Люсины сети

Арина Ермолова
      « В  СССР секса нет!» - заявила  участница  телемоста  В.Познер (Москва ) -   Ф.Донахью (Бостон) в  телестудии  «Останкино» в 1986г. *
      Действительно, у  нас  много  чего  не было, либо  называлось  иначе.
      Например, слово «продажа» ( особенно  производное от  него - «продажный») у  советских  людей ассоциировалось с  чем-то  нехорошим. Хотя толковые  словари  определяли  его  как «западный  термин, подчеркивающий современный  подход к  организации  торговли».  В  СССР использовали  слова  «сбыт»  и   «торговля».

      Но незнакомое влечёт. И  когда в распавшуюся «победившую страну социализма»  ворвались  незнакомые ей  сетевые  продажи , а  вернее  сетевой многоуровневый маркетинг (МLM) , разве  что самые  боязливые и  ленивые не  окунулись в  его концепцию продвижения товаров  и  услуг.
      Конечно, это была самая  доступная возможность  для быстро обнищавшего  человека без  стартового капитала, образования, опыта обрести финансовую  свободу,  почувствовать  на  себе "импортный  товар" ,  создать  свой  бизнес. Если  же отбросить  слово  «бизнес», то  эта  была хорошо организованная  школа,  позволяющая : развить  коммуникационные  способности; применить  своё  творчество;  оценить  честность, доверие свои  и  других;  при  этом брать  на  себя  ответственность за развитие  структуры.

      Самое главное для  успешного начала в  сетевых  продажах – полюбить товар и  понять  принцип  работы.   Или  попросту:  « ПОЛЮБИТЬ  ДЕЛО  И  БЫТЬ  ЕМУ  ВЕРНЫМ!»  Это  оказалось  просто:  советским  людям этот  лозунг был  знаком   с  детства. А  что  было  незнакомо – легко  восполнялось и «доучивалось» на  семинарах, из  книг, опыта.  Потому система  «покупай-обучайся-приглашай-зарабатывай-расти» легко и  быстро  «посеялась»  и  взошла удивительными  всходами. Порой  -  очень  удивительными.**

       Её звали  Люся. Познакомились мы  с ней летом ,  когда  три  директора  компании  «Орифлейм»    решили  объединиться и  снять одно просторное новое помещение в  центре  города   под  офис. Команды  помогали с переездом  и  обустройством.
       Тогда  уже  у   многих появились мобильные  телефоны и ,  с  целью  привлечения новых  консультантов в  сеть,  на их телефоны отправлялись смс-ки  примерно  следующего  содержания: «Компания  «Орифлейм» приветствует  Вас и  приглашает на  встречу-презентацию  своей продукции   ( адрес,  время). Подарок  от  Компании  гарантирован !» .   Т.е.  «сети»  брали новых  консультантов «на  живца»  - подарок.

      Именно  "на  живца" пришла к  нам  Люся. Вероятно, вначале  она искала  Деда  Мороза  с мешком.  Но  т.к.  все  были  заняты, никому  до  неё  не было  дела. Пока  она  громко  не закричала:  «Мать  Вашу! Кто  мне  подарок  даст?»   Слова были порезче, но  смысл примерно  такой. Конечно, писал  смс-ку  кто-то  из  наших,  но  увидев  Люсю,  наверняка  передумал её  «рекрутировать» .  И  понятно  почему : Люся  никак не вписывалась в  образ консультанта процветающей шведской Компании  ( невероятные  «объёмы»  всего ; грязные  волосы,  руки,  обувь, сарафан на голом  верхе).  Но  Люся продолжала  возмущаться и  директор нашей  группы Катя ( как  она  сама  призналась  позже) решила,  что,  получив подарок,  та  уйдёт.
      Но  Люся,  получив  подарок,  уходить  не  спешила. Стала  рассматривать рекламные  плакаты  «Стартовая  программа», «Лестница  успеха», Маркетинг план».  Вероятно, верхние  цифры  на  плакате   1 000 000  $  для  бриллиантового  Директора  сделали  своё  дело.   Люся уверенно  подошла  к  «выдавшей подарок» и ,  пнув  её  животом, и,  кивнув на  плакат,    грозно  спросила : « Это  чё ,  правда?».               
      В  этот  день  Катя ,  руководствуясь  Этикой « Орифлейм»,  добавила  Люсю  в   команду .   
      Люся на  семинары, школы,  конференции не ходила;  Кодексов, книг,  каталогов не  покупала/ не  читала;  с  командой  не  общалась. Из  офисного  каталога выбирала продукты  со  скидкой  более 50%, «оптичивала» их   и  отдавала    менеджеру офиса  со  словами : « Закажешь всего, что  отметила, по  10 штук каждого».  Иногда,  получая  товар, спрашивала  у  того же  менеджера (даже  не  пытаясь  читать  надпись на  этикетке):  « Для  чего  это?»  - делала у  себя   какие-то  пометки.

