Аряжская волость

Владимир Русин 2
НАХОДКА ПОД КРЫЛЬЦОМ

              Я учился в седьмом классе ,под крыльцом старого дома , в котором мы поселились в Аряже , он был напротив школы, я нашел полусгнивший ящик с ржавыми гвоздями и болтами , среди них были колокольчик с устройством для деревянной ручки  и  круглая печать  из сплава с медью, на рабочей части которой была гравировка «Аряжская волость» . Скорее всего колокольчик был предназначен для  председательствующего на собраниях для привлечения внимания присутствующих , а печать для оттисков на сургуче  на важных письмах и пакетах. Мое богатое воображение рисовало , как какой-то чиновник , похожий на  персонажей чеховских рассказов в синем форменном сюртуке  с орлами  на металлических пуговицах  ведет собрание , по его итогам скрепляет бумагу печатью на сургуче и отправляет ее в губернский город Пермь …….
         Аряж в те времена представлял большой административный  , духовный и  культурный сельский центр . По рассказам  соседей-старожилов Михаила Прокопьевича Булыгина и Аркадия Ильича Новикова  ,  которые я довольно часто слышал  , в Аряже было волостное правление , квартира земского начальника, министерское четырехклассное городское училище (потом переименовали в высшее начальное училище) , мужская и женская начальные школы,  две церкви:  одна кирпичная , другая деревянная , центральная телефонная станция , почтовое отделение , почтовая станция , участковая больница и ветеринарная лечебница , аптека , агрономический участок, страховой агент , библиотека –читальня. Были полицейские чины и винные лавки , пожарное депо.
          В селе было четыре магазина , одна булочная . В Аряже проводились  четыре   ярмарки в престольные праздники :  Благовещенская в начале апреля , Прокопьевская  во второй половине июля , Покровская в середине октября  и  Михайловская 21 ноября  , по четвергам  были базарные дни.
             Интересно вспомнить , как раньше люди общались между собой , когда не было развитой телефонной сети , да и письма -то не каждый мог прочесть : в каждой деревне праздновали свой престольный праздник ,в которую съезжались гости со всей округи , в Аряже это были Прокопьев ,  Покров , и  Михайлов дни , обычно после окончания полевых работ. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу ,пекли пироги и шаньги ,  готовили настойки , варили хмельное пиво , процесс изготовления которого я хорошо запомнил, наблюдая за работой своей бабушки : замачивали , проращивали зерна ржи на русской печи , потом их сушили и мололи , получался солод, из которого готовили сусло   в корчагах  в печи , перегоняли через льняное полотно в русленке (деревянное длинное корыто) , жидкость выстаивалась  в деревянных пивных кадках , для придания крепости туда помещали лепестки хмеля. Мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей , рубили дрова . В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь , где уже отзвонили к утрене.  У церкви к празднику строили базар , но заходить на него , идя на службу не полагалось . На утрене  в престольный праздник в церкви  набиралось много народа –«негде стать» , приходили по 2-3 человека от каждого двора . После утрени большинство шло на базар . Там мужчины покупали лакомства для гостей , а засватанные парни –гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов , конфет, подсолнухов . Женщины и молодежь просто бродили по базару.
             Именно в это время , в ожидании обедни , собирались группками недалеко от церкви  крестьяне , в основном  мужчины средних лет .  Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями . С благовестом к обедне разговоры прекращались . Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь , идти в церковь . К половине обедни часть народа начинала  выходить из церкви , это были обычно женщины , спешившие домой к приему гостей , и парни. После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод , а  мужчины постарше  поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости .
          Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем  , а дома его уже ждали человек 10-12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой . Вновь прибывший гость «молился на образа»,
затем здоровался за руку с хозяйкой , домочадцами и гостями  . Хозяин всех рассаживал , и начиналось угощенье . Не мелочились , гуляли по русски,  бывало гостили по неделе , особенно много было курьезов осенью, когда выпадал снег  приезжали в гости на санях , пока гуляли , снег таял , а нужно было ехать домой и приходилось запрягать хозяйские телеги..

