Были и небылицы о Старой Рязани. Артефакты 2

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - археологические раскопки в Городище Старая Рязань. Август 2019 года.


Начало - http://www.proza.ru/2019/08/21/850


***

До чего же человек любопытен, постоянно ему хочется найти ответ на вопрос, где же истина! Чрезмерное любопытство часто приводит его к искушениям, и тогда им движет одержимость какой-то якобы приоткрывшейся ему одному тайной.

Вроде того деятеля из ТВ-ящика, рассказывающего небылицы о Старорязанской "кротовой норе", гипотетическом "туннеле в пространстве".

Отдельные пытливые умы этим вопросом интересовались и раньше, но массовый интерес к тайному и непознанному возник на пороге ХХ1 века, века интернета.

Посмотрим, есть ли тому подтверждения.

***

- Представляете, сегодня один якобы член Академии Наук по Р*Н ТВ глашатал на весь мир, что вон та арка посреди Городища и есть вход в пространственно-временной туннель! Как вы считаете? - приблизившись к яме, где проводились раскопки на самом древнем поселении Городища, мы задали вопрос действительному члену Академии Наук РФ, археологу со стажем. Смахивающему кисточкой тысячелетнюю пыль с черепа древлянина.

- Чушь, полная чушь! - не поворачивая головы произнёс он. - Это остатки входных ворот Борисоглебской церкви постройки 1913 года. А взорвали её после революции. Построена она была на месте собора Бориса и Глеба, возведённого при князе Рязанском Глебе Ростиславовиче, родоначальнике Рязанской ветви Рюриковичей, в 50-60 годах Х11 века.

От удивления у археолога полезли глаза на лоб, и он продолжил:

- Там, рядом с воротами, можно увидеть остатки фундамента предела той самой первой церкви. А сама церковь возведена на древнем фундаменте, где и была обнаружены рака с останками князя Игоря Глебовича Рязанского. Это первое по времени упоминание церкви в Рязани дано в Ипатьевской летописи и относится к периоду 1194-95 годов.

- Насколько нам известно, на территории Старого Городища было построено ещё две церкви, где они были расположены? - задали мы следующий вопрос.

- Второй собор, Успенский, был построен недалеко от южных ворот Городища, - указал он рукой в сторону группы деревьев в южной части города. - Но вот последовательность появления всех трех церквей остается неясной.

- Третья церковь стояла на месте сегодняшнего Спасского собора, восстановленного в ХУ1 веке. Что недалеко от языческого славянского святилища, которое просуществовало до Х11 века.

При подъёме с реки мы обратили внимание на указатель возле Спасской церкови, на той более низкой площадке святилище и располагалось. Сейчас там установлен деревянный крест и тотем на месте, где при раскопках нашли языческого идола.

- Да, мы местные, знаем, что в музее Рязанского Кремля хранится языческий идол, обнаруженный в 1878 году на месте старого Спасского собора археологической комиссией под руководством археолога А.В.Селиванова, - блеснули и мы своими познаниями. - Если время позволяет, расскажите, пожалуйста, о сегодняшних раскопках. Почему за тысячу лет слой наносной земли поднялся всего лишь на 1,5 метра?

- Хороший вопрос. Известно, что после уничтожения Рязани татаро-монголами, столица княжества не возродилась, города не осталось. Потому здесь больше никто не жил, - продолжал археолог. - Кроме того, в 18-19 веках после оползня произошёл обвал грунта, земля сползла в овраг. К Х1У веку, времени изгнания татаро-монгол с Русской земли, столица княжества была перенесена на 60 км выше по течению Оки. И получила название Переяславль-Рязанский (перенявший славу Рязани).

- Кстати, существует много версий происхождения названия города. Какой вы придерживаетесь? - поинтересовались мы.

- Ну, то, что к общине мордвы эрзя название не имеет никакого отношения, уже доказано учёными. Эти места не были местами расселения мордвы. И мы, археологи, это подтвердили древними находками. Скорее всего верна версия учёных о том, что в основе лежит глагол "резать". За Резанью, за краем Руси. То есть отрезанные земли от Русского государства. Буква "я" в названии появилась гораздо позже.

Соскоблив с черепа и стряхнув кисточкой очередную порцию праха древлянина, археолог продолжил:

- Мы ведём раскопки в самой древней части города на Северном мысу, рядом с великокняжеским двором. Здесь было поселение христиан уже в Х1 веке. Оставшиеся языческие общины жили внизу, за крепостной стеной. Как я уже сказал, до упрочения позиций христианства и строительства оборонительных сооружений. Ведь только к Х веку, после победы киевского князя Святослава Игоревича над хазарами, произошло упрочение княжьей власти.

***

Под нашими ногами земля, выкопанная с глубины одного метра, превратившись в прах, поскрипывала. По ней ходили наши предки-славяне.

Лица коснулся прохладный ветер с реки. По телу пробежал лёгкий холодок, будто напоминание о том далёком времени. А в глубоком синем небе, изрезанном редкими перистыми облаками, над лугами разливались песни птиц. Как и тысячу лет назад.

Стоя на краю этой земли, рядом с прахом веков, ощущаешь себя в безвременье. Может, это и есть тот самый "временной портал", где вчера и сегодня сливаются здесь, на раскопках, в одну точку?

