Развевающийся на ветру орхимжо 5 глава

Доржо Бадмаев
РАЗВЕВАЮЩИЙСЯ НА ВЕТРУ ОРХИМЖО

V.   СВИДАНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

На следующий день я пришёл на хлебозавод после обеда в два, хотя погрузка начиналась в четыре. Почему то пришёл на два часа раньше и стоял возле проходной, разговаривая с ребятами - пекарями дневной смены. Внезапно до моего сознания дошло, что пришёл раньше, потому что хочу увидеть девушку, с которой здесь познакомился недавно. Через некоторое время пекари закончили перекур, и пошли работать. Вышла, наконец,  в белоснежном халате Арюна - глубоко с наслаждением вдохнула свежий воздух, увидела меня и приветливо помахала рукой.
 
- Сайн! [Привет!] Как дела? – спросила Арюна.
- Нормально, а у тебя?
- Всё хорошо!
- Давно не виделись, Арюна!
- Очень давно, целых два дня!
- Я хотел поговорить с тобой, - сказал я, стараясь выбрать более серьезный тон разговора.
- Я тоже, - ответила она.
- О чём?
- А ты о чём?
- Так, обо всём, – ответил я.
- И я обо всём.
- У тебя есть жених?
- А у тебя есть невеста? – звонко рассмеялась Арюна.

- Нет, я пока нахожусь в поиске, - ответил я серьёзно.
- Я тоже нахожусь в поиске. Была парочка женихов, да …сейчас их нет,  но может скоро один появится.
- А я ни с кем пока ещё серьёзно не дружил.
- Так ты молодой ещё, успеешь!
- А ты сильно старая?
- Для тебя старая, ты выглядишь моложе меня.
- Не буду стричь волосы, бриться – через месяц буду выглядеть намного старше тебя.
- Это не поможет.

- Почему?
- Потому что заканчивается на «у»,- опять звонко рассмеялась Арюна.
- Сразу шутки начинаются, когда хочешь серьёзно поговорить.
- Слишком серьёзно начинаешь - сразу про женихов спрашиваешь, - отвечает Арюна.

- А вообще, какой он должен быть, жених, который устраивает красивую, умную, образованную девушку, которая скоро получит диплом специалиста - технолога? Никак не студент второго курса педагогического института, наверно.
- Почему же, давайте рассмотрим вашу кандидатуру, – нарочито важно говорит Арюна.
- Я из средней семьи. Родители из деревни, перебрались в посёлок давно. Отец и мать служащие. Машины нет, есть «Запорожец» с воздушным охлаждением.
- Характеристика твоя и воздушное охлаждение – это супер!  - говорит  Арюна. – Таким и представляла себе будущего мужа.

- Да! Но, видишь ли, будущее у меня туманно. С точки зрения большинства людей  учитель в школе – отстой.
- Я считаю, что главное – наличие у будущего мужа высшего образования, без разницы какого. Высшее образование – это как критерий  успешности или необходимая ступенька в жизни, в условиях, когда у нашего народа большая часть населения имеет высшее образование.
- Если не работать по специальности, то зачем оно?

- Оно очень нужно! Сколько лет ты будешь жить, столько лет люди будут говорить, есть у тебя образование или нет, имея в виду высшее образование, потому что среднее специальное образование буряты, почему то, не признают. Также это нужно для детей, чтоб у детей был отец с высшим образованием, тогда к детям,  даже, по-другому относятся.

- Ну, я такого не сказал бы. Никогда этого не замечал. И в садике, и в школе ко мне относились так же, как ко всем остальным, хотя у меня оба родителя с вышкой.
- Это потому, что ты был хорошим мальчиком - по тебе сразу видно. Если бы ты бегал в садике, как дебил, то воспитатели сказали бы: «Это у него возрастное. Подрастёт и нормальным станет – у него родители оба с высшим образованием». А если у непоседливого ребёнка простые родители, то скажут: «Ну откуда взяться уму – посмотрите на родителей!»

- Никогда бы до этого не додумался! Ты откуда это знаешь?
- Это знают все, но об этом не говорят.
- Вот как! Интересно, может, ещё что расскажешь, чего я не знаю.
- Ты много чего не знаешь! У тебя образование книжное. Большинство знаний о жизни ты, наверно, получил из книг. Даже по-русски разговариваешь так же, как в книжках. У меня, как у многих – учёба жизненная. По жизненному опыту себя и близких.

- А мы дома о таких вещах никогда не разговариваем.
- Оно и видно. Но ничего, возьмемся за твоё обучение с сегодняшнего дня.
- Мне что-то не очень хочется обучаться твоему жизненному опыту.
- Я же пошутила!
- Я решил, что ты серьёзно.
- На самом деле, в основном, все такие, как ты. Со мной в комнате жила одна девчонка - вот она любила толково порассуждать – просто её высказывания хорошо запомнила.

- Как дела у той подруги?
- Всё чики–факи! Вышла замуж за обеспеченного, богатого. Живёт очень хорошо.
- Понятно. Значит, знания жизни  ей помогли.
- Возможно. Во-первых, она с самого начала стремилась хорошо выйти замуж. Поставила себе такую цель. Во-вторых, сама неглупая. В-третьих, очень даже ничего внешне.

- За кого она вышла: бурята или русского?
- Она сама русская и вышла за русского. Она и говорила, что выйдет замуж только за русского. Очень трудно людям привыкать в первые годы супружества друг к другу. Люди ранимы, и больно ранят близких, и не хватало, чтобы ко всему этому примешивался национальный осадок. Я например, буду думать, что меня ругает муж, изменяет мне, не потому что я тупая и ленивая, а потому что я бурятка – приятно мне будет? Нет уж, не надо такого счастья.
- Разве чувства не играют никакой роли? Люди разве головы не теряют, когда влюбляются и женятся?

- Это вы, мужчины, теряете головы, когда влюбляетесь, - сказала уже не так решительно, как до этого говорила, Арюна. - А женщине надо создавать свой очаг, рожать детей, воспитывать их. Поэтому женщина на уровне инстинктов выбирает себе в спутники и влюбляется в того, кто может хорошо выполнить  функцию мужа и отца детей.

- Это же было при феодализме. Женщина была лишена прав и целиком зависела от мужа, - сказал я, пытаясь уйти от темы разговора и чувствуя, что мне пора приступать к работе.
- Не всегда. У земледельцев женщина была без каких-либо прав. Там без мужика поле не посеешь и не пожнёшь. У бурят было по-другому: женщина вполне может управиться с небольшим количеством скота, вернее, сможет прокормить себя и нескольких малолетних детей. Вспомни детство Чингисхана! Поэтому у бурят всегда у женщин прав было больше, чем у других народов.

- Ну ладно, я пойду, водитель уже подъехал и сигналит,- сказал я и пошёл на погрузку. Сказать по правде – разговор мне не очень понравился. Да и кому понравится, если девушка, которая тебе нравится, знает о жизни побольше тебя.