Раздел 7. Природа неизменный объект науки

Записки Охотоведа
Природа стала материальным объектом для удовлетворения прагматичных целей человека, что привело к экологическому кризису мирового масштаба. Так началась эпоха позитивизма, которая предполагала восприятие «как есть», экстракцию и выбор положительных, полезных, «реальных» вещей.

В упрощенном понимании предназначенности позитивизма ставится задача выделить объект из окружающего фона, определить на основе типичных признаков, что он собой представляет, и где располагается. Практическим следствием этой работы является формулирование требований к предмету исследований и ожидаемому научному "продукту" (предполагаемая форма решения существующей проблемы), выбираются соответствующие средства организации и алгоритм исполнения (реализации) определенного научного исследования.

Наука выстроена результатами фундаментальными мыслительной деятельности человека или по-иному можно сказать, формировалась через абсолютизацию процесса познания. Можно конструировать теорию науки и сопоставлять концепции, найденное в смене формаций общественного разделения труда в их все более изощренных практик отчуждения индивидуальных результатов от коллективного их использования.

Научные исследования все больше основываются на восприятии и представлении в упорядоченной образно-конструктивной форме предметов, явлений, процессов, которые могут иметь пространственно-временную «локализацию».

Современная философия также способна раскрывать причинность появления того или иного феномена, она обозначает вызовы «информационного обилия» и определяет специфику дискурсивного многообразия в существовании постнеклассической науки, регулятивом же научной деятельности становится не получение знания, претендующего на истинность, а достижение эффекта, который может быть воплощен в пользующуюся спросом технологию.

Ресурсный взгляд, на потребление характерная черта человека, но ее оборотной стороной может быть подмеченная В. Д. Губиным позиция: "Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне оправданным, но не культурным отношением. Но можно видеть в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными".

В противоборстве с природой, казалось навсегда, были преодолены, отброшены в сторону и практически забыты постулаты древнегреческой натурфилософии, как и учения о гармонии и красоте Древнего Востока. Очевидно, что в обыденной жизни, в рамках которых происходит большинство процессов принятия решений, нужно упрощенное и понятное для «неспециалистов», препарированное наукой знание.

Таковые мы обычно стараемся отождествить с действительностью, хотя не все соглашаются с тем, что в зрительном восприятии всегда присутствует абстрактная составляющая. Здесь психологические функции человека – совокупность событий между человеком и его окружением.

Образ территории как геосистемы в геопространстве всегда есть – модель (геомодель). Космос - упорядоченная модель реальности мира, возникшая в Древней Греции, предполагающая, что естественную закономерность всех происходящих процессов, возможных к объяснению без обращения к сверхъестественным силам. Такие масштабные гипотезы о мироположении, прямо непроверяемые, но дедуктивно полагаемые в рамках той или иной теории, позволяют обходиться без доказательной проверки на первоначальном этапе.
 
А. Гумбольдт, К. Риттер, В. Докучаев, «прописывая» идеологию научного способа познания, заменили неизвестное на еще не познанное: на глобусах перестал изображаться «океан хаоса», модель Ойкумены стала всеохватывающей, все регионы названы и «присвоены», «физис» потерял свою мистическую и эзотерическую компоненты.Хотя и современных условиях, дикая природа - представляет собой вполне осязаемую, конкретную материальную сущность естественной практически незатронутой человеческим воздействием природы.

Очевидным для человека признается, что природа как суть всего существующего, то суть ее есть предельная абстракция, выражающая совокупность объектов, процессов и взаимосвязей материального мира планеты. Особо хочу подчеркнуть, что резко усилилась роль когнитивных представлений, ведь неважно изучаем мы рельеф, почву или диких животных, мы должны выполнить синтетическую мыслительную операцию – составить целостное представление о явлении или процессе.

И если, к примеру, древние формы очагового и переложного сельскохозяйственного освоения природных экосистем "вписывались" своими размерами в природную мозаику [21], то с появлением крупноочагового, ленточного и, тем более, фронтального хозяйственного освоения земель для крупных регионов возникла угроза необратимого разрушения естественного растительного покрова, следовательно, и ландшафтов Земли.

Природа, космос, социальная действительность осмысливаются через определенную установку – человек находится в центре мироздания. Констатируем также, что человек, по отдельности, и человечество в целом (при условии массовости общества потребления), перестал выполнять функцию служения планете, и стал стремиться к максимальной степени удовлетворения потреблением своих желаний.

Как некая парадигмальная основа может быть принята феноменология повседневного существования и нашей телесной геометрии пространственных кодов, выполняющие рутинные оперативные и стратегические функции в любой человеческой деятельности . Но телесное существование, считал М. Мерло-Понти, которое протекает во мне без моего участия, есть только набросок подлинного присутствия в мире. В этом смысле они являются частью его физиологии, животных функций организма – в той же мере, как и частью среды – окружающей физической и социальной ситуации, и в связи с этим необособимы от обоих контекстов. Феномен как таковой создает лишь возможность этого присутствия, устанавливает наше первое соглашение с миром.

Так обращаясь к смыслу происходящего, заметим, что взаимодействие человечества с биосферой вышло на качественно новый уровень. Неслучайно, с точки зрения Хайдеггера, - современная наука - это теория действительности, а научное познание - исследование, создающее специфический образ действительности, который возникает путем проецирования на мир искусственной схемы, предопределяющей способ познания познающего.