de omnibus dubitandum 119. 34

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.34. И СТАЛ ОН ГРЕЗИТЬ НОВОЙ РАСОЙ…

    Военному совету недоставало теоретика, специалиста по уставам, реформам, докладам. Парский вспомнил о генерале А.А. Балтийском [Балтийский Александр Алексеевич — генерал-майор]. Бюрократ pur sang [Чистокровный (от фр. pur-sang — чистокровная лошадь)], секретарь Сухомлинова, посвященный во все комбинации бывшего военного министра, профессор Николаевской академии, председатель всевозможных воинских комиссий, Балтийский быстрым опытным взглядом оценил положение: народу много, но друг друга боятся и что делать не знают.

    Нужно придать делу стержень, перейти из области психологических неприятных чувствований в область успокаивающей знакомой и милой терминологии. Балтийский предложил Лейбе Бронштейну (Троцкому) изготовить проект организации нового органа, который, по идее автора, смог бы свершить реформу округов, где в штабах заседали кочегары крейсеров и слесаря с обуховских заводов.

    Параллельно с созданием этой высшей военной инспекции Балтийский принялся за общую переработку всего воинского устава.

    Остро чувствуя подозрительность нового патрона, Балтийский пустился на провокацию. Начал с эсерства.

    «Полагал бы полезным принять за основу работ проекты устава, разработанные особой комиссией при временном правительстве…».

    И Лейба Бронштейн (Троцкий), поддаваясь на удочку, мгновенно вспыхнул: «Нет уж, пожалуйста, бросьте этот бред!».

    «Тогда воинский устав Гучкова, не унимался профессор - в том виде, как его приняла III Дума? [Александр Иванович Гучков (1862–1936), лидер и председатель Центрального комитета партии «Союз 17 Октября», в Государственной Думе III созыва возглавлял фракцию октябристов и был сначала председателем думской комиссии по обороне, а с марта 1910 г. по март 1911 г. занимал пост Председателя Думы; в 1917 г. — министр военных и морских сил Временного правительства, после корниловского мятежа арестован, но по распоряжению Керенского выпущен; накануне Октябрьской революции выехал из Петрограда — сначала на Северный Кавказ, а затем, весной 1919 г., в Европу]».

    «И это ни к черту. Так мы смогли расшатать буржуазную армию. Для железных батальонов пролетариата нужен железный устав!..».

    Балтийский откланялся и, посмеиваясь в реденькие усы, своим мелким бисерно-женским почерком составил проект, полный еще Аракчеевских [Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834) — русский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807); в 1808–1810 гг. занимал пост военного министра, с 1810 г. был председателем Департамента военных дел Государственного Совета] отрыжек.

    В красной армии имеются палки, порка, практикуется расстрел за неисполнение приказания. Если б при Керенском подобный проект рискнул бы предложить революционнейший унтер, его бы разорвали на клочки.

    В большевиках же с первой минуты заговорила какая-то бессознательная практичность, которая не всегда бывает даже у таких циников, как Ленин.

    Генерал Лебедев [Лебедев Павел Павлович (1872–1933) — окончил Николаевскую академию Генерального штаба в 1900 г., во время Первой мировой войны генерал-майор, начальник штаба 3-й армии, с 1918 г. в Красной армии — начальник Мобилизационного управления Всероссийского главного штаба (1918–1919), начальник штаба (апрель-июнь 1919) и командующий (июль 1919) Восточным фронтом, начальник Полевого штаба Республики и штаба РККА (1919–1924), с марта 1923 г. по февраль 1924 г. член РВС СССР; в 1922–1924 гг. также был начальником Военной академии; в 1924–1925 гг. состоял для особо важных поручений при РВС СССР, в 1924–1928 гг. начальник штаба и помощник командующего войсками Украинского военного округа] — друг и протеже Балтийского (дедка за репку, бабка за дедку!..) — обратился к Лейбе Бронштейну (Троцкому) с просьбой воскресить журнал «Русский Инвалид [«Русский Инвалид» — так называлась газета, издававшаяся в Петербурге в 1813–1917 гг. (с 1816 г. ежедневно); подзаголовки несколько раз менялись: в 1816–1847 гг. «Русский Инвалид, или Военные Ведомости», в 1857–1861 гг. «Русский Инвалид: Газета военная, литературная и политическая»; в 1862–1863 гг. «Русский Инвалид: Военные Ведомости; Официальная газета Военного Министерства» и т.д.; с 1869 г. орган Генерального штаба]», редактором которого он был в течение нескольких лет.
   
