Азиатские евреи

Ильясаф Азарьев
 
Посвящая своему другу, Якубову Адаму.

Во время моего участие, в качестве международного наблюдателя, на выборах в Законодательную Палату Парламента Узбекистана, мне пришлось экспромтом выступить перед студентами аграрного университета Ташкента. Я сказал им: узбекский народ имеет все основания гордиться своей историей и выдающимися предками, внесшими неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Сегодня от вас зависит будущее вашей страны, пойдёт ли Узбекистан по пути демократии и создания свободного общества, или останется на обочине мировой истории. От вас, сегодняшних студентов, зависит укрепление политической и экономической независимости Узбекистана, повышение авторитета государства на международной арене, сохранение в стране мира и стабильности. От вас - передовой молодёжи страны, зависит проведение в жизнь широкомасштабных реформ и возможность граждан Узбекистана достойно жить и работать в своей стране.

Кто бы мог подумать 15 лет назад, что большинство иммигрантов из средней Азии в США, будут узбеки. В течение последних десяти лет, ежегодно свыше 1000 молодых людей из Узбекистана оседают в Америке, в основном в Нью-Йорке, создав там мощную экономическую диаспору.  Большинство из них задействованы в сфере малого и среднего бизнеса и довольно успешны. Мой друг, Адам, который живет в Нью-Йорке и уже считает себя стопроцентным американцем, высказал удивительную осведомленность о жизни современных узбеков Нью-Йорка.

«Обрати внимание, - сказал он мне, — мы сидим с тобой в узбекском ресторане Бруклина и это один из лучших кошерных заведений». Сюда на плов приезжают гурманы со всех концов Нью-Йорка. Затем продолжил с нескрываемым удивлением и восторгом, - а ведь ресторану всего-то несколько месяцев. «Понимаешь, - сказал он чуть погодя, — узбеки приезжают в штаты готовыми американцами с великолепным английским языком и профессиональной подготовкой». А нам, горским евреям, было очень трудно вписаться в реальную американскую действительность.

В Америке, - продолжал, Адам, - огромные возможности, но здесь крайне сложно стать успешным иммигрантом. Но эти парни из Узбекистана, просто играючи, делают бизнес тут, ничего не боятся, как будто, работают без конкурентов и у них всё получается. Как видно, не зря узбеков называли "азиатскими евреями", они молодцы, - восторженно отзывался он о своих новых соотечественниках.

Пододвинув тарелку с пловом к себе под руку, он засучив рукава, кончиками пальцев правой руки зачерпывал плов и полученную горсть плова клал в рот, заедая отдельно долькой жаренного чеснока. Заметив мой вопросительный взгляд, он торжественно сказал: "Даже в Нью-Йорке, плов надо есть только руками". Задержав на секунду руку с плотно зажатыми пальцами возле рта, видимо, Адам хотел сказать, что-то ещё очень существенное, он не заметил, как тонкие струйки масла медленно стекали вниз по его руке. Он проворно, левой рукой быстро прошелся снизу вверх, убрав масло невозмутимо продолжил свою трапезу. Представь себе, - не успокаивался Адам, - узбеки строят себе особняки в самых престижных и дорогих районах Бруклина.

Вдоволь наевшись, Адам слегка приподнял кисти рук до уровня груди, и в туже секунду, как по мановению волшебного жезла, возле него оказался официант с хрустальной вазой в которой плавали кусочки льда и лимона. Вытирая белоснежным полотенцем пальцы рук, он посмотрел на меня задумчиво, и как бы самого себя спросил: ну ладно, мы евреи, уехали с чужой страны, а почему эти парни перебрались сюда с края отцов. Они такой работой смогли бы и в Ташкенте припеваючи жить.

Ты знаешь, - попытался я возразить Адаму. Мы не осознаем до конца значение и силу свободы мысли и жизнедеятельности человека. Люди разные, но все и везде думают одинаковыми категориями счастья, вне зависимости от того, где родились и продолжают жить. Несмотря на то, что экономика Узбекистана устойчиво растет в последние годы, бедность не уменьшается. В результате этого и происходит массовая трудовая миграция молодежи, в Россию, Казахстан, Европу даже в США. И это результат деятельности одного человека, бывшего Президента страны. Он сломал дух и ослабил силу воли народа, тем самым низвел его до положения рабов. Как нация интеллектуалов, предпринимателей, деловых людей и выдающихся хлопкоробов, стала основным поставщиком дешёвой рабочей силы на постсоветском пространстве?

На границе Казахстана с Россией стоял узбекский автобус, наполненный людьми. Эта история надолго вписалась в мою память, и сейчас в Нью-Йорке, в чудном узбекском ресторане, я рассказывал её моему другу. Попивая медленно с наслаждением зелёный узбекский чай, Адам, заинтересованно не перебивая слушал. Я продолжил рассказ истории, невольным свидетелем которого я оказался.

Пассажиры автобуса: мужчины и женщины терпеливо ждали решения пограничников, ещё чуть-чуть и они на территории России, где надеются найти себе достойную работу, которая позволит им содержать своих родных и близких в Узбекистане. Пожелав им счастливого пути, мы двинулись в Казахстан по своим делам. Какого же было наше изумление, когда, возвращаясь через два дня в Россию мы увидели на границе тот же самый автобус, на том же самом месте, и с теми же самыми людьми, изможденными, оскорбленными, безропотно ожидающими своей участи. Парализованная воля, страх и тревога в сознании большой группы людей не позволило им восстать против произвола и решить, возникшую из ничего проблему. 

Сегодня узбеки в России и в Казахстане выполняют самую неквалифицированную, низкооплачиваемую и грязную работу, тяжелую физически и опасную по своему содержанию. Они проживают в неуютных и непригодных для проживания жилищах, и никому до них нет дела. Адам внимательно и вежливо слушал меня, размышляя об услышанном, а я продолжал свое повествование. Мы с тобой, как и узбеки восточные люди, обладаем одинаковым менталитетом: у нас схожие обычаи и традиции и духовно мы близки. Мог бы ты себе представить 15-20 лет назад, что узбечки пойдут на панель? - мой риторический вопрос завис в воздухе, Адам молчал, а я продолжал. В Москве и Питере, да и во многих городах России действуют публичные дома, где работают только девушки из Узбекистана.

Уже по дороге домой, Адам задал мне один, единственный вопрос, - чтобы ты сказал новому Президенту Узбекистана, если бы у тебя была такая возможность? Отпусти народ свой, узбеки мудрые люди, они сами, без покровителей, найдут свою дорогу к счастью, - ответил я ему так же коротко, и обязательно рассказал бы Президенту старую еврейскую притчу о родном доме.