Папа может!

Максим Оленев
Помните такой старый советский анекдот? У армянского радио спрашивают:
- Может ли сын генерала стать маршалом?
Радио отвечает:
- Нет, не может. Потому, что у маршала свои дети есть…
Многие тогда ухмылялись этому юмору национальных окраин, при этом проклиная коррупцию и родственные связи, помогающие незаконно занимать хорошие должности.
Да… Странное возникает чувство. Мы с восхищением и благоговением слушаем рассказы о временах царских, где отец и сын были генералами при «царе-батюшке». Некоторых буквально прошибает слеза, когда показывают красивые эполеты и шитые золотом мундиры господ генералов.
- Да, - говорим мы, - вот это были настоящие люди! И сын прям в отца! Одна кровь…
А вот о современных нам событиях и людях, судачим, как о коррупции и покровительстве. Генерал XXI века, сын генерала века двадцатого, нам - не пример для подражания и умиления, а повод для ненависти и злобы!
- И он туда же! А этот-то и рад сыночка пристроить на «тепленькое местечко»!

А В ЧЕМ, СОБСТВЕННО, РАЗЛИЧИЕ?

****

Да. Согласен. Военная карьера, в особенности строевых командиров, была крайне непростой. Далеко не каждый родитель, а тем более, достигнув пределов благополучия, мечтал о точно таком же тернистом пути для собственного ребенка. И тем не менее. Удачная карьера сына, во многом повторяющая карьеру отца, естественным образом становилась темой для пересудов, зависти, а порой и откровенной злобы.
И, хотя вышеприведенная история от армянского радио всего лишь является анекдотом, в жизни такие случаи бывали крайне редко. Если быть точнее, то в царское время таких примеров мы имеем всего два – и оба раза в XVIII столетии.
Первыми, кому удалось дважды подряд в роду стать фельдмаршалами, были князья Голицыны.
Михаил Михайлович старший (1675 – 1730) получил этот чин 21 мая 1725 года (через 4 месяца после смерти Петра I), на тот момент командовавший войсками на территории Украины. Этот Голицын был своеобразный уникум, так как, помимо сухопутных навыков в военном деле, обладал еще и морскими: в 1720 году он командовал русским флотом в сражении при Гренгаме (южная группа Аландских островов).
Его сын от второго брака, Александр Михайлович (1718 – 1783), получил звание фельдмаршала от Екатерины II 22 сентября 1769 года – причем, после крайне неудачной осады Хотина во время русско-турецкой войны 1769-1774 годов. Наградив Голицына, царица тут же отозвала его в столицу. Любопытно, что спустя год такой же чин получит и его зять, Петр Румянцев, который, собственно, и заменил Голицына на посту Главнокомандующего Первой армией.
Следующий пример – Салтыковы. Граф Петр Семенович Салтыков (1698 – 1773), будучи Главнокомандующим русской армией во время Семилетней войны, стал фельдмаршалом 18 августа 1759 года – это было наградой за успешное Кунерсдорфское сражение. Его сын, Иван Петрович (1730 – 1805), догнал отца в 1796 году, при восшествии на престол Павла I. Этот Салтыков был главнокомандующим русской армией в русско-шведской войне 1788-1790 годов, а затем возглавил армию, «расположенную на Двине».
Еще одним образчиком схожих родственных достижений является пример братьев Шуваловых. Примечательно, что они были первыми в России (даже еще до Голицыных), кому удалось стать фельдмаршалами. Два родных брата, Александр Иванович (1710 – 1771) и Петр Иванович (1711 – 1762), получили высшее звание одновременно (!) 28 декабря 1761 года, при восшествии на престол Императора Петра III.

