Владимир - креститель Руси

Александр Жаворонков
       Владимир I, правивший Киевским государством после своего отца, князя Святослава, вошел в летописи, прежде всего, как Владимир – креститель Руси. После объединения славянских племен под эгидой Киевского князя и закрепления его ведущей роли потребовалось заменить господствующие в племенах многочисленные языческие культы единой религией. Власть одного бога в мире потустороннем становилась проекцией власти одного князя на земле.

       Кто такой Владимир Святославич

       Владимир I (Равноапостольный, Святой, Красное солнышко) – киевский князь из династии Рюриковичей, занимавший престол с 978 по 1015 г. Являя собой пример противоречивой фигуры правителя в стремительно меняющемся мире, в действительности, он был далек от образа, сформировавшегося позднее в различных житийных жанрах церковной литературы.
       Будущий великий князь и продолжатель династии родился в семье киевского князя Святослава Игоревича (942–972 гг.) и ключницы княгини Ольги Малуши, дочери трагически погибшего князя древлян. Дата рождения Владимира достоверно не сохранилась, но многие историки склоняются к 960 году. Владимир часто именуется «Первым», но он далеко не был таковым в списке претендентов на киевское княжение среди сыновей Святослава. Перед ним стояли старшие братья, которых звали Олег (956–977 гг.) и Ярополк (955–978 гг.) – настоящий отец Святополка Окаянного, – погибшие в ходе борьбы за трон после смерти Святослава.
       До момента усобицы Владимир был посажен отцом на княжение в Новгороде (970 г.), где он правил с перерывом вплоть до знаменательного в истории Руси 988 года от Рождества Христова, когда наши предки обрели истинную веру в Сына Божьего Иисуса Христа. Однако по факту, пока молодой князь не достиг совершеннолетия, правил в Новгороде его родной дядя по матери Добрыня (прототип русского былинного героя Добрыни Никитича), который был и воеводой, и наставником юного Владимира. Таким образом, подводя итоги, годы правления Владимира начинаются в 978 г. с воцарения в Киеве, и заканчиваются в 1015 г., когда он умер во время подготовки к походу на взбунтовавшегося сына Ярослава.

       Краткая биография

       Прежде чем перейти к рассмотрению проведённых реформ и внешнеполитических акций представляется интересным рассмотреть, чем знаменит персонаж как личность. К сожалению, летописные сведения не позволяют сделать достоверный исторический портрет или подробную характеристику истории личной жизни князя. Таким образом, остаётся сфокусироваться на наиболее освещённых в источниках темах и дать им краткое описание: сведения об отце и матери, женах и наложницах, детях.
       Об отце, Святославе, известно еще меньше чем о Владимире. О его отношениях с Владимиром мы знаем лишь то, что перед походом на Балканы он оставил его наместником в Новгороде, что может говорить о высоком доверии. Возможно, от него унаследовал гербовое изображение – знак похожий на трезубец, который используется поныне официальными лицами Украины как символ национальности.
       О матери князя практически ничего не известно. Она служила ключницей у княгини Ольги. Вероятно, сына она почти не видела, поскольку ключевую роль в воспитании юного Владимира сыграла княгиня Ольга, достаточно рано взявшая его под личную опеку. Известно, что первой в христианство покрестилась именно она в 955 году, что вероятно повлияло на последующий выбор князя.
       Личная жизнь самого Владимира I известна чуть лучше. По сведениям Карамзина, до принятия христианства Владимир вел самую обыкновенную жизнь разбойника. Его первой женой стала Рогнеда Рогволодовна, в браке с которой у него родились две дочери и сыновья Ярослав, Изяслав, Всеволод и Мстислав. После убийства своего брата Ярополка, он забрал себе в наложницы его беременную вдову Ирину (прежде греческую монахиню), которая подарила ему Святополка Окаянного, в дальнейшем убившего святых братьев Бориса и Глеба. Второй женой стала Богемка (Чехиня), от которой родился сын Вышеслав. От третьей – Мстислав и Ярослав, от четвертой, бывшей родом откуда-то из Болгарии, Борис и Глеб. Помимо жен, если верить летописи, у Владимира имелись гаремы в разных городах, в которых суммарно было около 800 наложниц. Самые крупные гаремы были в Вышегороде и Белогородке.