ТОРГОВЛЯ

      В  Аряже  для ярмарок  ограждения церковного парка и больничного городка были  специально отодвинуты от красной черты улицы для образования площадей , были организованы места для коновязи. Ярмарка проходила два-три дня , торговали  с возов  , телеги с товарами выстраивались вдоль заборов по всему селу до моста речки Аряжка  (сейчас , почему-то , ее обозначили «Ручей») .
          У крестьян закупали масло , сало , яйца , мед , овчины , кожи , шерсть , тулвинские татара привозили мочальные кули , рогожи , корье .  Зерно скупали купцы  Трегубовы из деревни Трегубовка.
     Торговали сельхозинвентарем , сельхозмашинами . Торговые агенты предлагали швейные машинки «Зингер» , сепараторы , маслобойки.
        Популярность  Аряжских  ярмарок была обусловлена большим узлом трактов и проселочных дорог : Аряж – Барда, Крылово ,Оса , Аряж –Большая Уса , Елово ,  Аряж- Гондырь , Янаул ,Аряж –Бикбарда , Тауш , Рябки,  Чернушка  , Аряж – Каскасал, В.Сава. Торговцы съезжались со всей округи , были среди них «краснорядцы» с мануфактурой , книгоноши , привозившие настольные и отрывные календари , детские книги и лубочные картинки , были шапочники и торговцы обувью . Приезжали «кошатники» , продававшие посуду , лампы , ложки , серпы и литовки и покупавшие щетину , тушки мелких животных , отсюда и выражение «приехали чашки и ложки менять на кошки».
    Михаил Прокопьевич рассказывал , как они мальчишками крутились вокруг торгующих , вспоминал  , что было в продаже.
       С возов крестьяне продавали горшки , кринки , корчаги , детские свистульки , лопаты , корыта , кадушки , детские санки , коромысла , веретена , пряхи . Тут же продавали муку , крупу , толокно , горох , конопляное масло , овес . Торговали всем , на что был спрос . Рядились о цене , покупая корову , рядились за пуд муки , аршин ленты или ситец на рубаху . Без ряды и купить было не интересно. На базаре и ярмарке ряда была обязательна . Для многих ярмарка была не сколько торжищем , сколько зрелищем , развлечением , возможностью потолкаться на народе , посмотреть нет ли каких диковинок , прицениться к товару .
      

ЖИЗНЬ СЕЛА  И ДЕРЕВЕНЬ

          В Покровке жил пчеловод Аркадий Ильич Новиков, позднее он переехал в Аряж, поселился по соседству  с моими родителями.
        В те времена замалчивалось все хорошее, что было до 1917 года, считалось, что это был для России страшный сон. Поэтому всем, что сохранилось в моей памяти, я обязан Аркадию Ильичу.
          Всегда неторопливый и ненавязчивый  в своих суждениях, он нам с отцом говорил, что успех пчеловода прежде всего  в создании сильных семей, что семье к медосбору нужно накопить как можно больше пчел.
        Аркадий Ильич прожил долгую жизнь, вспоминал дореволюционную пору : как жили в  Федоровске  , где был винокуренный  завод (курить - гнать), владел имением купец  первой гильдии Чердынцев Алексей Федорович.
          Рассказывал о богатом крестьянине из Покровки, который занимался скупкой шкур крупного рогатого скота и держал несколько мельниц. Когда летом делали запруды ,  а  в это  время  запасы муки и зерна у всех были на исходе ,  собиралось много народа в надежде что-то заработать. Когда работа была выполнена, Тишкин Алексей  Николаевич,так звали благодетеля,  садился на берегу на пенек. В это время он был  одет в латаные-перелатаные одежды, на одной ноге стоптанный лапоть, на другой -  рваный башмак. Сидел, перекинув ногу на ногу, к  нему выстраивалась очередь за  заработанным.  В его глазах блестели крупные  слезы, вытащив из кармана небольшую горстку медных монет, он, неистово крестясь, всем своим видом показывал, что отдает последнее.
    Но русская душа все равно когда-то себя показывает, в зависимости от времени и ситуации, - комментировал умудренный жизнью Аркадий Ильич. 
В один из приездов в губернский город Пермь  Алексей Николаевич зашел в магазин, там его внимание привлекла недешевая  шапка, и он обратился к продавцу с просьбой: «Любезный, покажи сей убор». Получив ответ «Не по Сеньке шапка», Тишкин в ярости потребовал хозяина  и тут же купил  весь его магазин со всем содержимым, переплатив в запальчивости немалую сумму…
      
                О  Чердынцевых, владельцах Федоровских заводов, я знал не очень много, но при заготовке сена , коровы, телята, свиньи  в 70-80 годы прошлого века  в Аряже  были в каждой семье ,  особенно если работали коллективом, их обязательно вспоминали добрым словом. Вспоминали с юмором и шутками, и это передавалось от отца к сыну. До революции  ставили огромные зароды сена  для хозяйства купца, который в 1912 году организовал конный завод, ранее ввел многопольный севооборот и  купил заграничный молочный скот «Швидский». На заготовке сена работали жители многих близлежащих селений, в том числе и  Аряжа  и вот, как только  приближалась туча с грозой и дождем, появлялся Чердынцев на тройке с бубенцами, останавливался около работающих мужиков и баб со словами «а что, мужички, сверх оплаты ставлю ведро водки, если успеете сено убрать до дождя!». Ведром, конечно, все не заканчивалось!
           В конце каждого рабочего дня приезжал кассир и выплачивал деньги: мужчинам по полтиннику, женщинам по четвертаку.
      Сохранилась в памяти жителей и история  марта 1917 года , когда заводчик приказал вылить  все запасы спирта в реку Буй(винокурение было запрещено постановлением правительства на период войны 2 августа 1914 года) , как крестьяне пробивали проруби и черпали его внизу по течению .
        Позднее из других источников я узнал, что последние перед революцией десять лет  имением управлял от имени братьев и сестер Константин  Алексеевич. Константин Чердынцев прошел полный курс естественного отделения физико-математического факультета Московского  университета. После 1917-го и до 1923 года работал преподавателем агротехнического факультета Пермского университета.  Очень популярно и содержательно жизнь села Федоровского  изложена в рукописной книге «Виденное и пережитое»  Валериана  Николаевича  Ступишина ,  жившего в начале прошлого века  в имении Чердынцева. Ее  любезно мне предоставила для ознакомления  директор Куединского краеведческого музея Флюра Васильевна Мокерова.

