Роботы наступают и могут переломать ребра

Инна Цурикова
Наиболее деловой подход к роботизации в Германии. Вернее, не к самой роботизации, а к информации об этом явлении.
Немецкие инженера и статистики храбро заявляют о реалиях, идущих поперек идеологических установок.
Например, фирма Volkswagen обнаружила, что совместная работа робота и человека эффективнее и выгоднее, чем просто робота. И  выгода от такой организации составила 85%. Проценты - вещь лукавая, иногда трудно понять что с чем сравнивается; думаю, что немецкие инженеры просто признали необходимость (вполне очевидную) обслуживания роботов живыми сотрудниками.

Это сотрудничество опасно для людей. И конкретная информация о степени риска исходит опять же от немецких автомобилестроителей. Приводится даже статистика!

http://ohrana-bgd.ru/bgdproiz/bgdproiz1_25.html . Цитата:
//Анализ ситуаций, связанных с несчастными случаями, на роботизированных предприятиях Германии показывает, что персонал, обслуживающий промышленный робот, попадает в опасные или критические ситуации не реже одного раза в три дня, а одному несчастному случаю предшествуют в среднем от 40 до 50 таких ситуаций.//


//Основными видами травм здесь являются травмы пальцев (33%), рук (19%), головы (16%), спины (11%), плеч (6%), ног (6%), шеи (3%), челюстные (3%), перелом ребер (3%). Наибольшую опасность представляют травмы головы, которые, как правило, требуют более длительного лечения.// (увы, не всегда лечение возможно....)


//Установлено, что наиболее травмоопасной ситуацией является прямой контакт человек-машина, когда человек выполняет такие операции, как перепрограммирование, наладку, ремонт, установку, снятие инструмента, монтаж, смазку или чистку.//

Приводится также перечень причин несчастных случаев. Особо выделю две из них:


непредусмотренные движения исполнительных устройств промышленных роботов при наладке, ремонте, во время обучения и исполнения управляющей программы;

внезапный отказ в работе промышленного робота или технологического оборудования, совместно с которым он работает.

Что значит - непредусмотренные движения и внезапные отказы? Почему они случаются?

Случаются они в связи с тем, что при усложнении технической системы экпоненциально возрастает вероятность неисправности какого-нибудь элемента. Чем сложнее устройство, тем выше вероятность КАКОГО-НИБУДЬ отказа. В какой-то подсистеме. В какой - дело случая.

Когда автомобиль с автопилотом влетел под большегрузный автомобиль, сотрудники фирмы TESLA  сообщили, что в программном обеспечении все в порядке. Думаю, что в процессорах всех сумасшедших роботов, убивших людей, тоже полный порядок. Процессор вообще - "сильное звено", его ресурс очень большой.

Но команды от процессора должны дойти до двигателей. И электропитание должно поступить в нужное время. И здесь возможны варианты. Провода, кабели, электрические контакты - куда менее надежны, чем процессоры. Отказ каждого провода имеет малую вероятность. Отказ КАКОГО-НИБУДЬ из сотен имеет большую вероятность.

Значит ли это что роботы не нужны, что они не уменьшают опасность труда?

Пожалуй, можно произнести знаменитую фразу: не все так однозначно. Производство - вещь опасная. Травмы и смертельные случаи на заводах были всегда. Роботы не только создают дополнительную опасность, зачастую они избавляют людей от травмирующей работы. Роботы незаменимы при выполнении функций в агрессивных средах, при экстремальных температурах, повышенной радиации.

А вот робот хирург... ну это другая тема. Когда-нибудь стоит поинтересоваться этой интересной областью деятельности. Например, в статье "Роботы хирурги тоже ошибаются" http://www.proza.ru/2019/08/28/414