       Языческое правление Владимира Великого

       Перед принятием христианства официальной религией Владимиром была предпринята религиозная реформа. Для средневекового общества не могло быть иного мировоззрения, кроме религиозного. Таким образом становится ясно, насколько важным для Руси был его политеизм.
       После завершения консолидации славянских племенных союзов вокруг Киева возникла необходимость в новой идеологической основе зарождающейся государственности. При концентрации власти в одних руках – будь то княжеской или царской, становится обычным делом вмешательство монарха в вопросы религиозной догматики. Именно это послужило причиной проведения данной реформы.
       До реформы у славян уже имелся достаточно развитый пантеон богов. Если случался падеж скота, обращались к Велесу; перед проведением сельскохозяйственных работ молились Ярилу; во время походов, князь и дружинники просили сил у Перуна; чтобы лето было теплым, приносили жертвы Купале или Даждьбогу; выходя в плавание, молили о попутном ветре Стрибога; во время бракосочетаний, невесты просили счастья у Мокошь. Демиургом в их воззрениях выступал Род или Сварог.
       У всех этих божеств существовали культы, обслуживавшиеся жрецами-волхвами, которые совершали всевозможные ритуалы на капищах.
       Первая религиозная реформа была проведена в 986 году, в процессе которой был введён ряд новшеств, подытоживший развитие официального язычества. Результатом реформы стала установка в центре Киева шести идолов, боги которых включались в новый пантеон. В него вошли: Перун (культ предков, который был возбранён ранее в связи с принесением человеческих жертв, возвращён), Симаргл, Мокошь, Стрибог, Хорс, Дажьбог. Результат реформы был прямо противоположен ожиданиям реформатора. Установка идола Перуна во главе пантеона оскорбило подвластные племенные союзы, что вызвало волнения и привело к сворачиванию реформы. Её провал значил для Руси невозможность существования в рамках прежней политеистической религиозной парадигмы.

       Принятие христианства

       Отсутствие результатов от религиозной реформы в конечном итоге привело к принятию христианства. Именно благодаря этому событию Владимир прославился в веках и был причислен Православной Церковью к лику святых, а к его имени добавилось порекло «Святой».
       Принятие христианства на Руси хронологически совпало с внутриполитическим кризисом в Византии. В это время её раздирает изнутри череда мятежей, крупнейшим из которых был мятеж Варды Фоки, провозгласившим себя самозвано императором в августе 987 года. Не способные справиться самостоятельно, императоры Константин VIII и Василий II обратились за помощью к Владимиру. Тот согласился, но при условии, что получит в жёны сестру монархов Анну, и, получив согласие, быстро подавил мятеж. Императоры же не спешили с выполнением уговора, и Владимир прибег к решительным действиям: осадил и разграбил крымский Херсонес и стал угрожать Константинополю. Императорам пришлось выполнить все требования – выдать сестру и дать разрешение на крещение в Херсонесе местным епископом. В крещении князь был наречён Василием в честь византийского императора. По Повести временных лет перед тем как принять обряд крещения князь ослеп и смог прозреть только после возложения на него епископской руки при обряде. Улицезрев это чудо, князь прославил Господа и стал христианином! «По Божью же строенью вь се время разбол;лся Володимиръ очима и не видяше ничтоже, и тужаше велми, и не домышляше, что створити. И посла къ нему цесариця, рекуще: «Аще хощеши болезни сея избыти, то вьскор; крестися, аще ли ни, то не имаеши избыти сего». И си слышавъ, Володимеръ рече: «Аще се истина будет, поист;н; великъ Богъ крестьянескь». И повел; крестити ся. И епископъ же корсуньскый с попы цесарицины, огласивъ ;и, и крести Володим;ра. И яко возложи руку на нь, и абье прозр;. Видив же се Володимеръ напрасное исц;ление и прослави Бога, рекъ: «То первое увид;хъ Бога истиньнаго». Си же увидивше дружина его, мнози крестишася» (пер. «По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились).
       Вернувшись в Киев, Владимир начал проводить массовое крещение в Киеве – была свалена статуя Перуна и сброшена в Днепр, которую проволокли перед этим по улицам города привязанной к хвосту коня.
Обращение в христианство прочих земель заняло длительное время и часто встречало сопротивление. В Северо-Восточной Руси оно завершилось приблизительно в XI веке. Самое известное восстание произошло в Новгороде – здесь большая часть недовольных принятием новой веры была замирена дружинниками воеводы Владимира – Добрыни.
Обращение Руси в христианство не означало полного разрыва с язычеством – многие поверья, в том числе и праздники, как бы влились в православие, да и сам термин «православие» означает не что иное, как славить Правь – Истину – закон Бытия у древних славян, по которому существует всё мироздание. А старые боги метаморфизировались и стали почитаться наряду с православными святыми.

       Завоевательные походы

       На протяжении всего своего правления Владимир организовывает почти нескончаемые военные компании:

          • война с польским князем Мешко I и покорение Червенских городов (981 г.);
          • наложение дани на вятичей (981–982 гг.);
          • поход и завоевание балто-литовского племени ятвягов, установление полного контроля над областью Судавия (983 г.);
          • поход на радимичей и окончательное подчинение их (984 г.);
          • поход на волжских булгар и заключение с ними мирного соглашения на выгодных для Руси условиях (985 г.);
          • обложение данью Хазарии (985 г.);
          • отвоевана Тмутаракань у хазар, основание Тмутараканского княжества, где сел княжить его сын Мстислав в 988 году (986 г.);
          • поход против византийского мятежника Варды Фоки, осада Корсуня (987–988 гг.);
          • поход на прикарпатских хорватов, присоединение их земель в состав Киевской Руси (992 г.);
          • византийский коалиционный поход в Армению (отправлено 6-тысячное войско от Руси), поход на Болгарское царство (1000 г.);
          • болезнь и смерть во время подготовки к походу на восставшего сына Ярослава; летом того же года поход против вторгшихся в границы Киевской Руси печенегов возглавил его сын Борис (1015 г.).

