Эх лапти мои, лапти липовые...

Владимир Русин 2
        У многих  эта фраза , начало озорной частушки,  вызовет улыбку ! Уж  поплясали русские мужички в  лапоточках , сплетенных  из липового  лыка .  Обувь из лубяных волокон  использовали на полевых работах , когда  пахали землю , сеяли и убирали хлеб , косили и стоговали сено , на охоте, на рыбной ловле , в сущности- всюду . Это великолепная   легкая обувь , ноги ничто не стесняет , они не потеют , кровообращение не  нарушается. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. В Китае я видел  крестьянские  кандалы- колодки , в Голландии  деревянные  европейские башмаки , они и в подметки , как говорится , не  годятся  нашим лаптям . Немаловажно , что было очень удобно : сносилась обувь – выброси её , надери лыка , садись на пень и плети новые лапотки . И отдохнёшь и новую обувь справишь! Раньше в  год крестьянин изнашивал по 50-60 пар лаптей.
     Многие куединцы и гости поселка  знают  Петра Ефимовича Шергина , почти каждый год он принимает участие  в сельскохозяйственной  ярмарке осенью  -продает лапти  собственного изготовления. Я приехал к нему,  как  к дальнему  родственнику. «В Бикбарде  живу  с  1974 года  , - начинает разговор  Петр Ефимович  .- А родился  в Галанцах, по другому  в   Верхнем Шагирте   в 1934 году .Там  и научился лапти плести – семи лет отроду . Как-то вечером  , когда собралась вся семья ,  мама  Павлинья  Митрофановна  возьми да и скажи моему отцу , который в это время ловко вил оборки : «Ефим , пора Петру  лапти учиться ладить , семья-то немалая  , много обуток надо , вот и будете  семью оплетать». . Мать  , не долго думая, подобрала на мою ногу колодку , сунула мне в руки пучок лыка. . Так и  началась моя учеба. Отец оказался терпеливым и строгим учителем . Когда у меня получалось –не скупился на похвалу . Если что-то не ладилось  – переплетать  заставлял-и раз, и три….Неторопливо наставлял , по многу раз показывал . Мать   уже не раз  пожалела , что определила сына  к такому строгому  учителю , просила Ефима быть мягче , дескать , нужно время , чтобы появилась  сноровка. Но  отец был неумолим и требования не снижал. Больше недели я плел  свой первый лапоть . Ещё лет семь  обучал Ефим  сына ремеслу , которым владел в совершенстве  , пока не  ушел на  войну в  сорок первом . Научил плести  лапти  из пяти лык , семилычные – из  узких   лык, татарские  плел –узконосые, чтобы нога в стремя  седла коня легко входила.  Галоши плел глубокие.Кроме умения  плести различного вида лаптей , отец Ефим Матвеевич  был искусным  портным.  Как чувствовал отец , вкладывая всю душу в обучение ,  что семью придется обувать  сыну  - пришел с фронта с одной  левой  рукой. А шить –шил –одной рукой  крутил рукоятку  машинки «зингер» . Не каждый так искусно  и надёжно мог сплести такую обувку , как Петр , многие  в деревне  к нему обращались . В таком деле тоже есть свои секреты , нужна сноровка и смекалка. Три рубля  стоили раньше лапти .Наплету  в деревне – еду  к  дяде в Дубовик  , там неделю живу, плету –лапти  люди берут.В  Краснояре  дедушка жил- туда на неделю уеду , носить –то после войны , кроме лаптей, нечего было, босиком не пойдешь! Потом на тракториста учился в Тапье, там МТС была  , науку проходил  в 1951 году  до армии , потом три года во флоте служил.
Сорок лет на тракторах отработал. На семи марках . Колесный «Универсал» -с железными узенькими шипованными   колесами - маленький трактор- «козел»  называли , потом ДТ-54 были с рычагами, ДТ-75, МТЗ-50, ДТ-20-одноцилиндровые  - знаешь такой? Потом  пошли 25, на них  почти 30 лет работал и ушёл на пенсию».Петр Ефимович показывает мне свой парадный пиджак, весь в наградах  , среди них медаль «За трудовую доблесть».
    Мы идем с ним в старую баню , оборудованную под мастерскую , увешанную готовыми  лаптями. «Лучшим является лыко из коры молодых , без единого сучка липок высотой 3-4 метра и диаметром у комля 5 сантиметров . Обычно растут в чащобе –густо . Срубишь их под корень, надкусишь зубами узенькую ленточку прямо у комля и резким движением оторвешь её- делится своими секретами хозяин». Я  слушаю его неторопливый рассказ , о том  ,что лапти из пяти концов называются пятериками, из семи –семериками , бывают и из девяти . Молодое лыко достаточно поскоблить ножом . Само плетение много времени не занимает . На пару уходит часа полтора - два.  Для плетения нужны : колодка соответствующего размера , нож-косяк, кочетыг,  брусок для  заточки ножа.  Лапоть состоит  из  подошвы(плетня) с каймой , головашки с курочками, проушин (ушек, обушков, заушников) и пятки с запятником,  начинают плести с пятки.Процесс плетения , как и всякого объекта начинается с закладки , Чтобы заложить лапоть –пятерик, надо взять пять концов лыка и разложить их лубяной стороной на колене  , так чтобы , взаимно переплетаясь серединой длины под углом 90 градусов, они составляли основу будущего лаптя. Как  говорят, на три вещи можно смотреть бесконечно- :это как горит  огонь , течет  воду и работающего человека. Красиво работает Петр Ефимович , за беседой незаметно появился готовый лапоть, мастер , поддев его кочетыгом в области запятника, снимает  с колодки. Меня это ,всё увиденное,   настолько удивило, что я незамедлительно решил научиться этому ремеслу.
   Предвижу вопрос , для чего это автор так расписал достоинство лаптей ? Уж не хочет ли он , чтобы они вернулись в нашу жизнь? Нет , не хочу. Но хочу , чтобы наши дети и мы знали основную обувь наших дедов и прадедов. Нельзя изгонять начисто из памяти  людей  того ,что было предметом повседневного быта. Чтобы мы видели лапти не только на картинках  , но  они были бы украшением  нашего домашнего интерьера. О  том , как я  научился плести лапти,   расскажу  через некоторое  время, а пока мы с Петром Ефимовичем  составили учебный план.