    Журнал обязывался выработать идеологию красного офицера и пропагандировать спортивные ферейны в духе коммунистического развития юношей.

    Доблестный редактор составил компиляцию из двух десятков немецких брошюрок, заменив слова «Германия» и «Империя» зловещими «Р.С.Ф.С.Р.»… Во всем остальном он остался верен генералу Бернгарди [Бернгарди Фридрих фон (1849–1930) — германский военачальник, генерал от кавалерии, автор трудов по военному искусству, среди которых «Элементы современной войны» (1898), «Развитие германского вермахта» (1898), «Германия и будущая война» (1912)] и адмиралу Тирпицу [Альфред фон Тирпиц (нем. Tirpitz, Alfred von) (1849 - 1930), германский военно - морской деятель, гросс-адмирал, командующий флотом. В 1892 году капитан Тирпиц вошёл в состав штаба флота, а в 1895 году получил звание контр-адмирал. Способствовал принятию первого закона о военно-морском флоте, предусматривавшего увеличение его мощи и приведшего к гонке вооружений в этой области, участниками которой были Германия и Англия В 1907 году приступил к воплощению широкой программы строительства военных кораблей класса дредноутов. Во время 1-й мировой войны широко использовал подводные лодки], которые, таким образом, становились учителями коммунизма.

    Впечатлительную душу южанина Лейбы Бронштейна (Троцкого) проект Лебедева привел в полный восторг. Договорив то, чего и не думал Лебедев, Троцкий стал грезить новой расой, искусственным подбором и пр. переложением своих стародавних Венских лекций [Лейба Бронштейн (Троцкий) жил в Вене с 1907 г.] на Московский лад.

    Лебедеву немедленно был вручен первый аванс на издание журнала (в размере около 150 тысяч); ему же было передано образование «всевоенобуча» и организация «юков» (юных коммунистов). Еще через год Лебедев играл видную роль в реввоенсовете.

    Одним махом вместе с Балтийским и Лебедевым была искушена еще одна генеральская душа — Сытин П.П. [Сытин Павел Павлович (1870–1938) — генерал, в Первую мировую войну командовал бригадой и дивизией. Предатель Сытин увлекался бутафорией «железных обхватов на юге» (Жизнь. — № 19. —15(28) мая. — С. 1; подпись: Д. Денисов)].

    С этой фамилией большевикам вообще везло. Сытиных у них оказалось два {В газетном варианте при рассказе о Сытине следует авторская сноска: "Сытин, Иван Павлович, бывший дежурный ген. штаба Румынского фронта и затем эксперт мирной делегации Раковского, затем бежавший в Добровольческую армию, сначала там разжалованный, а потом восстановленный в чине, — и большевистский командующий 10-ю Восточною группой войск — тоже генерал Сытин — не одно и то же лицо. Это родные братья" (№ 218.— 18 февраля. — С. 2)}: один — бывший дежурный генерал Румынского фронта и эксперт мирной делегации Раковского [Раковский Христиан Георгиевич (Станчев Крыстю; 1873–1941) — увлекся марксизмом в 1889 г., был близок к группе «Освобождение труда», с 1905 г. один из руководителей румынской социал-демократии, во время Первой мировой войны интернационалист; после Октябрьской революции стал членом РСДРП(б), в 1918 г. был уполномоченным Совнаркома РСФСР по Югу России, в апреле-сентябре возглавлял делегацию РСФСР на переговорах с Центральной радой и правительством П.П. Скоропадского, являлся председателем Временного революционного правительства Украины, с января 1919 г. по июль 1923 г. председатель Совнаркома и нарком иностранных дел Украины; в 1922–1923 гг. член советской делегации на Генуэзской и Лозанской конференциях, с июля 1923 г. заместитель наркома иностранных дел, полпред в Великобритании, в 1925–1927 гг. — во Франции; в дальнейшем занимал различные партийные и государственные посты] в Киеве — не выдержал и бежал в Добрармию; другой же Сытин (будущий командующий юго-восточной группой советских войск) состоит на красной службе и по сей день.
   
