Величие Курбан-байрама. Часть 1

Руслан Исаев
          Курбан (жертвоприношение) было предписано Аллахом как одно из средств приближения к Нему (арабское слово КУРБА означает ПРИБЛИЖЕНИЕ), а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрагима (мир ему). Подобный акт жертвоприношения является неотъемлемым атрибутом многих религий.
          Например, христиане свято верят в то, что Всевышний принес в жертву Своего единородного сына, Иисуса, чтобы он своей кровью искупил грехи всего человечества.
          Не менее яркий пример принесения жертвы можно обнаружить в индуизме – Верховная божественная личность, Кришна, пришел на Землю Сам, и принес Себя в жертву, будучи убитым копьем охотника, для того, чтобы научить людей любви к Богу.
           Чем дальше от нашего времени в прошлое, тем более жестоки и кровопролитнее были жертвы, приносимые для приближения к Всевышнему.
            Религия Ибрахима ознаменовала собой переход от многобожия и язычества к чистому единобожию, и это отличие от предыдущих верований выразилось, в том числе, отказом от жестоких человеческих жертвоприношений. Интересен  способ, которым Всевышний даровал человечеству эту Свою Милость. Аллах послал Своему пророку Ибрахиму, основоположнику аврааматических религий, множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрагиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрагиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрагим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.             
          Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:
          А когда же он [Исмаил] достиг (такого возраста) чтобы (уже) (ходить и) работать вместе с ним [наравне с отцом], он [пророк Ибрахим] сказал (ему) (однажды): «О, сынок мой! Поистине, я вижу во сне (откровение), что закалываю тебя в жертву, и посмотри же, что ты думаешь». Он [Исмаил] сказал (чтобы обрести довольство своего Господа и желая помочь отцу исполнить его обязанность перед Аллахом): «О, отец мой! Делай, что тебе повелено (Аллахом); (и) ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, из (числа) терпеливых».
          И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаил] предались (Аллаху) и (тогда Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю, чтобы принести его в жертву), и (в этот момент) Мы воззвали [обратились] к нему (в тот трудный для него момент, когда он уже прикоснулся ножом к шее своего сына): «О, Ибрахим, (остановись)! Ты уже выполнил (то, что тебе было повелено) и (уже в действительности) увидел истинность сна». (И Аллах Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху.) Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельным! Поистине, это [принесение в жертву собственного сына] – явное испытание. (37:102-106).
          Вы только задумайтесь! У многих из вас есть дети. Представьте, как вы укладываете своего ребенка на бок и режете ему горло! Способны ли вы на это? Я думаю, что нет. Такой силой веры в Бога обладают только лучшие из людей – пророки.
           Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал курбан как часть шариата (закона религии) нашего отца Ибрагима (мир ему) (Тирмизи, 883) и его сунну (Маджма аз-Заваид, 5593).
          Ибрагиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрагима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, - касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.
          Помимо милости Аллаха, выразившейся в отказе от человеческих жертвоприношений, для человечества, благо обретают и сами животные, принесенные в жертву – они попадают в Рай, тем самым обретая вечное существование в Садах блаженства!