               На нашей улице в Аряже жил и другой пчеловод – Булыгин Михаил Прокопьевич, участник войны, кавалер двух орденов солдатской славы, неоднократно раненый и контуженый. Родом он был из деревни Сургуч,  это рядом с деревнями Дубовая Гора и Суюрка, в  которые  в  1842-1848 годах были  переселены  жители  далекого Поволжья,  из сел Свияжского уезда Казанской губернии, люди с мягким акающим говором, резко отличающимся  от  говора местного населения, компактно разместившиеся в этих ранее лесистых местах. По рассказам аряжских старожилов,  то ли их продали,  то ли обменяли на борзых собак, говорили  даже, что они были проиграны в карты. Их так и звали  - «барские». Привезли их в лес, который нужно было корчевать для пашни, что  требовало много сил и времени. Малоземелье, а потом и полное отсутствие леса ставили их в зависимое положение от соседних помещиков. Кроме имения Чердынцева по соседству с ними находились земли имений Аносова (Бикбардинское) и лесные дачи барона фон Таубе. Поэтому самые энергичные и предприимчивые  ходили по деревням, расположенным  в окрестностях, предлагая услуги пимокатов, портных, скорняков.
По окончании полевых работ   портной и подшивалок , ходили , как правило, по двое  , с железным аршином и большими ножницами в руках, а у некоторых были и швейные машинки на санках  ,расходились сургучинцы по соседним деревням. Шили они простую крестьянскую одежду – тулупы, полушубки, зипуны. Работали и жили на дому, куда их приглашали. Хозяева кормили работников, а за труды  расплачивались  чаще всего зерном ,  деньги не у всех были.  Мастерство   накапливалось и передавалось из поколения в поколение, занимались этими ремеслами в основном мужчины. Их, я помню, называли «шешма»,  -  я не смог узнать его точного  происхождения ,скорее всего их называли по названию реки , протекающей в тех местах откуда их привезли , это можно увидеть  на  карте.
Михаил  Прокопьевич  Булыгин был прекрасным портным, наша семья неоднократно обращалась к нему  по вопросам пошива и ремонта одежды.  На краю деревни жил и другой портной и скорняк  - Булычев Алексей  Андриянович, тоже родом из Сургуча.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ и КУСТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

      В воспоминаниях  жителя Аряжа  Мальцева Павла Ивановича  подчеркивается ведущая роль волостного села в сельском хозяйстве , передовых начинаниях : « До коллективизации был введен семипольный севооборот с сохранением черного пара . Для этого все  перешли в отрубную систему без выхода  (земельные участки были отведены против дворового надела ) . Практически одна полоса против двора , сеяли немало сельхозкультур . Не было наемной рабочей силы . Трудились сами и успевали во всем. Земельные участки и сенокосные угодья наделялись строго по едокам . Желающих  «прихватить» земельки побольше не удавалось , да и в  аренду сдавать желающих не было. Поэтому жили материально на одном уровне . Несколько выделялись имеющие магазины , мельницы ,  пчеловоды . Ремесленники ,как правило, наделов не имели . Крестьяне имели  в основном по одной лошади , по одной корове , по 5-8 овец».
         В селе Аряж в 1892 году земским управлением был организован госсельсклад  прокатный пункт с отделениями в Б.Усе , Б.Гондыре , В.Саве . Имелся штатный агроном он-то и заведовал этими складами . Склады имели жнейки –самосброски марки «Мак- Кормик» , «Массей Гарисс», «Геркулес» , сенокосилки , конные грабли, сеялки сошниковые и дисковые , культиваторы , плуги , бороны «зигзаг» , сортировки «Приер» , «Триумф» для обмолота семян клевера , ручные металлические льномялки и прочий сельхозинвентарь.
       В развитии сельского хозяйства немалую роль сыграл владелец Федоровского завода Чердынцев Константин Алексеевич.
        Развито было и кустарное производство , в селе имелся кирпичный завод ,кожевня . красильня , солодовня , мельница , мыло-клееварня , свечное производство , два сапожника , два столяра они же стекольщики , портной , четыре кузницы , двое держали ямщину , маляр , он же обойщик, печник , трубочист , ассенизатор , фотограф, мясник, Производилась выпечка  булок  , кренделей , саек».
         

ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ

        Напротив нашего дома в Аряже  находилось предприятие по просмотру и ремонту пленок кинофильмов «Кинопрокат» , в котором работало более сорока человек . У многих моих одноклассников там работали родители , помню они приносили в школу  вырезанные , по решению цензуры , кадры из фильмов . Отвлекусь от темы , но это нужно помнить, мой отец , работая директором школы в то время  , частенько получал циркуляры из  районного отдела образования об изъятии той или иной книги из школьной библиотеки. Здание кинопроката было кирпичным  , это было одним из основных условий по пожарной безопасности такого типа заведения , так как в 50-60 годах  прошлого века кинопленка была очень огнеопасной . Как-то работник кинопроката,  этот случай я хорошо запомнил, Коновалов Владимир Александрович  пытался сжечь несколько рулонов кинопленки  на берегу речки , пленка вспыхнула , пламя стало угрожать рядом стоящим строениям . Коновалов столкнул жердью пленку в реку , она и в реке продолжала гореть , утонув , потом она всплывала и сама воспламенялась. Потому кинопрокат и разместили в кирпичном здании . В Аряжском кинопрокате просматривали и ремонтировали кинопленки для всего юга Пермской области , это районы Чайковский, Еловский , Бардымский , Чернушинский , Осинский, Октябрьский.В разное время директорами со дня основания в  1952 году ,  там работали Богданов Василий  Александрович,  Лыженков Валентин Алексеевич, Бобров Виталий Георгиевич,  Пименова Анна  Павловна. Интересен тот факт , что за полвека  его существования , а закрыли его в  2001 году , немалому числу работников было присвоено звание «Отличник кинематографии СССР» .
       Хотя это здание и находится  прямо напротив нашего дома (сейчас  у меня там  небольшая пасека), его разглядеть с дороги было сложно , рассмотреть мешали  разросшиеся высокие деревья , а во двор посторонних не пускали , но я  знал , что это кирпичное  здание бывшей церкви . Рядом находится церковный парк с вековыми липами и березами , где ранее располагалось кладбище для священнослужителей  и богатых прихожан , внесших большой вклад в строительство  и  содержание храма.
    До сих пор там сохранилась надгробная плита с фамилией Трегубова Андрея Гурьяновича, бывшего  владельца  кожевенного  и кирпичного  производства,  солодовни  в деревне  Трегубовка  , крупного скупщика зерна , похороненного  в марте 1911 года . А на месте захоронений до недавнего времени была волейбольная площадка ….

ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ

                Мне пришлось большую часть  жизни прожить в том веке , в одну эпоху , часть жизни в этом столетии в другую….  , недаром  лучшие умы древности говорили  :  « не дай вам Бог жить во времена перемен» .
        Во время моего детства и юности велась  настойчивая атеистическая пропаганда , мой отец был лектором в обществе «Знание» , в институте  я изучал Марксистко –Ленинскую философию , научный коммунизм , длительное время  был в  КПСС , одно время даже членом  Куединского  райкома партии , все это наложило отпечаток на мое сознание , поэтому я не считаю себя  верующим человеком. Убей меня Бог , но я не верю  руководителям всех рангов  моего возраста , когда они при людях неистово крестятся в церкви,  недаром их в народе называют «подсвечниками»  и перевертышами. Любовь и вера в Бога  прививается с детства ….! А для этого нужно восстановить церковь как социальный институт , богослужения проводить не наездами , когда они превращаются просто в красивый спектакль , в каждом храме должен быть свой священник , живущий чаяниями и нуждами сельчан.
                Мне в жизни посчастливилось повстречаться с таким деревенским пастырем Сюткиным  Павлом  Кузьмичем  , в моей памяти навсегда сохранился его светлый образ.
            Учась в Сарапуле, я каждый день проходил мимо церкви на Гудке, но так и не удосужился туда зайти.  Первый раз я был в  действующей церкви, когда учился в институте в Москве. Она находится  рядом  с метро «Сокол», я услышал колокольный звон, по его звуку нашел храм, это была  православная церковь «Всех Святых». За пять лет  учебы я часто туда заходил, с интересом разглядывал  богатое убранство, слушал хор певчих, наблюдал прохождение богослужений, покупал маленькие недорогие иконки и крестики. Когда получил диплом, купил перед входом в церковь  Библию за 90 рублей, в то время это были немалые деньги.  Книга эта сейчас в моей библиотеке.
Меня  в одно время стали интересовать вопросы религии, чаще и чаще  приходили  мысли о посещении  Буевской   церкви. Случилось это в начале  80-х годов, у меня уже была семья,  росли дети.
Сейчас уже точно не помню, что мною двигало, но в один из субботних зимних выходных дней  я рано утром в пять часов  отправился пешком в Буй. Было не холодно, минус  5-6 градусов, шел небольшой снежок. И вот  я прошел эти 22 километра. За время, что был в пути, в голове моей роилось много мыслей, о многом передумал. Успел как раз к открытию церкви. В храме начиналась неторопливая жизнь. Здесь находилось несколько старушек весьма преклонного возраста, одна из них продавала свечи, иконки. Я купил несколько свечек, стал их ставить, при этом начал креститься, но услышал недовольное шиканье: «крестится не умеет». Присмотревшись к молящимся , я понял, что крест надо класть справа налево, а не как я - слева направо.
        Потом появился священник в золоченых одеждах, расшитых крестами,  началось богослужение с  проникновенным песнопением небольшого хора, в которое исполнители вкладывали все свое  умение  и любовь… Я был поражен бесхитростностью и красотой исполнения! По окончании  службы  все подходили и целовали крест-распятие в руках священника, каждому он давал небольшие просвирки. Все было очень торжественно и чудно.
       После ко мне подошла одна немолодая женщина и очень тактично, с располагающей улыбкой  участливо спросила: «Что Вас сюда привело, у  Вас что-то случилось?». Я что-то ей невразумительное ответил, так как и сам не знал, для чего я пришел в этот храм!
          После богослужения священник Сюткин Павел Кузьмич (фамилию, имя и отчество я узнал намного позднее) обратился ко всем с простыми словами. Я всего не помню, но его фраза «Надо в сердце с Богом жить» запомнилась мне навсегда. Так просто редко кто умеет говорить, для этого надо обладать огромной внутренней силой и убежденностью. А служил он в церкви с 1965 года до своей смерти, умер  6 ноября  1996 года.
Ему довелось служить в самое страшное для церкви время. Помню, мой отец, работая директором школы, вел атеистическую пропаганду среди населения, на эту тему выпускалась уйма  литературы, до сих пор в  моей библиотеке, доставшейся от отца, куча таких книг. Доподлинно знаю, что батюшку Сюткина Павла Кузьмича обязывали вести журнал, отмечать, кто к нему приезжал за «требами». Информация немедленно отправлялась в райком партии  - секретарю Порцеву и зав. отделом агитации и пропаганды Головкову. В 1979 году мои родители отправили почтовый  конвертик с землей с могилы прабабушки  Екатерины Игнатьевны в Буй для отпевания (когда она была жива, то очень об этом просила), так за это моего отца хотели с треском выгнать с работы…
А что значило служить в это время для Павла Кузьмича? Ему власти даже не разрешали выезжать из села. В 1967 году отца Павла за слишком усердные труды лишили регистрации на право служения на год! Много находилось подлецов на пути отца Павла к радостям пастырского служения.  Сохранилось несколько рассказов как над ним издевались власть имущие. Глумились и просто вороватые нелюди  , я  прекрасно помню одного из них  -  Василия Копытова родом  из Лайги, который ограбил Павла Кузьмича. По возрасту он на год или два старше моего отца, когда мне было лет шесть-семь,  мы даже  гостили у него в Перми, в Балатово. Тогда в областном городе шло большое строительство жилья  – возводили «хрущевки». Когда я был в армии, он ограбил Павла Кузьмича и угрожал ему убийством. Потом часто сидел в тюрьме, часто сбегал оттуда, скитался летом по лесам, раза два, по словам отца, ночью бывал у него в Аряже. Про ограбление  священника плел какую-то чушь. При этом руки у него были золотые - прекрасный столяр, он делал изумительной красоты деревянные шкатулки…

       Своим добродушием и кротким нравом снискал отец Павел огромную любовь и уважение жителей всего района. Моя жена Татьяна вспоминает: когда он приходил выписывать дрова для отопления церкви, то всегда напоминал, что нужно сучки и ветви от деревьев тоже отметить в лесном билете и принять за это деньги. Настолько он натерпелся от властей, столько пережил всяческих придирок и унижений…
После страшной трагедии на Куединском нефтепромысле в июле 1997 года , когда я выполз из рухнувшего здания , многие мои приятели и родственники утверждали, что я остался жив благодаря этому моему посещению храма, который в народе ласково называют «Пустынька».

