Первая любовь

Диана Свердловская
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ. ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА

2000 год

Стоя у зеркала в прихожей Алсу расчесывала свои длинные волнистые волосы светло-каштанового цвета. Девятилетний сын, в это время наблюдавший за ней, восторженно воскликнул:
- Мамочка, ты такая красивая!
- Спасибо, солнышко! Ты настоящий джентльмен!
Алсу, присев на корточки, притянула мальчика к себе, обняла, поцеловала в щечку.
Из кухни появилась немолодая женщина в фартуке и в платке, завязанном концами назад. Гузель Фаритовна готовила суп с домашней лапшой специально к приходу в гости дочери и младшего внука.
- Алсу, я хотела с тобой поговорить!  – обратилась она к дочери, - Марсель, поди порисуй в комнате дедушки. Он купил тебе новый альбом с фломастерами! – Парнишка с радостью вприпрыжку побежал в кабинет деда. - Доченька, вчера у нас был гость из Ташкента…
- Кто? – удивилась девушка.
- Азиз…
- Азиз? – Алсу сделала круглые глаза. – И где он сейчас?
- Улетел в Москву по делам… В Казани был проездом. Оказывается, у него свой бизнес… Оставил тебе подарок. - Гузель Фаритовна протянула дочери конверт. – Ты только мужу ничего не рассказывай, иначе будет скандал…

Алсу распечатала пакетик, заглянула внутрь, достала свернутую записку и несколько 100-долларовых купюр. Развернув бумагу, от которой слегка пахнуло дорогим мужским парфюмом, девушка бегло прочитала: «Здравствуй, девочка моей юности! Жаль, что не удалось встретиться. Я буквально на пару часов заглянул к твоим родителям, но ни тебя, ни Роберта Газизовича не застал. Гузель Фаритовна сказала, что ты с мужем и детьми уехала отдыхать на юг. Не стал ничего покупать тебе в подарок, решил, что ты сама выберешь… С того времени, как мы с тобой расстались, прошло более 20 лет, но я ни на миг не зыбывал о тебе. А ведь тогда твой скорый отъезд из Ташкента мне объяснила твоя мама. Она сказала, что в Казани тебя ждал жених и просила не разрушать ваши отношения… Надеюсь, ты счастлива»
- Почему ты ему сказала неправду? – обратилась Алсу к матери.
- Доченька, у него семья, и у тебя муж, дети. Зачем ворошить прошлое?
- Мама, ты всю жизнь за меня принимаешь решения…

ххх

1979 год

Восемнадцатилетняя Алсу прилетела в Ташкент с родителями в гости к своей тете, маминой сестре. Альбина Фаритовна после окончания вуза в Казани познакомилась с молодым человеком из Узбекистана и после свадьбы уехала жить на родину мужа. Сестры ежегодно встречались в Татарстане, но в этот раз Гузель Фаритовна решила всей семьей приехать к родным в гости. «Да и Алсу посмотрит город, ведь она ни разу не была там,» - размышляла женщина.

ххх

Ташкент встретил наших героев сорокоградусной жарой. Но это нисколечко не омрачило представление Алсу о сказочном Востоке, знакомом ей только по книгам и фильмам. Тетя с мужем и детьми жили в роскошном доме с садом.
- Как я рада, что вы, наконец-то, приехали к нам, - приговаривала она ловко стряпая манты. – Сейчас поужинаем, а когда спадет жара, посидим в саду на топчане за чашечкой зеленого чая.
Гузель Фаритовна с Робертом Газизовичем в это время строили планы на все дни отдыха в узбекской столице: погулять по городу, заехать к племяннику, съездить к дяде, побывать на восточном базаре…
- А еще я обещал навестить своего бывшего ученика. Он живет в центре города. Поедем к нему все вместе! Он будет нам очень рад! - предложил Роберт Газизович.

ххх

Марс Каримович, один из лучших выпускников Роберта Газизовича, со своей красавицей женой и с девятнадцатилетним сыном Азизом жили в огромной квартире с террасой. Сам хозяин был преподавателем одного из вузов, супруга работала там же, а сын учился на третьем курсе. Узнав о том, что Роберт Газизович в Ташкенте, он незамедлительно позвонил и пригласил своего учителя в гости. К их приходу Зухра Анваровна, его супруга, приготовила плов. Перед тем, как подать блюдо, предложила освежающий зеленый чай.