****

Мог ли… На самом же деле, если как следует разобраться и правильно поставить вопросы, этот анекдот уже не будет казаться таким уж наивным и смешным. Понятно, что генералов в роду могло быть много. И на протяжении нескольких поколений. Десятки, а может и сотни примеров (устанешь перечислять).
Так, например, одна из линий знаменитых братьев Орловых насчитывала 4 генерала в роду (от прадеда к правнуку). Один из, граф Федор Григорьевич Орлов был участником Чесменского сражения и кавалером ордена Св. Георгия 2-й степени. Уволен от службы в 33 года в звании генерал-аншефа.
Его внебрачный сын, Алексей Федорович, был генералом от кавалерии, главноначальствующим III отделением Собственной Е.И.В. Канцелярии и шефом жандармов. Внук, Николай Алексеевич Орлов (1827 – 1885), завершил свою военную карьеру по окончании Крымской войны.  При осаде Силистрии в 1854 году полковник Орлов получил девять тяжелых ран и лишился глаза, в результате чего его строевая карьера завершилась. Вскоре Орлова зачислили в Свиту, затем произвели в генерал-лейтенанты и назначили посланником в Австрии (затем он был также в Англии и Франции). Правнук – генерал-майор Свиты Е.И.В. Алексей Николаевич Орлов (1867 – 1916), состоял при посольстве в Париже.
В числе генеральских семейств можно назвать фамилии Баумгартен, Васильчиковы, Ламберт, фон дер Лауниц, Мейендорф, Нирод, Оффенберг… Да мало ли их…
Но, давайте поставим вопросы правильно, и тогда значительно сузятся и рамки поиска и, собственно, сам результат.
Во-первых, речь должна идти именно о «полных» генералах (не генерал-майоров, не генерал-лейтенантов и не генерал-полковников!), а генералов родов войск (от инфантерии, от кавалерии или от артиллерии).
Во-вторых, речь должна идти о генералах, получивших это звание не при выходе в отставку, а во время командования различными войсками.
Тогда окажется, что отец Баумгартен по этим критериям нам не подходит:  Николай Карлович (1806 – 1886) был уволен в отставку в звании генерала от кавалерии. По таковой же причине не подходит и Осип Карлович Ламберт и Михаил Васильевич фон дер Лауниц. Братья Васильчиковы в свою очередь не занимали к моменту пожалования командных должностей. Ну и т.д.
В результате окажется, что удовлетворяющих этим двум строгим критериям семейств не так уж и много.
Ярким примером являются карьеры династии Гурко, где представители трех (!) поколений были полными генералами русской армии!
Владимир Иосифович (1795 – 1852) служил в пехоте. В звании генерал-лейтенанта был командующим войсками, расположенными на Кавказской линии, в Черномории. А затем, при Воронцове был начальником штаба Отдельного Кавказского корпуса, а в 1851 году назначен начальником всех резервных и запасных войск гвардии и армии с присвоением ему звания генерала от инфантерии.
Его сын и внук были кавалерийскими офицерами.
Иосиф Владимирович (1828 – 1901) – прославленный русский генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В звании генерал-лейтенанта командовал передовым отрядом, имевшего задачей «стараться овладеть балканскими проходами». С этим отрядом Гурко брал Казанлык и Шипку. После расформирования отряда, Гурко был назначен «командующим войсками гвардии и кавалерии», еще одним отрядом, которому подчинялась не только кавалерия Западного отряда, но и все войска гвардии. Это назначение вызвало большой переполох. В Императорской главной квартире большинство было против этого назначения, так как все начальники гвардейских дивизий и начальник штаба Гвардейского корпуса были старше его в чине. Лишь 29 декабря 1877 года Гурко был удостоен звания генерала от кавалерии.
По окончании войны, Иосиф Владимирович занимал должность Варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа. Чин генерал-фельдмаршала он получил при увольнении в отставку в 1894 году.
Иосиф Владимирович имел двух сыновей генералов, но нас будет интересовать лишь один, Василий Иосифович (1864 – 1937). Отца он «догнал», будучи командующим 5-й армией. 10 апреля 1916 года ему присвоена звание генерал от кавалерии (1916). В дальнейшем И.В. Гурко командовал войсками Западного фронта, и некоторое время исполнял обязанности начальника штаба Верховного Главнокомандующего.
Другой пример - династия графов Пален (отец и двое сыновей).
Один из ближайших приближенных Павла I, возглавивший заговор против него, граф Петр Алексеевич Пален (1745 – 1826), завершил свою строевую службу в звании генерал-майора. Дальнейшие чины он получал уже на государственной службе. Генералом от кавалерии стал в 1798 году, с назначением С.-Петербургским генерал-губернатором.
Зато оба его сына «компенсировали пробелы» отца – оба были строевыми командирами, командуя полками и корпусами. Любопытно, что Павел Петрович и Петр Петрович, хотя и достигли звания полного генерала от кавалерии, одно время командовали пехотными корпусами: Павел – 2-м корпусом, а Петр – 1-м.
Еще один пример - братья бароны фон Оффенберг.
Федор Петрович (1789 – 1857) в 1843-49 годах был командиром 1-го резервного кавалерийского корпуса, а с 1850 по 1853 годы – командиром 3-го пехотного корпуса. Звание генерала от кавалерии получил в 1851 году.
Иван Петрович (1792 – 1870) в 1851 был назначен командиром 3-го резервного кавалерийского корпуса. Звание генерала от кавалерии получил одновременно с братом.
Итог. В царское время «догнать» родителя (тем более, известного) было непросто, но такое случалось. История знает примеры равенства в званиях отца и сына и двух родных братьев. Нельзя сказать, что подобные случаи были нормой, но и об особой частоте говорить не приходится.