    Подобно Гутору (см. фото), и он — личный враг Деникина. Окончив с Деникиным академию в одном выпуске, П.П. Сытин почитал себя оскорбленным своим подчиненным положением. Ему хотелось доказать всему миру свои гениальные способности, и он рвался прямо в бой.

    «Посмотрим теперь, каковы таланты Деникина Антона!» — самодовольно сказал новый главковерх, прибыв на юг, в свою новую ставку (станция Лиски, Юго-Вост. ж. д.). Таланты Деникина Антона оказались довольно значительны; одержав временный успех над казаками Краснова [Краснов Петр Николаевич (1869–1947) — с 1889 г. хорунжий Лейб-гвардии Атаманского полка, с 1907 г. есаул, с 1910 г. полковник, командир 1-го Сибирского казачьего полка; Первую мировую войну начал командиром 10-го Донского казачьего полка, затем получил чин генерал-майора, командовал бригадой, дивизией, в 1917 г. с 10 июня начальник 1-й Кубанской дивизии, с 26 августа - командир 3-го конного корпуса; пробыв несколько дней под арестом после неудачного похода с Керенским на Петроград в конце октября, бежал на Дон, 3 мая 1918 г. Кругом Спасения Дона был избран Донским атаманом, восстановил Донскую армию и к 27 июля 1918 г. установил контроль над Областью Войска Донского; в феврале 1919 г. подал в отставку] у Воронежа и на Донце, Сытин потерпел полное поражение в столкновениях с Добровольческой армией.

    Рядом с ним на Украине действовали с таким же переменным успехом Гутор и Клембовский. При Сытине комиссаром и ширмой был Егорьев [Егорьев (Егоров) Александр Ильич (1883–1939) — в Первую мировую войну командовал ротой и батальоном 132-го пехотного Бендерского полка, был произведен в полковники в ноябре 1917 г., до лета 1918 г. примыкал к левым эсерам, в 1918 г. председатель Центропленбежа, комиссар Всероссийского главного штаба и председатель Высшей аттестационной комиссии по отбору офицеров в Красную армию; с октября 1918 г. командовал 9-й армией, с декабря 10-й, с июля 1919 г. 14-й, с октября войсками Южного, а в 1920 г. Юго-Западного фронтов, с апреля 1921 г. командующий Петроградским военным округом, с февраля 1922 г. Кавказской Краснознаменной армией, с мая 1924 г. войсками Украины и Крыма, в 1925–1926 гг. был военным атташе в Китае; в дальнейшем: с 1927 г. командующий войсками Белорусского военного округа, в 1931–1935 гг. начальник штаба РККА, Маршал Советского Союза (1935), в 1935–1937 гг. начальник Генштаба, в 1937–1938 гг. первый заместитель наркома обороны СССР, в 1938 г. командующий войсками Закавказского военного округа], при Гуторе — Ворошилов [Ворошилов Климент Ефремович (1881–1969) — член РСДРП с 1903 г.; в 1917 г. председатель Луганского совета рабочих депутатов, с марта 1918 г. командир Луганского 1-го социалистического партизанского отряда, затем командующий 5-й украинской армией, во время обороны Царицына весной 1919 г. командовал 10-й армией, затем 14-й армией, с ноября 1919 г. член РВС 1-й конной армии, в 1921 г. командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, с мая 1924 г. командующий войсками Московского военного округа, член РВС СССР, с 1925 г. нарком по военным и морским делам и председатель РВС СССР, с 1934 г. нарком обороны СССР, Маршал Советского Союза (1935), с 1940 г. заместитель председателя СНК СССР, в 1953–1960 гг. председатель Президиума Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза (1956, 1968) и Герой Социалистического Труда (1960)].