       После принятия христианства, военная активность князя пошла на спад – конфликты случались в основном на границах с печенегами, для борьбы с которыми строились новые крепости.

       Где похоронен князь Владимир

       Последние годы правления Владимира I прошли в атмосфере внутриполитического кризиса, который вероятно возник из-за большого числа наследников князя. Известно о попытке неудачного свержения власти его сына Святополка; другой сын – Ярослав, княживший в Новгороде, перестал выплачивать собранные налоги в киевскую казну.
       По свидетельству летописных источников Владимир умер в загородной резиденции, в селе Берестово, 15 июля 1015 года. Его смерть была скрыта от народа, тело было тайно вывезено в Киев, где был похоронен в Десятинной церкви.

       Внутренняя и внешняя политика князя Владимира

       Вокняжение Владимира на киевском престоле ознаменовало начало нового этапа расцвета и подъема в истории Киевской Руси. Он стал сильным политиком, авторитетным реформатором, великим воином и искусным дипломатом. При нем было завершено объединения восточнославянских племён под эгидой Киева. Киевская Русь стала самой большой по территории среди всех европейских государств того времени. Её площадь равнялась примерно восьмистам тысячам кв. км.
       С увеличением площади государства всё яснее становилась проблема защиты собственных территорий: «ПВЛ» сообщает о семи крупных успешных походах на печенегов.
       В период правления Владимира им было проведено три крупных реформы: административная, религиозная и военная.
       Административная реформа заключалась в делении государства на двенадцать наместничеств, по количеству сыновей. Таким образом, новый территориальный раздел земель вытеснил родоплеменной.
       Религиозная реформа была самой трудноосуществимой реформой среди всех прочих. Летописные сведения очень скудны на события, связанные с введением сначала культа Перуна, а потом христианства, происходившие в 978–989 годах, фактически поглощённые лишь короткой историей о крещении киевлян и беспорядках в Новгороде. В действительности же, христианизация Руси длилась много столетий.
       Военная реформа ликвидировала самостоятельные военные объединения племён. Новая система военного уклада была вплетена в систему феодального землевладения. Таким образом, были розданы и заселены приграничные территории Киевской Руси.
       Была предпринята попытка кодификации норм права – был введён новый свод законов, составленный из ранее не регламентированных норм устного права – «Устав земельный», который без сомнения использовался в дальнейшем при составлении «Русской правды».
       Помимо ведения завоевательных и оборонительных походов, Владимир ввёл в постоянную практику междинастические браки, целью которых было упрочить положение династии Рюриковичей на международной арене.

       Результаты правления

       Итоги 37-летнего правления Владимира I оказались весьма противоречивы. С одной стороны, им было продолжено объединение восточнославянских земель, были проведены военная, административная и религиозная реформы, которые позволили совершить ряд успешных военных компаний как внутри и на границах Киевской Руси, так и за её пределами; принятие монотеистической религии позволило заключать междинастические браки с представителями монарших семейств западноевропейских государств.
       С другой стороны, Владимир не передал всю полноту власти на владение одному сыну, что привело к очередной усобице после его смерти.

       Почему князя Владимира назвали Красное Солнышко

       Существует ошибочное мнение, что данное прозвище Владимир получил после принятия христианства, и означает оно его набожность и христианскую добродетельность. Однако, прозвище «Красное Солнышко» точнее произносить как «Красное Солнце», характеризовало Владимира в глазах современников как безжалостного воина, и было дано ему за боевые качества.

       Заключение

       Избегая оценочных суждений, представляется, что наиболее полно итог всему вышесказанному подведёт краткое изложение событий после смерти Владимира I.
       Не успело остынуть тело бывшего великого князя, как между его сыновьями началась борьба за его трон. Старший сын Святополк на некоторое время смог захватить Киев и власть в нём. Преследуя цель стать единоличным правителем, он убивает братьев Бориса, Глеба и Святослава, но был разбит Ярославом, правившем до этого в Новгороде. Святополк, ища поддержки у печенегов и польского короля Болеслава Храброго, с помощью совместных действий отбивает Киев в 1018 году, но уже в 1019-м Ярослав снова разбивает его и закрепляется в Киеве. Полоцкая земля обрела независимость, где стали править потомки другого сына Владимира – Изяслава. Отложилась и Тмутаракань, где правил еще один сын Мстислав, земли которого были включены Ярославом лишь после смерти Мстислава в 1036 году.
       В итоге, на престоле воцарился Ярослав Владимирович, который не был талантливым полководцем, но был выдающимся государственником, строителем, законодателем и покровителем научного знания.