Очерк. Олина дачка

Анна Алексеевна Золотовская
Очерк Олина дачка

(из серии заметок «Длинная дорога в Колежму»)

“Если каждый человек
на кусочке своей земли
сделал бы всё,что он может,
как прекрасна была бы
земля наша!”

            А.П.Чехов

Я, кажется, впервые бежала из Колежмы

Этот холод в начале августа достал меня «до печёнок».
Юра и Лена взяли меня в Свою машину четвертой, и мы покатили в Беломорск. Я надеялась сразу сесть на вечерний поезд – и домой. Домой! Домой!.
Но билетов на вечерний поезд не оказалось. Достали на утренний. И мы поехали на дачу к Лениным родителям.

Я,кажется, в первый раз в цепи моих летних неудач не пожалела, что мне не достался билет.

В это холодное лето 2019 я попала в «оазис» тепла и красоты. Не раздеваясь, пошла посмотреть территорию дачи.

Вечер был сумрачный, сверху постоянно накрапывало. Что и говорить, погода далеко не для прогулок. Но я не спешила в дом.

Вдоль дорожки, справа и слева, привлекали клумбы с яркими цветами. В этот серый, совсем не летний вечер многоцветная палитра красок радовала и не отпускала.
Прежде всего я отметила те цветы, названия которых я знала. Пионы трех видов на крепких стеблях стойко глядели в небо. С другой стороны розы трех видов… А вот  большой куст лапчатки… Между ними – кустарники сирени, белой и сиреневой
Там и тут поднимались редкие для севера деревья: дуб, кедр, самшит, голубая ель.карельская береза, китайский бамбук…

Я ходила по даче до тех пор, пока гостеприимная хозяйка Ольга Васильевна не позвала меня на ужин. Она пообещала, что после ужина все покажет и обо всем расскажет.

С Ольгой Васильевной мы знакомы давно. Когда я приехала в Хвойнинскую среднюю школу, Оля Кожина уже закончила учиться. Училась она в Осташевском финансовом техникуме. В Хвойный она приезжала на каникулы к родителям. А у меня училась ее младшая сестренка Наташа.

Так мы и познакомились. И всю последующую жизнь, встречаясь редко, с удовольствием общались. А 18 лет назад мы еще и породнились: ее дочка и мой племянник поженились.

Всю свою жизнь Ольга Васильевна посвятила финансовой деятельности. Позже закончила Ленинградский финансово-экономический институт. За долгие годы получила дополнительное образование, участвуя в Международных семинарах, в том числе и в США. Занимала немалые посты в этой сфере. И наконец вышла на пенсию с поста Руководителя отделения федерального казначейства Министерства финансов РФ по Беломорскому району.

Я неспроста так подробно остановилась на ее послужной биографии, а чтобы показать, как далеки были ее профессиональные интересы с тем, чему посвятила она себя на пенсии.

На 9 сотках земли, когда-то вырытой из котлована будущего канала, за 14 лет «на краю земли», как многие называют здешний север, где и картошка-то порой как следует не родится, Костины создали здесь «зеленый рай».

Ольга Васильевна объясняет это просто: захотелось снять с плеч своих и выбросить из головы многолетний «служебный напряг», наконец-то расслабиться и жить в согласии с природой. И она стала и садоводом, и агрономом, и селекционером в одном лице. Муж, конечно, стал настоящим помощником там, где требовалась мужская сила и смекалка.

После дружеского ужина мы с хозяйкой продолжили экскурсию по ДАЧКЕ, как она называет свое детище.

Меня привлекает керрия Пленифлора японская – и я получаю о ней исчерпывающую информацию.
- А вот белый Бульдонеж – красивый и неприхотливый цветок.
- А это красно –розовые цветы – многолетнее растение, выращивается как декоративное и лекарственное. Листья можно заваривать в чай – получаем аромат цитрусовых,- комментирует Ольга Васильевна.

Она назвала около 30 названий, но чтобы их запомнить, надо их повыращивать да поухаживать за ними…

Идем дальше… Теремок-туалет скрыт в кустах роз. Она называет три вида, я запоминаю одно звучное- Джон Девис.

Справа, среди высоких сосен, за красивой «БАНЬКОЙ»-белая сирень и яблоня на фоне высокого дуба. Красота! Эта картина очень впечатляет.
При спуске к каналу – цветы и деревья. Небольшое дерево привлекает мое внимание, необычного размера листья кажутся знакомыми.О, да! Да это же китайский бамбук, его я видела в Сочи.

А вот и кустик «Барышня- крестьянка» разросся во всей красе.
- Привезла из Иваново,- поясняет мой экскурсовод.
Кстати сказать, Ольга Васильевна много путешествует по нашей стране. Но об этом надо писать отдельную главу.

Особенного внимания заслуживает дом на дачке. Он не велик. Но привлекает своей сказочной расцветкой: русский теремок жизнерадостного бордового цвета с зеленым орнаментом, украшающим окна и лестницу, ведущую на второй этаж с таким же балкончиком. Окно на веранду все в зарослях «девичьего винограда». Он не дает плоды, но ароматен и выполняет декоративную функцию.
Особо стоит сказать о береге легендарного  Беломорско- Балтийского канала и спуска к нему. Это тоже территория дачи.

Берег обустроен по всем правилам.  К воде ведет многоступенчатая лестница на причал.  А у причала качается на волнах настоящая поморская лодка, сделанная сыном моей старшей сестры по заказу хозяйки.
 На этом судне семья и гости совершают водные прогулки, а Федор Константинович успешно рыбачит. Так на ужин сегодня был накануне выловленный судак и отлично приготовленный хозяйкой.

Воду они тоже берут из канала. Хотя многим до сих пор мерещатся утопленники – погибшие при строительстве канала в 30-е годы.
Да, канал имени товарища Сталина и по сей день служит стране. По нему и сегодня идут большие суда.

Но здесь не забыли великих жертв, принесенных на алтарь амбиций еще одной  «сверхударной стройки» ( канал был построен за 1 год и 9 месяцев киркой и лопатой заключенными).

Я снимаю с полки давно прочитанную мною книгу Ивана Чухина «Канало-армейцы» и вновь перелистываю ее, смотрю фотографии.

Это история строительства Беломорско – Балтийского канала в документах, цифрах, фактах, фотографиях, свидетельствах участников и очевидцев, изданная в г. Петрозаводске, «Карелия» в 1990 году.

Утром, перед завтраком, я еще раз прогулялась по Олиной дачке –этому поистине северному «дендрарию», вдыхая ароматы лета, которого по сути не было за пределами этой территории.

В полдень я уехала в свой город, увозя незабываемые впечатления.
А дома у меня на пианино стоит узкая красная ваза, в которой зеленеют три веточки ТУИ, подаренной мне Ольгой Васильевной на прощание.

Август, 2019
город Беломорск