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ , ВОЗРОЖДЕНИЕ

      История села  Аряж  неразрывно связана с историей его церкви . Благодаря  многим неравнодушным  к своей истории  жителями села собраны воспоминания старожилов , восстановлены  его памятные даты. Особенно большой вклад внесли педагоги и ученики Аряжской школы.
      Поселение известно как деревня с 1816 года . Селом стало в  1836 году , когда здесь был освящен теплый придел Богородице- Казанской деревянной  церкви . Здание Богородице – Скорбящей каменной церкви построено в 1871 году.
     Сохранились в записях многие имена священнослужителей церкви , в которой молились и совершали обряды  жители 66 окрестных сел и деревень , храм был центром духовной жизни немалой  части юга  Пермской губернии. По сохранившимся фотографиям храм был необычайно красив , шпиль его колокольни взмывал в небо , по рассказам , малиновый звон колоколов растекался на большое расстояние кругом. Храм и сейчас стоит в своем величии , напоминая о своем былом великолепии.
     Богослужения в церкви проходили с 1836 года по 1936 год. Закрытие храмов началось еще с весны 1929 года , причем оформлялось все привычно – по просьбе трудящихся ...
     Безбожной власти необходимо было искоренить в людях саму мысль о святынях .  Создавались комсомольские дружины , которые разгоняли верующих , скидывали колокола , разбивали их на куски , увозили на переплавку , рушили купола , стаскивали с них кресты , сжигали святые иконы , намоленные тысячами прихожан . Рассказывают , что по фрескам в куполе храма стреляли из винтовок…Деревянную церковь раскатали и увезли для строительства здания райисполкома в Куеду . Сейчас даже многие бывшие комсомольцы с сожалением и чувством раскаяния вспоминают о тех безумных деяниях..
     Мне рассказывает  бывший  житель  Аряжа Петухов Владимир Маркелович как они в пятидесятых годах громили на комсомольских  субботниках церковь в Федоровске , там они обнаружили могилу жены священнослужителя , один из них взял  золотой крест из захоронения , так потом все , у кого он  побывал  умерли от болезней , мне возразят –страшилка , но Владимир Маркелович перечислил всех умерших по фамилиям  , сознание того , что они совершили тяжкий грех привело их к болезни , вспомните про пуговицу из гроба Гоголя..
      После закрытия храм отдали под склад для хранения зерна , хотели сделать тракторную мастерскую , но что-то не срослось , благодаря чему  он сохранился . Я не зря начал разговор о церкви с кинопроката . Богу было угодно определить его в этом здании в годы лихолетья , благодаря постоянной температуре  нужной для кинопленки  хорошо сохранились росписи на стенах и куполах , которые сколько не забеливали , все равно появлялись сквозь известку . Да и работники кино бережно относились к  каменному зданию .
     После ликвидации кинопроката в 2001 году было принято решение восстановить православный храм в Аряже.
         Не так-то просто было добиться этого решения , на здание претендовали несколько учреждений , но инициативная группа , в которую вошли работник редакции районной газеты  Ольга Демидовна  Кустова , уважаемая жительница  Куеды  Евдокия Ивановна Максимова , Антонина Ивановна Ильиных учительница  химии  и биологии  Аряжской школы, родившаяся и выросшая  в Аряже и многие другие  организовали сход в селе , собрали не одну сотню  подписей , писали несколько  обращений , немало обили порогов в высоких кабинетах для того , чтобы это постановление было подписано.
                С детства вид используемого не по назначению храма вызывал удивление у людей . В памяти старожилов уже начали стираться воспоминания о том времени , когда люди ходили в этот храм молиться, просить Бога о помощи , венчаться и радоваться.
      Воспитание в советское время в духе безбожия наложило отпечаток на всех людей . Храм воспринимался как что-то непонятное и ненужное человеку , без которого можно замечательно прожить . Но время лечит . И наступает понимание того , что в жизни помимо материального должно быть что-то большее и важное . А когда начинаешь делать такое простое , но важное дело , то оказывается , что у тебя есть единомышленники , которые разделяют  твои  мысли и тоже хотят , чтобы их дети и внуки и правнуки верили в Бога , ходили в церковь и стали хорошими людьми . И таких людей становится все больше и больше , и то , что казалось невероятно сложным  в начале , с каждым днем обретает свои контуры.  Аряжские жители с большим удовлетворением приняли это решение , в селе очень многие приняли участие в его восстановлении ,  убирали кирпичные перегородки , увозили мусор , в умах и сердцах царило воодушевление. На восстановление  по дворам собирали денежные средства , люди несли , кто сколько может. Большую помощь оказал уроженец села Аряж знаменитый спортсмен  Шестаков Владимир  , на его деньги  установлен купол и перекрыта крыша , длительное время содержал штат кочегарки.
        В храме реставрировали неплохо сохранившиеся настенные и купольные росписи по библейским сюжетам.
          Постепенно храм наполнился святыми иконами . К великой радости прихожан сохранилась святыня церкви –икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» , в честь которой и назван храм , икона говорит , что Богородица способна всех защитить , помочь каждому.
         Она сохранилась просто чудом , когда привезенные наемники ( у своих руки на это не поднимались) выбрасывали из окон церковную утварь , в полыхающий костер бросали иконы высотой в человеческий рост , ее незаметно унесли , долгое время  хранилась в семье Надуяловых  в Покровке .Сохранились  иконы святого архангела  Михаила и нашего святого воина Георгия Победоносца , которые вытащили  из костра  , на  них   остались следы огня . Сейчас это самые почитаемые святыни храма   .   
       Антонина Ивановна с единомышленниками  прилагают  очень много сил , энергии,  отдают  все свое время для возрождения храма.   Ведут большую  просветительскую работу  по духовному воспитанию детей , проводят с ними  в церкви воскресные уроки .
      Оживший в 2002 году храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» работает , еженедельно проходят службы , совершаются обряды крещения , венчания , отпевания.
 (От автора : это было мною написано несколько лет назад , с тех пор мое отношение к религии, особенно к русской Церкви, очень резко изменилось , но я не счел нужным все переписывать.)

