История Тамани часть 33

Николай Мринский
20 июня 1794 г. он уже был в Керчи. Вот одна из последних записей Палласа об о. Тамань. «Бывшие деревни, прежде населённые черкесами, татарами и также некрасовскими казаками, разрушены и почти сравнены с землей. От древних греческих городов осталось мало следов, если исключить Тамань, и несколько надписей на камнях, найденных в разных местах». В составе экспедиции Палласа был молодой немец, но уже известный художник из Лейпцига Кристиан Готфрид Генрих Гейслер. Рисовальщик, гравёр по меди и иллюстратор работал в России в 1790-1798 гг. Генрих Гейслер выполнил массу рисунков, в том числе изображающих черкесов различных сословий и затем издал несколько этнографических альбомов. Его рисунки имеют большую историческую ценность, так как дают наглядное представление о вооружении и костюме черкесов конца XVIII в. Колоссальные изменения произойдут с краем со времен путешествия П.С. Палласа. 

О ГРЕБНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ФЛОТИЛИИ

Впереди были годы войны, разрушительные волны которой не раз прокатятся по о. Тамань. Потом будет новое освоение и заселение Кубани. Остров Тамань станет полуостровом. Над кубанским краем пронесутся революционные вихри. Сложится новый уклад жизни и снова будет разрушен самой ужасной войной XX века. Заново будут отстроены города и станицы. В 1797 г. гидрографические исследования в Чёрном море, в том числе и у п-ова Тамань проводил выходец из Англии, офицер русского флота Джозеф Биллингс. Уже в 1799 г. был издан его «Атлас Чёрного моря», отличающийся высокой точностью вошедших в него карт. В связи с потерей Крыма и ряда других территорий, турки развязали очередную войну (1787-1791 гг.). Вначале конфликта ЧФ по своему численному составу и огневой мощи значительно уступал турецкому. По данным исследователя А.Б. Широкорада, флот состоял из 5 линейных кораблей, 14 фрегатов, бомбардирского корабля, нескольких десятков мелких судов и был разделён на две части.

Основное боевое ядро преимущественно из парусных кораблей базировалось в Севастополе; гребные суда с небольшой частью парусных кораблей находились в Днепро-Бугском лимане и составляли слабую Лиманскую флотилию. Создавая новое казачье войско, князь Г.А. Потёмкин заранее планировал направить пеших казаков служить на судах флотилии. 20 августа 1787 г. его распоряжение предписывало: «Чтоб иметь в наместничестве Екатеринославском военные команды волонтёров, препоручил я секунд-майорам Сидору Белому и Антону Головатому собрать охотников и конных и пеших, для лодок, из поселившихся в сём наместничестве служивших в бывшей Сечи Запорожской казаков» (37). Первую партию военных лодок (22 ед.) для гребной флотилии у поручика Соболева в Херсоне получил 26.04. 1788 г. Головатый. Лодки распределялись по куреням, а флотилия делилась на «частные команды» от 40 до 83 чел. В июне 1788 г. «кош верных казаков» имел уже 36 лодок, на которых несли службу 1764 чел. После гибели кошевого С.И. Белого в морском сражении под Очаковом, новый войсковой атаман З.А. Чепега назначил Головатого «командиром над лодками, куренными атаманами (были все при флотилии) и казаками». В последующее время число лодок во флотилии не раз менялось. Часть из них повреждалась в боях, урон наносила и стихия. Большие канонерские лодки поступали по-прежнему из Херсона, малые - из Кременчуга. Длина канонерской лодки (франц. – канон – пушка) – 18-20 м, ширина – около 4,3 м, глубина интрюйма – чуть более 2 м, высота борта над палубой – примерно 30 см, длина вёсел 4,5 – 5,5 м, осадка немногим более 1 м.

Максимальная численность команды – 50-60 чел. Орудия большого калибра (20-23,5) устанавливались на носу и реже на корме. Сразу по прибытии казачьей флотилии в Тамань её разделили. 12 лодок отправили к устью Кубани, в Кизилташский лиман наблюдать за передвижениями горцев, а 39 судов швартовались возле Фанагорийской (Таманской) крепости, причём 2 лодки регулярно выделялись для почтового обмена с Крымским побережьем. Почтовыми лодками нередко пользовались высокопоставленные должностные лица и духовные пастыри. Так, 3 мая 1794 г. в Тамань прибыл преосвященный служитель из Крыма, чтобы посетить место извержения одного из действующих вулканов. «Гость сопровождался старшинами, был поставлен на квартиру, где имел ночлег. На другой день, отобедавши часу в двенадцатом, на двух почтовых лодках и шлюпке отправился прямо в Керчь». Перед правительством ЧКВ продолжала стоять одна из неотложных забот - отыскание удобного места и оборудования гавани для казачьей флотилии. Надёжных причальных стенок и защитных сооружений от штормов в Таманском заливе не имелось, и это привело к нехорошим последствиям. 27 декабря 1792 г., поднявшейся сильной бурей унесло в море 7 лодок, а 10 затопило. На седьмой день буря утихла, и казаки, несмотря на сильный зимний холод, вытаскивали из воды затонувшие суда. С большим трудом им это удалось сделать, но такелаж на лодках весь испортился, а пушки и вовсе остались на морском дне. С.С. Жигулин, узнав о подробностях этого происшествия, прислал из Крыма, казакам для подкрепления сил 160 вёдер водки.