- Какая у вас дочь красавица, Роберт Газизович! – с восхищением отметил Марс Каримович. – Надо будет познакомить ее с Азизом! Я думаю, им будет интересно пообщаться! Зухра, а где наш сын? – обратился он к жене.
- Обещал к ужину быть!
Молодой человек долго ждать себя не заставил. Как только вошел в гостиную, мать тут же засуетилась: принесла большое керамическое блюдо с пловом, тарелочки, вилки. Юноша вежливо поздоровался с гостями, сел за стол, оценивающе посмотрел на Алсу, улыбнулся:
- А я в Казани ни разу не был!
- Алсу тоже в Ташкенте впервые!- тут же ответил Марс Каримович. – Покушайте и покажи девушке город.
- Согласен! – обрадовался молодой человек. – А девушка не против?
- Конечно, нет! – ответил за нее Роберт Газизович. Гузель Фаритовна с упреком взглянула на мужа, но промолчала.
После горячего чая Азиз встал со своего места, поблагодарил маму поцелуем, подошел к девушке, протянул руку:
- Пойдем! Я прокачу тебя по ночному Ташкенту!

Алсу смущенно подняла глаза на молодого человека, перевела вопросительный взгляд на маму.
- Идите! Только пожалуйста осторожно! – сказала та.
- Не переживайте, Гузель Фаритовна! Верну вашу дочь в целости и сохранности!
В лифте молодые люди разговорились.
- Где ты учишься? – поинтересовался Азиз.
- В университете на филфаке.
- Будущая училка?
- Нет, я не хочу быть учительницей. Просто, очень люблю литературу…
- А ты?
- Я… Буду руководить производством.

Выйдя из подъезда, молодой человек подошел к черной «Волге», распахнул перед девушкой дверь, жестом предложил сесть. Стараясь не выдавать волнение, Алсу сдержанно поблагодарила его и села в мягкое кожаное кресло.
- Машина моя! – с гордостью сказал он. - Папа на совершеннолетие подарил.
Алсу с восхищением осмотрела салон автомобиля:
- Красивая! – вынесла вердикт она, широко улыбнувшись.
- Согласен! – ответил Азиз, повернув ключ в замке зажигания.
Ночной Ташкент не разочаровал девушку. Наоборот, она была восхищена его восточным колоритом. Любуясь в окна автомобиля архитектурой проплывающих мимо зданий, девушка тихонечко пропела:
- «Сияй Ташкент, сияй Ташкент – звезда Востока, столица дружбы и тепла…»
- У тебя красивый голос! – сделал комплимент Азиз. - Музыке училась?
Алсу смутилась.
- Спасибо! Музыкальную школу закончила…
- А почему не продолжила музыкальное образование?
- Не захотела… Музыка - это очень тяжелый труд… Но для себя посидеть за фортепиано люблю…
- Сейчас мы заглянем в кафе. Там – мои друзья. Я познакомлю тебя с ними. Это очень хорошие ребята и девчонки. Мы учимся в одной группе…

Кафе, расположившееся на одной из центральных улиц города, зазывающе сияло своими разноцветными огнями. Из помещения звучала восточная музыка. Компания молодых людей, сидящая в самом конце зала, пытаясь перекричать громкие звуки карная и друг друга, что-то бурно обсуждала. Когда Азиз с девушкой подошли к столу, все притихли.
- Это Алсу! Гостья из Казани, - представил спутницу Азиз.
Один из парней с восхищением присвистнул.
- Подбери слюньки! – обратился к нему Азиз. - Ну, что решили по поводу завтрашнего дня?
- Летим утренним рейсом! – ответила одна из сидящих за столом девушек. - Вечером – обратно!
- Отлично! Алсу, ты летишь с нами!
- Куда? – удивилась она.
- В Самарканд!
- Ой! – воскликнула девушка от радости. - Только, я не знаю, отпустят ли меня мои родители!
- Отпустят! – сказал уверенно Азиз. – Решение этого вопроса беру на себя! Это сказочный город! Там уцелели почти все памятники архитектуры времен Тамерлана. Тебе понравится!

