У многих эта фраза , начало озорной частушки, вызовет улыбку ! Уж поплясали русские мужички в лапоточках , сплетенных из липового лыка . Обувь из лубяных волокон использовали на полевых работах , когда пахали землю , сеяли и убирали хлеб , косили и стоговали сено , на охоте, на рыбной ловле , в сущности- всюду . Это великолепная легкая обувь , ноги ничто не стесняет , они не потеют , кровообращение не нарушается. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. В Китае я видел крестьянские кандалы- колодки , в Голландии деревянные европейские башмаки , они и в подметки , как говорится , не годятся нашим лаптям . Немаловажно , что было очень удобно : сносилась обувь – выброси её , надери лыка , садись на пень и плети новые лапотки . И отдохнёшь и новую обувь справишь! Раньше в год крестьянин изнашивал по 50-60 пар лаптей.
Многие куединцы и гости поселка знают Петра Ефимовича Шергина , почти каждый год он принимает участие в сельскохозяйственной ярмарке осенью -продает лапти собственного изготовления. Я приехал к нему, как к дальнему родственнику. «В Бикбарде живу с 1974 года , - начинает разговор Петр Ефимович .- А родился в Галанцах, по другому в Верхнем Шагирте в 1934 году .Там и научился лапти плести – семи лет отроду . Как-то вечером , когда собралась вся семья , мама Павлинья Митрофановна возьми да и скажи моему отцу , который в это время ловко вил оборки : «Ефим , пора Петру лапти учиться ладить , семья-то немалая , много обуток надо , вот и будете семью оплетать». . Мать , не долго думая, подобрала на мою ногу колодку , сунула мне в руки пучок лыка. . Так и началась моя учеба. Отец оказался терпеливым и строгим учителем . Когда у меня получалось –не скупился на похвалу . Если что-то не ладилось – переплетать заставлял-и раз, и три….Неторопливо наставлял , по многу раз показывал . Мать уже не раз пожалела , что определила сына к такому строгому учителю , просила Ефима быть мягче , дескать , нужно время , чтобы появилась сноровка. Но отец был неумолим и требования не снижал. Больше недели я плел свой первый лапоть . Ещё лет семь обучал Ефим сына ремеслу , которым владел в совершенстве , пока не ушел на войну в сорок первом . Научил плести лапти из пяти лык , семилычные – из узких лык, татарские плел –узконосые, чтобы нога в стремя седла коня легко входила. Галоши плел глубокие.Кроме умения плести различного вида лаптей , отец Ефим Матвеевич был искусным портным. Как чувствовал отец , вкладывая всю душу в обучение , что семью придется обувать сыну - пришел с фронта с одной левой рукой. А шить –шил –одной рукой крутил рукоятку машинки «зингер» . Не каждый так искусно и надёжно мог сплести такую обувку , как Петр , многие в деревне к нему обращались . В таком деле тоже есть свои секреты , нужна сноровка и смекалка. Три рубля стоили раньше лапти .Наплету в деревне – еду к дяде в Дубовик , там неделю живу, плету –лапти люди берут.В Краснояре дедушка жил- туда на неделю уеду , носить –то после войны , кроме лаптей, нечего было, босиком не пойдешь! Потом на тракториста учился в Тапье, там МТС была , науку проходил в 1951 году до армии , потом три года во флоте служил.
Сорок лет на тракторах отработал. На семи марках . Колесный «Универсал» -с железными узенькими шипованными колесами - маленький трактор- «козел» называли , потом ДТ-54 были с рычагами, ДТ-75, МТЗ-50, ДТ-20-одноцилиндровые - знаешь такой? Потом пошли 25, на них почти 30 лет работал и ушёл на пенсию».Петр Ефимович показывает мне свой парадный пиджак, весь в наградах , среди них медаль «За трудовую доблесть».
Мы идем с ним в старую баню , оборудованную под мастерскую , увешанную готовыми лаптями. «Лучшим является лыко из коры молодых , без единого сучка липок высотой 3-4 метра и диаметром у комля 5 сантиметров . Обычно растут в чащобе –густо . Срубишь их под корень, надкусишь зубами узенькую ленточку прямо у комля и резким движением оторвешь её- делится своими секретами хозяин». Я слушаю его неторопливый рассказ , о том ,что лапти из пяти концов называются пятериками, из семи –семериками , бывают и из девяти . Молодое лыко достаточно поскоблить ножом . Само плетение много времени не занимает . На пару уходит часа полтора - два. Для плетения нужны : колодка соответствующего размера , нож-косяк, кочетыг, брусок для заточки ножа. Лапоть состоит из подошвы(плетня) с каймой , головашки с курочками, проушин (ушек, обушков, заушников) и пятки с запятником, начинают плести с пятки.Процесс плетения , как и всякого объекта начинается с закладки , Чтобы заложить лапоть –пятерик, надо взять пять концов лыка и разложить их лубяной стороной на колене , так чтобы , взаимно переплетаясь серединой длины под углом 90 градусов, они составляли основу будущего лаптя. Как говорят, на три вещи можно смотреть бесконечно- :это как горит огонь , течет воду и работающего человека. Красиво работает Петр Ефимович , за беседой незаметно появился готовый лапоть, мастер , поддев его кочетыгом в области запятника, снимает с колодки. Меня это ,всё увиденное, настолько удивило, что я незамедлительно решил научиться этому ремеслу.
Предвижу вопрос , для чего это автор так расписал достоинство лаптей ? Уж не хочет ли он , чтобы они вернулись в нашу жизнь? Нет , не хочу. Но хочу , чтобы наши дети и мы знали основную обувь наших дедов и прадедов. Нельзя изгонять начисто из памяти людей того ,что было предметом повседневного быта. Чтобы мы видели лапти не только на картинках , но они были бы украшением нашего домашнего интерьера. О том , как я научился плести лапти, расскажу через некоторое время, а пока мы с Петром Ефимовичем составили учебный план.