КУЛЬТУРА СЕЛА
 
                Аряж жил в начале того века не только насыщенной духовной жизнью , но и на высоком уровне находилась культура. В селе работало немало педагогов с высшим образованием , врачей , священников , агрономов , жили провизоры , телефонисты . Священники по третий  класс преподавали в школе закон божий , пение . Безусловно , все эти люди по долгу службы и в культурной жизни села да и в окружающих  населенных пунктах пользовались авторитетом и заслуженным уважением . Вели большую просветительскую работу  и население воспринимало это с  большим вниманием и благодарностью. Просветительская деятельность оказывала позитивное  влияние  на крестьян , с увеличением числа грамотных у крестьян  появляется возможность выписывать газеты , из которых они узнавали сельскохозяйственные новости , новые экономически более выгодные методы ведения хозяйства . Грамотные крестьяне могли проводить на своих полях опыты , приобретать новую технику.
         По моему глубокому убеждению , современные информационные технологии разобщают людей . Подходишь к группе людей , вроде бы они общаются между собой , но видишь : один уткнулся в дисплей модного гаджета , общаясь в соцсетях , другой оживленно беседует по телефону , третий отрешился от мира , заткнув уши наушниками , четвертый торопливо набирает смс. Можно только гадать , что будет через лет пять-шесть?
        Но живое человеческое общение не заменишь ничем ,  в конце 19 , начале 20 веков в Аряже сельчане жили многими общими интересами : ставили спектакли , пели в хоре , молодежь летом водила хороводы , устраивали игры , зимой собирались на  посиделках .                Из воспоминаний Мальцева Павла Ивановича , жителя Аряжа :
                «В селе с конца 90-х годов (1890-х) ставили спектакли,
пьесы Островского «Бедность не порок», «Гроза», «Пес» и др. Гоголя «Ревизор». М Горького «На дне». Постановщик , режиссер и он же исполнитель главных ролей был Третьяков К.П. Писал декорации и гримером артистов был Попов И.С. В спектаклях участвовала почти вся интеллигенция, принимало участие и население , особенно в массовых сценах и мизансценах. А мы молодежь исполняли роли занавесчиков, осветителей сцены, подсвечивали сцены из- за кулис лампами, их заправляли керосином, создавали гром из листового железа, свистели соловьем на водяных свистульках и т.д.
Для постановки спектаклей из школы выносили парты, раскрывали полотна, заменяющие стену между классов, заносили из склада декорации, сцену, скамьи, галерку. После спектакля все убиралось на свои места. А так же по селу собирали костюмы, одежду, столы, самовары, койки, короче говоря полный реквизит и все возвращалось. Во всех этих делах участвовали «мужички» все им доверяли, энтузиазма у них было с избытком. Ничего им не мешало ни дождь, ни снег, ни стужа. За что они получали бесплатную контрамарку на генеральную репетицию спектакля, а также приглашались на чаепитие с артистами. Часть денег выделялась из выручки. Вся выручка шла на приобретение грима.
Большой хор , руководимый Кашинцевым А.А. пел в церкви, давал светские концерты в школе. В хоре участвовали имеющие голос и музыкальный слух . Пели представители интеллигенции , крестьяне Аряжа , Покровки , Губан . Так из Губан пела семья Рябова Ивана Васильевича с сыном Всеволодом и дочерью Валентиной. В репертуаре были произведения П.И.Чайковского , А.А.Архангельского , Д.С.Борнянского».
             Церковные и учебные заведения считались «святыми местами ». Пьянство , хулиганство , воровство , леность людей пресекались сходом- собранием вплоть до выселения . Даже император не имел права отменить решение схода , им отменялась только казнь» .
         25 февраля 1912 года была открыта сельская библиотека , в 1913 году ей выделили отдельное здание  .  Была открыта музейная комната  , в  библиотеке торговали книгами , выписывались журналы .