Кошевой Чепега, отмечал, что на рождественские святки 1793 г. «на Тамани... бывшею бурею 18 лодок канонерских потопило». Частично их удалось поднять со дна и снова ввести в строй. Но большинство спасти не смогли, как это случилось, к примеру, несколько раньше с лодкой Каневского куреня, разрушившейся под ударами волн и затонувшей вместе с орудием. И в последующем также случались ЧП: штормы разбивали суда и опрокидывали их в море, а с ними нередко гибли и казаки. На 1 января 1795 г. по реестру, в гребной казачьей флотилии числилось только 35 боевых лодок. Их надлежало разместить в безопасном укрытии и в то же время в максимальной готовности к выходу в открытое море, в случае враждебных действий турецкого флота. Тщательно обследовав побережье Тамани, судья ЧКВ А. Головатый, который одновременно был не только полковником армии, но и командиром флотилии, остановил свой выбор на заливе Бугаз. В водном замкнутом пространстве, примерно в 16 верстах юго-восточнее Фанагории (пос. Сенной), на две трети отдалённом от Кизилташского лимана косой Голяк, а от Чёрного моря узкой береговой перемычкой и надлежало базироваться казачьему флоту. Выбор Головатого полностью разделял, присланный на возведение оборонного объекта специалист-инженер-бригадир Деволан Ф.П. Обязанности по комплектованию и использованию рабочей силы, гужевого транспорта и иных административно-хозяйственных вопросов энергично выполнял полковой старшина армии капитан Фёдор Данильченко.

По его рапортам войсковое правительство доводило до куреней и отдельных кордонов разнарядки на выделение для строительных работ в гавани казаков, подвод, лошадей, волов. Сюда же направилось немало нижних чинов, унтер-офицерского и офицерского состава 3-го Таврического батальона, несшего на Тамани охранную службу. В июне 1795 г. приступили к строительству причальных стенок и уже 25 октября Ф. Данильченко докладывал, «25 судов с орудиями..., заведены в гавань», порох, артснаряды и другие принадлежности уложены на хранение в погреба, флаги, юзы и паруса с судов размещены в цейхгаузе. А. Головатый сумел договорится князьями натухаевских черкесов Магометом Калаубатовым и Мурадином (угощения, подарки, ласковое обращение и т. д.) и, те позволили черноморцам, к неудовольствию султанских соглядатаев, заготавливать древесные кряжи в принадлежащих им лесах. Вскоре оттуда, вниз по течению реки, на Тамань было сплавлено за 5 месяцев необходимое количество брёвен (от 1100 до 5000). Большая их часть пошла на свайную основу гавани, a остальная - для строительства гарнизонных построек. Одновременно с гаванью здесь возвели 25 домов, один из них - для начальника гарнизона. Строительство велось «не исключая и праздничных дней». На завершающем этапе в нём участвовали свыше 700 казаков и 50 старшин. В ноябре всё было готово: длина сооружения на 700 деревянных сваях составила "325 аршинных саженей". В флотилии, находившейся уже в гавани несли службу более 600 казаков и 150 канониров.

И всё же, по происшествии 3-4 лет, выяснилась полная непригодность казачьей гребной флотилии для действий на Кубани. Использование лодок в полной мере становилось не надобно и казацкий флот стал падать. Находясь на приколе, флотилия превратилась в место наказания осужденных казаков. Использовали «чайки» и для побега. Так осенью 1795 г. к турецким берегам бежали 50 казаков во главе с Семёном Пурисом. Время шло и обстановка в Бугазе осложнялась. Из-за непрочности стройматериалов многое, в том числе и сами суда, пришли в негодность. Ветра разбивали гавань Головатого. Лодки било штормами, затирало льдом, но больше всего вреда приносили черви. Требовалось срочно приступить к реконструкции гавани и строительству новых судов, предназначавшихся для, укрепления обороны морского побережья. Но Таврический губернатор Жигулин остался глух к сигналу правительства ЧКВ. Тогда оно обратилось напрямую в Санкт-Петербург с просьбой прислать специалиста для обследования гавани и выделить средства на обновление гребной флотилии. На сей раз доводы казаков нашли поддержку, гавань была переоборудована, флот усилен, и Бугаз ещё какое-то время служил защитным форпостом ЧКВ на его крайнем таманском фланге. В сентябре 1800 г. скорбной эпитафией флотилии звучит рапорт её начальника: «В прошлом месяце августе... вся гавань разбита и состоящая в оной гавани гребная флотилия от таковой происходящей погоды не может никак спастись» (38). Небольшие казачьи команды, упорно занимались реанимацией безнадёжных судов ещё 2 года.

Продолжение следует в части  34                http://proza.ru/2020/12/23/491