      Люся  работала в  городе  почтальоном, жила  в  общежитии. Приехала  в  город из  шахтёрского  посёлка, куда  часто  ездила  к  родителям. Продукция  «Орифлейм»  расходилась на  «её родине» с  завидным  успехом.  И  первые  ступени бизнес-лестницы Люся прошла  сама, не  строя  сеть ( даже  не  догадываясь  о ней); наслаждаясь  тем, что  на шахте  её  стали  звать  «бизнес-леди».

      Продажи  били все  рекорды! Катя  хвалила Люсю  и пыталась наладить с  ней хоть  какой-то контакт;  рассказать о  необходимости  построения личной структуры. Напрасно.   Пока однажды   Люся  сама не  поинтересовалась   «кружочками» на  офисной  доске. И  когда  поняла, что  «рекрутированные»  ею будут приносить  ей  доход ,  её   «прорвало»:  офисные продажи  выросли  в  десятки  раз ! Со  слов  Люси , в  шахтёрском  посёлке     «Люськину продукцию»   можно  было  купить в  магазине,  на  почте,  в  поселковом  Совете, медпункте и  даже  в  опорном  пункте  милиции;  а  сеть  её  расширилась до  сотни  консультантов  (были  привлечены  практически  все  родственники и  друзья).
      Вопреки  традициям  «Орифлейм» ,  продажи  Люсиной  команды стремительно  росли и  удивляли.

      Завершился  наш «совместный»  офисный  бизнес  спустя  год.  Люся  приехала  за  товаром  со  своим братом-консультантом.   С  порога  стала  шуметь,  ругаться, грубить.  Следом началась  настоящая  истерика с  оскорблениями:  Компании, продукции,  всех нас.  Завершилось истерика  былинным  воем-плачем…
      Сквозь проклятия,  слёзы, сопли, вой, стало  ясно, что деньги для  оплаты  заказов  Люся  «перехватывала»  у  пенсионеров, которым  разносила  пенсии по  квартирам.   Под  предлогом «не  успела раздать»,  она сама  ставила подпись  (якобы  получившего деньги ) в  ведомость,  а  деньги  пускала  в  оборот. Делала  это  чаще  в  субботу; в  воскресенье – деньги  в её  руках;  в  понедельник-  у  пенсионера.  Всё  это,  успокоившись, но  матеря  «доносчиков-пенсионеров»,  Люся  «вывалила» нам.    А  брат-консультант,  активно  помогая  матом в  озвучании этого  преступления, подвёл  итог:  « Заведующая почты сообщила  в  органы и  сеструхе светит до  трёх лет , если  не  вернет деньги и  «сволочи пенсионеры» не заберут  заяву».
      Наша Катя  (Добрая  Душа!) достала  из  кошелька  две  тысячи и  отдала   Люсе. И  посылку  обещала оплатить.
      А  мы    просмотрели   второе отделение  «концерта»  ( уже  в  два  голоса)   с  причитаниями  «во здравие»  Компании,  продукции,  всех  нас,  Кати особенно. .. И  с  клятвой  брата  «вернуть  деньги «с походом»  после  получки» .

      Больше  мы  Люсю  в  офисе не  видели.   На  звонки  она  не  отвечала.   Связавшись  с  почтовым  отделением, где  она  работала, узнали, что с  работы  она  уволилась,  телефон  сдала,  из  общежития  съехала.

      Но  на  этом  история о  Люсе  не  закончилась.  Объявилась  «наша  Люся» на  традиционной встрече консультантов «Орифлейм».   Вернее,  увидели мы её  среди вышедших на  сцену  для  получения   звания  «Директор». Выяснилось, что  Люся  поменяла не  только место  работы - почтовое  отделение,  но  и  спонсора-директора.               
      По  традиции,  получающий  звание, должен  сказать что-то  залу,  своей  команде.            
      Люся   сказала :  «  На  следующий год  приходите  опять ! Я  «Сапфир»  подниму!»
      И  подняла.


   
      * Технический  гений  Стив  Возняк (руководитель "Apple") предложил в 1982г. проведение телемоста СССР-Америка  вначале космического, а  затем музыкального  и  общественного. Это был революционный эфир для советских  людей и  даже самого Возняка. "Я рос, боясь  Советов",- говорил он. 


      ** Не  обошли  "продажи" и  меня. Я  проработала в  "Орифлейм" более 9 лет, имела  финансовый успех и  благодарна  Компании. 


      
      Иллюстрация  автора