     О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ  и ЖИЛЬЕ

   У Михаила Прокопьевича была пословица : «Что потопаешь , то и полопаешь»  , он вспоминал  , что крестьянин кормился от трудов своих , состав пищи определялся , что вырастили в поле и огороде. Покупные яства в деревне были редкостью . Пища отличалась простотой , еще ее называли грубой , так как требовала минимум времени на приготовление . Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и повседневная еда была   однообразной . Только в праздничные дни,  когда у хозяйки  было достаточно времени , на столе появлялись иные блюда . Селяне были непритязательны в еде , и поэтому все рецепты для ее разнообразия воспринимались как излишество . Аркадий Ильич вспоминал , что  что повседневная  пища как для богатых  , так  и бедных  крестьян составляло  «варево» (щи) или суп . Известная поговорка «Щи да каша – пища наша»  верно отражала обыденного содержания еды жителей деревни. По скоромным дням эти кушанья заправляли свиным салом , по постным дням – конопляным  маслом  . В Петровский пост  Аряжские  крестьяне ели «муру» или тюрю  из хлеба , воды и масла , кваса . Праздничная пища отличалась    тем ,что ее лучше приправляли  , то же самое «варево» готовили с мясом  , кашу на молоке , а  в самые торжественные дни жарили картофель с мясом . В большие храмовые праздники крестьяне варили студень , холодец из ног и потрохов , пекли пироги и блины.
      Редкостью  на крестьянском столе был пшеничный хлеб , пшеничная мука мало использовалась  в обиходе , разве , что в  покупаемых сайках , булках , кренделях. Была поговорка «Белый хлеб для белого тела» .  В основном в рационе была рожь , греча , ячмень ,горох.   
    Повседневным напитком у крестьян была вода , в летнюю пору готовили квас  ,    повсеместно  было распространено чаепитие , чай пили  из самоваров.  Из воспоминаний старожилов  я  узнал   , что до войны 1914 года в наших селах не имели понятия о самогоноварении , способ его получения привезли демобилизованные солдаты Первой мировой войны   , рассказывали как , не зная законов физики,  старались его получить , испытывая при этом много неудач..
     Семейная трапеза в селе производилась по раз заведенному порядку .  По воспоминаниям Аркадия Ильича : « Когда садились  обедать и ужинать , то все по начину хозяина начинали молиться Богу , за тем уже садились  за стол . Вперед хозяина никто ни одно кушанье не может начинать . Иначе попадет ложкой по лбу , хотя это был и взрослый , после еды все вставали  и молились  Богу» .
   Изба была традиционным жилищем . Для крестьянина  строительство дома  это важный этап в его жизни , непременный атрибут  обретения им статуса домохозяина . Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода . Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помочи . Село было застроено в основном деревянными : четырех , пяти , шестистенными домами , соединенными вдоль улицы глухими заборами , в которых  имелись встроенные въездные ворота и калитки . А дворы обстроены амбарами , завознями , хлевами , навесами , что создавало почти глухой двор . Все строения крыты тесом . Бани были вынесены за пределы дворов . На оконных проемах домов имелись наличники и ставни , что придавало им определенное «архитектурное» украшение тех времен . В селе было 16 двухэтажных домов , шесть домов и зданий кирпичной кладки.

ПАМЯТЬ ПЛОЩАДИ

     Много событий  помнят площади перед церковью и больницей , Михаил Прокопьевич мне рассказывал , как отсюда уходили на фронт Первой мировой войны . Как летом 1917 года была проведена манифестация всей волости с иконами за полную победу над германцем. Как в феврале 1918 года в Аряж прибыл отряд красногвардейцев из Осы и волостная земская управа была распущена и избран волостной совет рабочих , крестьянских и солдатских депутатов . Как  приходили в Аряж  сообщения  об  ожесточенных  боях  между красными и белыми , которые проходили  совсем рядом в деревне Дубовая Гора…
       Так жили в начале прошлого века в Аряжской волости   Осинского уезда ,  в которую входили деревни Губаны , Куеда, Барановка,Урталга,Трегубовка, Горка,Сандияк, Арей, Ведровка, Гарюшка,Красный Яр, Кармала , Малая Тапья, Малая Тапьюшка , Верх-Аряж, Маркидоновка, Федоровский завод, Сургуч, Дубовая Гора,Искильда, Суюрка, Вашутина, Новая Натальина , Чикаши,Кибай,Потураевка , Покровка.  Из 27 населенных пунктов в 13  сейчас уже давно никто не живет.
           Отшумели знаменитые Аряжские ярмарки и базары , изменила свой облик и торговая площадь , остались кирпичные здания и старые липы в церковном парке , молчаливые свидетели прошлого , да память , которая не должна угаснуть.
      А колокольчик и печать Аряжской волости я вместе со старинными монетами и  ассигнациями , которые собрали мои одноклассники под руководством нашей классной руководительницы Башковой Антониды Васильевны ,поместил в настенный стенд со стеклом , который долгое время висел в коридоре школы , было мне тогда 14 лет…