ххх

Перелет из Ташкента в Самарканд занял около 45 минут. Алсу за все время полета не проронила ни слова. Она с интересом слушала рассказ Азиза об истории одного из древнейших городов мира.
- В XIV веке город стал столицей огромной империи Тамерлана и династии Тимуридов. Там большое количество медресе. В город были приглашены ученые, и он стал одним из центров науки не только Востока, но и всего мира…
- Ты так много знаешь о Самарканде! А почему именно сегодня вы решили побывать там?
- Это родной город моего папы… Когда была жива бабушка, летние каникулы я всегда проводил у нее. Там я знаю каждую улочку. А летим мы сегодня в Самарканд всего лишь с одной целью – показать город гостье из Татарстана.
Алсу с удивлением и недоверием посмотрела на собеседника.
- Шутишь?
- Нет! Я решил сделать тебе сюрприз! А если бы я прилетел в Казань, неужели ты не подготовила бы подарок для меня?

ххх

Регистан, древняя усыпальница Тамерлана, мечеть и мавзолей Биби-Ханым, Сиабский базар, обсерватория Улугбека... У Алсу от избытка информации и эмоций аж голова закружилась. Гуляя по городу, она представляла себя восточной принцессой, обходящей свои владения. Когда их шумная толпа выходила с территории ансамбля мавзолеев самаркандской знати Шахи-Зинда, навстречу попалась группа англоговорящих туристов во главе с экскурсоводом, которая указав рукой на молодых людей с гордостью на английском сказала:
- Это наша молодежь, будущее Узбекистана!
- Ну, вот! Теперь и ты стала представительницей молодого поколения нашей республики! – подмигнув, улыбнулся Азиз.
Алсу весело рассмеялась.
День прошел незаметно. К вечеру ребята, быстро перекусив в одном из кафе, едва успели на обратный рейс в Ташкент.
- Спасибо тебе, Азиз, за такой роскошный подарок! – поблагодарила своего друга Алсу уже в салоне лайнера. – Мне никогда и никто еще не делал таких сюрпризов! И друзья у тебя замечательные!
- Какие твои годы! – усмехнулся он в ответ, доставая из кармана шоколадку. – Попьем чайку! Налетай!

ххх

На следующее утро телефонный звонок Азиза заставил Гузель Фаритовну поволноваться:
- Алсу, что это за звонки?
- Мама, мы с Азизом договорились сходить в кино. Там сегодня «Мстителя» показывают!
- Ты снова с ним проведешь вечер? Что это за встречи? Меня это тревожит…
- Дорогая, пусть общается! - вмешался в разговор папа. - Марс сказал, что сын его – порядочный и воспитанный молодой человек, и нашу дочь он точно не обидит! - А мы сегодня примем моего бывшего ученика вместе с женой в гости!

ххх

- Я не успел купить билеты! – сказал Азиз, когда молодые люди уже подъезжали к кинотеатру.  - Если мы сегодня не попадем на сеанс, ты сильно огорчишься?
- Конечно, нет! – рассмеялась Алсу, - можно будет погулять тогда в каком-нибудь парке!
Опасения молодого человека, к его сожалению, оправдались: билетов на ближайший сеанс и следующий не было. Тогда Азиз, чтобы как-то загладить свою вину, пошел к стойке за мороженым. Алсу тем временем подошла ко входу в зрительный зал, заглянула в него. Молодой человек, проверяющий билеты, поинтересовался, кого она потеряла. Девушка ответила, что расстроена из-за того, что не попала в кино.
- Проходи! - пригласил он ее жестом в зал. Алсу ушам своим не поверила и захлопала глазами от удивления. - Ну же, давай быстрее! Или я закрываю двери!

- Но я не одна! С другом! – очнулась она.
- Зови и его, я вас посажу!
Когда ребята сели на внесенные специально для них стулья, Азиз шепотом поинтересовался:
- Что ты ему сказала?
- Сказала, что расстроилась! – непонимающе пожав плечами, ответила девушка.
- И все??? Ты ему явно понравилась… С этого дня в кино буду ходить только с тобой! – пошутил он.

ххх

Тем временем в доме Альбины Фаритовны шел серьезный разговор.
- Роберт Газизович! Оставь дочь! Мы ее выучим! За каждую ножку по «Волге» дам! Азиз полюбил ее и сделает вашу дочь счастливой! Я обещаю!
- Ну, я... подумаю! – весело шутил в ответ Роберт Газизович, искоса поглядывая на жену.
Гузель Фаритовна, глядя с упреком на мужа, ворчала:
- Вот ведь… мужчины… Чуть стоит выпить, и уже готов дочь свою продать… Нет, Марс, замуж ей еще рано… Пусть образование сначала получит, а потом посмотрим…

ххх

- Завтра ты улетаешь домой! – заявила Гузель Фаритовна, как только дочь вернулась. – А мы с папой остаемся.
- Почему? – удивилась Алсу.
 – Так надо…
Девушка вопросительно посмотрела на папу, потом на свою тетю… Но ни от отца, ни от Альбины Фаритовны ответа не получила.
- С утра я схожу за билетом, а ты в это время соберешь свой чемодан! А сейчас ложись спать! – приказным тоном в голосе сказала мама и ушла в спальню.