***

- Как известно, датой первого упоминания Рязани, как столичного града, считается 1095 год. С укреплением позиций Рязанского княжества, вошедшего в состав Киевской Руси, к городу потекли переселенцы из других мест. Это было время второго великого переселения народов, - продолжал археолог. - Они расселялись вдоль границы и несли пограничную службу.

- Знаем, знаем! В последнее время мы проехали по многим древним поселениям близ Старой Рязани. И до сих пор в некоторых из них живут потомки тех переселенцев.

Например, в Казаре жили племена хазар, это был форпост Рязанского княжества на востоке. Есть сёла Мусатово, Муратово (здесь проживали волжские булгары), Кутуково (здесь проживали мордовские общины).

И только Фатьяновка, что в границах предместья Старой Рязани, была населена славянами-вятичами, нашими предками. Которые занимались торговлей и были наиболее приближены ко двору князя. Отсюда и фамилия наших дальних предков - Расторгуевы.

***

Ну, а теперь вернёмся к находкам археологов, так сказать, артефактам.

В руках у археолога был хорошо сохранившийся череп древлянина, который он с усердием очищал от тысячелетней пыли.

Как было сказано раньше, эти находки относятся к Х1 веку.

- Что, здесь было кладбище? - удивились мы.

- Нет, в те времена умерших хоронили за двором. Здесь, на этом месте стоял дом, многие находки предметов быта свидетельствуют об этом. Очаг, осколки глиняной посуды, - продолжал археолог. - Во времена неспокойные, когда городу грозила опасность, горожане закапывали драгоценности и деньги во дворах. В надежде вернуться сюда после вражеской осады.

***

В том сражении с татаро-монголами в декабре 1237 года выжили единицы, клады в земле так и остались лежать нетронутыми.

Летописи повествуют:

"В середине декабря далекого 1237 г. дозорные на башнях стольного града Рязанского княжества увидели, как из заснеженной дали в полусумраке короткого зимнего дня накатывается темная, зловещая волна.

Содрогнулась земля под копытами бесчисленной конницы, послышались бряцание оружия и чужие гортанные кличи... К стенам Рязани приближалось несметное войско хана Батыя.

Незадолго перед этим хан, по рассказу новгородской летописи, отправил "послов своих, жену-чародеицу и два мужа с нею, к князьям рязанским, прося у них десятины во всем: и в людях, и в князех, и в конях — во всем десятое."

Но тщеславные ханские расчеты перечеркнул категоричный ответ рязанцев: "Когда нас всех не будет, тогда все то ваше будет."

***

Конечно, перекопать все 70 гектаров земли на глубину 1-2 метра было невозможно при всём желании! Тем более, что после находок княжеских украшений в 18 веке, которые сегодня хранятся в Оружейной Палате, эта земля стала находиться под охраной государства. К сожалению, ни один из кладов, найденных в Старой Рязани до XIX столетия, до нас не дошёл. Но всё может быть! 7 июля 2013 г. на городище Старая Рязань был открыт очередной, 17-й по счету, клад.

В лихие 90-е кому-то пришло в голову эти земли отдать под посадку картошки. Под видом картошки, конечно, многие кладоискатели варварски перепахали угодья.

Местные жители рассказывают, что порой десятки машин приезжали отовсюду, с номерами разных регионов. Чернокопатели, как их называют, трудились, не покладая рук, используя металлоискатели. Пока государство не наложило вето на самопальные раскопки.

- Вы так бережно относитесь к земле, точнее, к пыли, которую ваши помощники просевают аж через сито, - указали мы на горки земли. - Что-то интересное было найдено в последнее время?

- Ну, да, фрагменты украшений, осколки посуды, скорлупа орешков. Раньше не знали семечек, лузгали орешки, - поделился с нами археолог. - Но самой, пожалуй, интересной из последних находок является било, из неизвестного нам пока сплава металла. Оно маленького диаметра, без рукояти, явно предназначено не для боя. Скорее, как атрибут власти, указывающий на принадлежность к сану. Возможно, носил его на поясе воевода. В южном городище, заселённом уже в более позднее время, в 12-13 веках, были найдены матрицы для изготовления ювелирных изделий. Ещё 15 фигурок европейских шахмат. Ну, и много украшений восточных мастеров. Что говорит об обширной торговле.

- Скажите, а артефактов, подтверждающих слухи о том, что здесь, вдоль правого берега Оки до У11 века существовало высокоразвитое государство Артания, не приходилось встречать? - последний вопрос заставил археолога даже приподняться.

- Да что вы, ей Богу, верите всяким бредням! - возмутился он. - Чушь это, и нет ей никакого подтверждения. Как нет подтверждения тому, что гитлеровская структура АНЕНЕРБО высаживалась здесь для поисков входа в какой-то там временной портал. А вот наши учёные даже во время войны в 1943 году производили здесь разведывательные раскопки. Верить надо только академической науке, которая делает выводы на основании научных исследований. А это всё сказки!


Поблагодарив археологов за беседу, довольные услышанным и увиденным, пожелав археологам удачных находок, отправились дальше, на поиски ответов на вечные вопросы.




Продолжение - http://www.proza.ru/2019/09/02/65