Литературная Система 3. 4. Сравнение

Андрей Тигр
Литприём сравнение - Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Лексическое средство выразительности, троп.

Очень хороший и часто использующийся приём. Отличная замена прямому описанию чего угодно. Слабее метафоры, но служит той же цели.

Создавать сравнения можно также, как и метафоры, но тут мы используем союзы или определённые формы слова.
Работают сравнительные союзы: «как», «словно», «будто», «точно», «что».
Примеры классиков:
На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. (А. Н. Толстой) Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С.Пушкин) На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы. (И.С. Тургенев).

Ещё можно использовать творительный падеж.
Тоже классики:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов) Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).

Ещё можно использовать сравнительную форму прилагательного или наречия: Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)

Используем слова «подобный», «похожий» и т.д.
Снова из классиков:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович). Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов). Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст). Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков). 

Технология создания сравнений ничем не отличается от метафор. Однако, сам приём имеет несколько отличий:
1. Легче составить. Чтоб выдать одно понятие за другое, как в метафоре, и сделать это понятно требуется хорошее чувство языка. Для сравнения можно просто использовать основное слово, сравнительный союз и то, с чем сравниваем. Всё, сравнение готово.
2. Сравнение воздействует на читателя слабей метафоры.
3. Сравнение делает текст менее ёмким. В отличие от метафоры для сравнения нужно больше слов.

Однако, приём всё равно входит в список главных приёмов по моему мнению, т.к. применяется действительно очень часто и реально способствует улучшению текста.
Тренировать и применять можно по аналогичной технологии с метафорой. Технология - в статье "Литературная система 3.2. Метафора."