ххх

- Азиз! Я, думаю, ты должен знать: Алсу сегодня улетает домой! - почти шепотом сказала в телефонную трубку Альбина Фаритовна, как только услышала на том конце провода голос молодого человека.
- Почему? Что случилось?  – с тревогой спросил он.
- Потом поговорим… Скоро подъедет такси. Приезжай проститься в аэропорт. Только Гузель Фаритовне на глаза не показывайся!
- Спасибо, Альбина Фаритовна! Я буду!

ххх

Пройдя регистрацию, Алсу со слезами на глазах подошла к тете, обняла ее, поблагодарила за гостеприимство.
- Очень жаль, дорогая, что ты так скоро уезжаешь, - начала шепотом она. - Мне так и не удалось уговорить твою маму. У нее какой-то панический страх потерять тебя. Не спеши уходить в зону досмотра… сейчас должен подъехать Азиз… - предупредила она и добавила уже громче, – До свидания, моя хорошая! Приезжай к нам еще!
- Долетишь, сразу дай телеграмму! – напомнила Гузель Фаритовна. – Мы с папой вернемся через недельки две. Веди себя прилично! Будь умницей!
- Хорошо, мамочка…

Как только женщины скрылись за дверью аэровокзала, Алсу глазами стала искать Азиза. Молодой человек, оказывается, стоял чуть поодаль и все это время наблюдал за ними. 
- Алсу, ну, как так? – в сердцах обратился он к ней. – Почему?
- Я не знаю, Азиз… Мне мои родители не стали даже объяснять… депортировали практически принудительно, - с грустью в голосе пошутила она.
Но Азиз даже не улыбнулся.
- Может останешься? – с надеждой в голосе предложил он.
- Нет, Азиз! Я так не могу…

Глубоко вздохнув, он снял с себя серебряную цепочку с кулоном в виде полумесяца, повесил на ее тонкую шею, притянул к себе, обнял…
У Алсу на глаза навернулись слезы, которые медленным ручьем стали стекать по щекам и падать крупными каплями на рубашку молодого человека.
- Прости меня, девочка моя, что я не смог ничего сделать для того, чтобы ты не плакала… слишком мало времени было у меня… Но я сделаю все, чтобы ты вернулась… Веришь мне?
- Да! - шепотом ответила она.
Вручив девушке пакет с какой-то коробкой, Азиз взял ее за руку…
- Мне пора, - тихо сказала она.
Смахнув слезы тыльной стороной руки, Алсу направилась к двери зоны досмотра. И только в салоне самолета, придя в себя, она вспомнила о пакете. Вынув коробку, осмотрела ее со всех сторон. Это были конфеты. На обложке коробки – до боли знакомые голубые купола Шахи-Зинда. Алсу улыбнулась. Воспоминания о Самарканде грели душу и, пока она летела, представляла, как снова вернется в Ташкент, где ждала ее первая любовь…

ххх

2000 год

- Алсу, что сегодня с тобой происходит? Молчишь целый день…
- Все в порядке, дорогой, немного голова болит...
- Может таблетку примешь?
- Нет, это пройдет! - улыбнулась она и с нежностью посмотрела на мужа. «Какое счастье, что со мной по жизни заботливый, любящий человек, - думала Алсу. - А первая любовь… она, конечно, незабываема… И даже спустя два десятилетия мысли о ней приводят к трепету и волнению…»

Иллюстрация Надежды Беляевой специально для рассказа "Первая любовь. Восточная сказка"

Справка

Беляева Надежда Александровна

Художник, дизайнер, иллюстратор, преподаватель по декоративно-прикладному искусству. Призер конкурса молодых дизайнеров "Московский дебют". Образование получила в ГБПОУ "Первый Московский Образовательный Комплекс", факультет дизайна.

Этот рассказ был переведен на башкирский язык журналистом Гулшат Кунафиной в журнале "Агидель" (http://proza.ru/2022/12/20/1135).

Мои любимые читатели! Почитайте и другой мой рассказ: http://proza.ru/2019/07/22/50