Торный путь Искусства в СССР глазами Физика

Юрий Кутенин
  Если взять сборник конкурсных задач по физике и математике в Физтех за 1957 год
 -  то удивишься.
Каждая задача требовала самостоятельного анализа, нестандартного мышления, а не зубрёжки в духе нынешней школы.
  Страна "ковала своё Оружие", а не рассчитывала его купить на нефтедоллары у врагов-друзей. Это была правильная позиция.
В 50 и 60-ых СССР был НЕДОСЯГАЕМ.
  Фильм "9 дней одного года" вывел образ Физика на лидирующую позицию. Впрочем, так же, как и фильм-улыбка Григория Александрова "Весна" с Любовью Орловой в главной роли - между прочим,1947 год!
Физиком был Сундуков в "Три плюс два" - прекрасной комедии, где впервые на экране появился Андрей Миронов в компании двух красавиц Наталий: Фатеевой и Кустинской.

  Советские люди стали УЛЫБАТЬСЯ не только на экране, но и в жизни.

   Раны - душевные и телесные - нанесённые войной  - затягивались.
Взлёт в КОСМОС космонавта именно из СССР был закономерен и ожидаем.
Появилось и массовое телевидение. Открывались магазины с товарами из стран соцлагеря. Высокого качества и за доступные цены. Игрушки из Лейпцига ( магазина) радовали очень многих детей.
Но на литературном пространстве всё было не столь позитивно и ожидаемо.
Что это? Неужели идеологическая флегма пропитывает Литературу основательнее, чем теоремы, аксиомы и сопромат. На этот в общем-то Философский вопрос Партия давала однозначный ответ:
генетика, теория вероятностей, кибернетика и другие - "лженауки" и подлежат сожжению на костре Советской Инквизиции. ( перечитайте "Белые одежды"и "Не хлебом единым" Дудинцева).


Приложение.

Литературные фрезы школьного обрЕзования.

   Самое человечное в мире образование Деток окончательно закончилось, по-видимому, в Хрущёвские времена.
Мы забыли о добрых русских сказках, "Коньке-Горбунке" Ершова и сказах Бажова, перестали смеяться над  забавными переводами С.Я.Маршака. Искусством назывался журнал "Крокодил", где Кукрыниксы рисовали шаржи на умирающий запад.
 
СССР - был лучшим в мире государством. Потому что - "Всё во имя Человека" и "Сказка станет былью". На всех уроках нам твердили, что именно наша страна - самая первая во всём. Например, у нас больше всех в мире тонн чугуна на душу населения.
Многие ощущали давление этого чугуна. И пробовали попасть туда, где есть и ещё что-то. Но низззя!
Вся страна была невыездная. Почти вся.
Те, кого всё-таки выпускали, сходили с ума в первый же день заграничного пребывания.
Как так - мы сдавали половину зарплаты на помощь умирающим от голода в кап.странах - а там всего в разы больше, чем у нас? И колбасы повсюду сотни видов, и сыра.
На запах колбасы и сыра в СССР возили людей в столицу нашей Родины. И уже оттуда шли составы, пахнущие колбасой.
Цены в СССР потихонечку росли. Многие с грустью вспоминали обязательное Сталинское к 1 марта снижение  цен.
Разок после Сталина снизились цены на магнитофон "Электроника". Со 180 рублей до 160. Об этом потом трещали долгие годы. 180 рублей - это была зарплата артиста Москонцерта или работника торговли за квартал. Инженеры получали больше. Ещё больше не получали, а зарабатывали рабочие. Крестьяне не получали денег вовсе, а только галочки трудодней. Поэтому они рвались в города или в армию. Вспомните фильмы про Ивана Бровкина.
Вообще-то школьникам внушали - завтра денег не будет. Начнется Коммунизм, и все всё получат даром. Правда, в порядке общей очереди.
  В литературе дружно топтали Марину Цветаеву, Анну Ахматову, и , не поверите, Сергея Есенина. Впрочем, именно тогда и возникла протестная волна чисто человеческой Поэзии. Первым, возможно, был Евгений Евтушенко, а затем Андрей Вознесенский, Булат Окуджава и, конечно, Роберт Рождественский. Владимир Семёнович Высоцкий вышел на подиум народных симпатий своим актёрско-гитарным путём.
Я сознательно не говорю о резком подъёме Женской -  кружевной и напевной Поэзии - только потому, что боюсь ошибиться в порядке появления их в читательском мире.
Титулованная поэзия испытывала заметный кризис. Хрущёв снизил интерес к боевым генералам - отправив их в колхозы, и было заметно давление на героическую военную поэзию.
Появившиеся журналы - "Юность", "Новый мир", "Иностранная литература" - пытались изменить общую диспозицию публикацией молодой и неожиданной прозы.
  Ведь "и в Космосе нужна ветка сирени". Примиряющая фраза для физиков и лириков должна была скрыть положение дел. Гуманитарии еле-еле сводили концы с концами. А физики ездили отдыхать в Крым на собственных авто.( Фильм "Три плюс два".
Впрочем, Кузня, кующая Мечи, нужна во все времена.)
  В школах по-прежнему Главным была оценка за Прилежание, то есть умение ходить строем.
На уроках иностранного языка изучали не Гёте, Оскара Уайльда или Вольтера, а топики - темы - "Моя мама учительница, а папа токарь. Когда я вырасту, то буду токарем тоже". Согласитесь - это не только поверхностно, но и убого.

   (Впрочем, умение своими руками сделать скворечник или табуретку, снять крышку с компа и перезапустить его, не тратя денег, я и сегодня ценю высоко.)

  Лавина литературного селя сошла, обнажив жизнеутверждающие произведения М.А.Булгакова.
 
  Возможно, потому, что Михаил Афанасьевич был увиден и высоко оценён Сталиным, Булгакова печатали и ставили, впрочем, далеко не всё, им написанное. Самым резонансным стал  роман "Мастер и Маргарита". Он был особенным во всех отношениях. Яркий, сочный, метафоричный, напоминал произведения Пабло Пикассо - выставки которого то тут, то там будоражили сознание.
  Оказывается, мир - это не только "Девушка с персиками" или "Чаепитие в Мытищах", а и "Девочка на шаре". А композитор Чайковский - не только Пётр, но и Борис.
  Земля круглая и очень маленькая  - доказывали и космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, и начавшая выходить Библиотека Всемирной Литературы.

В общем-то при всём разнообразии лиц, языков и - измов ЛЮДИ - very same - ОЧЕНЬ ПОХОЖИ.