могу так жить, Господи, помоги! И Бог часто откликается, протягивает спасительную руку.  Отрезанная по своей воле ветка вновь оказывается на Лозе, и уже от человека зависит, принесет ли он ожидаемый от него плод.

Очищенная ветка

«…И всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Главный плод жизни человека – это вера. Если он верит в Бога, верит Богу, доверяет Богу, Господь приумножает эту веру, «очищает ветвь, чтобы более приносила плода», то есть подает благодать Свою, укрепляет человека, давая ему силы творить добро.
Если у человека есть произволение быть с Богом, расти с Богом, все, связанное с верой, у него постепенно начнет получаться. Читая Евангелие, он видит, что Христос всюду призывает людей к покаянию, то есть к изменению себя, переплавлению себя из ветхого человека в человека нового, обновленного, чистого от греха.
 
Для новоначальных верующих покаяние начинается с осознания своих грехов, понимания, что я не таков, каким должен быть, каким меня хочет видеть Бог. Это трудное для многих понимание, даже, можно сказать, открытие себя, но без этого открытия  невозможно стать христианином, то есть учеником, последователем Христа.  Затем, содействием Божиим, происходит изменение всего строя жизни, подчиненного одной цели – соединению с Богом.
 
Добрые дела – молитва, милостыня, благодеяния ближним, милосердие, терпение, великодушие, прощение, кротость, смирение, – то есть те самые плоды, которые ждет от нас Спаситель, – постепенно укореняются в сердце человека, твердо ставшего на путь Православия. Видя плоды, пусть поначалу и слабые, Господь более подает Своей благодати, «очищает ветвь».

***
Мы говорили о призвании. Счастье человеку, если он занимается по жизни любимым делом, особенно, если оно связано со служением ближним. Но далеко не все имеют это счастье, трудясь на нелюбимой работе. Однако если есть вера и упование на Господа, Он даст занятие, может, напрямую не связанное с основным видом трудовой деятельности, но дающую человеку реализацию как христианину или христианке. Добрые дела можно творить вне зависимости от своей основной работы.

И может случиться такое, что, видя многие добрые плоды любящего Бога сердца, Он в свое время даст и основную работу, связанную со служением Богу, Церкви, ближним. Может, это будет работа в благотворительной организации, или при храме, благочинии, епархии, или в больнице, или в школе – где угодно, где человек в полной мере сможет реализовать себя как православный.

На любом месте, куда поставил Господь, можно служить Ему. Слесарь, продавщица, строитель, учитель, врач, художник, журналист  – на всяком месте можно быть полезным людям, если трудиться на совесть, не обманывать ради наживы, не воровать, не лицемерить, а служить, как если бы служил Самому Богу. Этого и будем просить у Христа, чтобы вразумлял, что помогал, поддерживал на пути поступательного движения к Небу.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).