****

В советское время примеров воинского равенства отцов и детей не отыщешь. Дети Маршалов не стали Маршалами. Если быть точнее, то наибольших высот достиг сын Маршала Советского Союза Л.А. Говорова, Владимир Леонидович (1924 – 2006), многолетний командующий войсками Московского военного округа. В 1977 году ему было присвоено звание генерала армии.
Сыновья же остальных Маршалов Советского Союза «в лучшем случае» дослуживались до звания генерал-полковник.
Так, сын Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова, Игорь Борисович (1918 – 1991) был генерал-лейтенантом инженерных войск и возглавлял одну из кафедр Военной академии Генерального штаба
Сын Маршала Советского Союза А.М. Василевского, Юрий Александрович (1925 - 2013), будучи генерал-лейтенантом авиации, занимал должности Начальника штаба - первого заместителя Начальника 1-го Научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина и генерал-инспектора 10-го Главного управления Генерального штаба Вооруженных сил СССР.
Сын Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, Владимир Кириллович (1924), был командующим войсками Северо-Кавказским военным округом и дослужился до звания генерал-полковник.
У предпоследнего Министра обороны СССР, Маршала Советского Союза Сергея Леонидовича Соколова было два сына, которые также избрали военную карьеру – Валерий и Владимир. Оба достигли по службе звания генерал-полковник.
Так уж получилось, что свои высшие звания они получили, когда их отец был уже «в немилости». Спустя двое суток после знаменитого приземления немецкого пилота Матиаса Руста на Красную площадь 28 мая 1987 года, Сергей Соколов и командующий ПВО Александр Колдунов (оба – политические противника Горбачева) были им освобождены от занимаемых должностей.
Правда, на сыновьях маршала эта опала никак не сказалась. 47-летний Валерий Сергеевич, будучи в то время начальником штаба Белорусского военного округа, в августе 1988 года получил назначение на должность начальника Штаба Управления Главного командования войск Западного управления. А в ноябре 1989 года удостоился звания генерал-полковник. Младший, 41-летний Владимир Сергеевич, в 1988 году стал начальником штаба 40-й армии (ОКСВА).
Таким образом, в весьма непродолжительное (по меркам истории) советское время дети маршалов так в итоге и не «доросли» до званий своих известных родителей. Хотя Великая Отечественная война давно закончилась, звание Маршала Советского Союза продолжало присваиваться и в мирное время, однако максимальный потолок в званиях для маршальских сыновей – это «всего лишь» генерал-полковник. Единственное исключение – сын Леонида Александровича Говорова, ставший четырехзвездным генералом.