Величайшее из блаженств

Банчик Леонид
Величайшее из блаженств
Леонид Банчик

Блажен, кому отпущены грехи.
Блажен, чьи беззакония покрыты.
Когда молчал я, от Твоей руки
лежал все дни, стенанием убитый.

Но я открыл Тебе свой грех, Господь,
не утаил я тяжесть преступленья.
И Ты простил меня, исчезла скорбь.
Взамен Ты дал мне радость избавленья.

Ты мой покров, охрана от невзгод.
Дорога к Богу нынче мне открылась.
Ждёт нечестивых горестный исход,
покаявшихся окружает милость.

Царь Давид назвал 31-й Псалом «маскиль» - «просвещение», «вразумление», «инструкция». Когда в 18 веке в еврейской среде возникло стремление стать образованными людьми, то его назвали Хаскала (однокоренное с «маскиль»). Во многом благодаря Хаскале евреи стали крупными специалистами в самых разных областях. Только это было светское просвещение, а Слово Божие вразумляет нас духовными истинами. За какие грехи Господь вразумил Давида? За прелюбодеяние с Вирсавией и убийство Урии. После обвинения пророка Нафана Давид покаялся, сочинил невероятно красивый Псалом 50, а 31-й Псалом, вероятно, был написан по прошествии какого-то времени после покаяния. Здесь Давид делает важнейшие выводы как для себя самого, так и для каждого верующего человека.
«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31 1-2).
Эти стихи частично цитирует апостол Павел в Рим. 4:7-8 как доказательство того, что вера во Христа вменяется людям в праведность, и это является величайшим благословением Божьим.
«Покрытие» на иврите «кисуй». Сегодня в Израиле говорят «чек бли кисуй» (чек без покрытия), когда нечестный человек расплачивается чеком, не имея в банке достаточно средств. А у неверующих людей грехи без покрытия. Корень этого слова – «кис» (карман). Лишь один владелец кармана знает, что он туда положил. Остальные могут только догадываться. Так и с грехом. О многих наших беззакониях знаем только мы сами, но их не скроешь от Бога. Наше искреннее покаяние и вера в Спасителя – единственный путь к отпущению грехов. Причём отпускает их не католический и не православный священник, а сам Господь.
Всего лишь в двух стихах Давид употребляет сразу три ивритских слова, обозначающих грех: хэта, пэша и авон. Возможно, он это делает, чтобы не было у людей никаких отговорок. Наверняка вам приходилось слышать, что, дескать, грех – это действительно преступление перед Богом, а вот согрешение – это мелочь, за которую следует только ласково пожурить. На самом деле, какое бы слово мы не использовали, все они означают преступление против Того, кто так милостив к нам.
Когда-то я охранял крупную международную выставку промышленных товаров в Тель-Авиве. Билеты были дорогие, но, тем не менее, в кассы выстраивалась большая очередь. Я стоял на служебном входе. Если бы вы только знали, сколько людей пыталось проникнуть через этот вход без билета! Какие только причины они не выдумывали! Я никого не пропускал, но одному человеку всё-таки удалось меня обмануть. Он просто умолял, что ему нужно срочно передать пакет сотруднику выставки и через пять минут он вернётся. Возвратился он через три часа, хитро улыбнулся мне и сказал: «Ну, ты же в Израиле живёшь».
Люди лукавые есть повсюду, не только в Израиле.  Лукавство в той или иной степени присутствует в каждом человеке. Кто из нас ни разу в жизни не солгал или не схитрил? Почему же тогда Давид пишет о блаженстве тех, в чьём духе нет лукавства? Потому что мы не имеем права быть лукавыми ни перед Богом, ни перед людьми! Мы обязаны открывать Господу все наши помыслы и проступки. В противном случае происходит то, что описано в следующих стихах:
«Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс. 31 3-4).
Вот к чему приводит упрямство, молчание, нежелание покаяться в своём грехе. Начинаешь себя уговаривать: «Так поступают многие, не один только я. Бог добрый, он меня простит». Бог действительно добрый, но не по отношению к греху. Он справедливо наказывает за грех, причём наказание может осуществиться как в духовной сфере человека, так и в физической. «Шеага» - точнее не «стенание», а «крик», «вопль», как в мессианском пророчестве: «Далеки от спасения моего слова вопля моего» (Пс. 21:2). Каждодневный крик часто вырывается у людей наружу не только от физической боли, но и в состоянии духовной тесноты. Исчезновение свежести – состояние, когда ничего не хочется делать, а лишь лежать и занимать себя мыслями о собственных проблемах. Обветшание костей – физический недуг, который также приковывает к постели.
Как видим, разрушающее действие непокаянного греха распространяется по всем направлениям. И царь Давид пребывал в таком состоянии в течение целого года, пока к нему не пришёл пророк Нафан! Почему же он молчал? Почему, бывает, и мы молчим? Потому что тяжело признать свою неправоту, даже если понимаешь, что Господь наказывает тебя за нежелание раскаяться. Грех должен вызывать в христианине чувство стыда перед Богом и людьми, и тогда Дух Святой приведёт его к покаянию. В противном случае нас ожидают сплошные проблемы. А что происходит после покаяния?
«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс. 31:5-6).
Казалось бы, всё так просто: открыл свой грех Господу, покаялся, и Он снял твою вину, но каким долгим и мучительным бывает этот путь. «Во время благопотребное» буквально «во время, когда Ты найден» (от «лимцо» - «найти»). Только тогда мы становимся на путь праведности, когда отвергаем мирских идолов и когда Христос «найден» после длительных поисков.  А если нет покаяния, то человеку грозит «разлитие многих вод» - самые различные бедствия «бли кисуй», без Божьего покрытия.
«Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31:7-8).
«Сэтэр» - тайник, укрытие. Несколько лет назад я посетил в голландском городе Харлем дом, где Корри тен Бом и её родные прятали евреев от фашистов. Это было незабываемое впечатление в моей жизни. Как обрадовалась пожилая хранительница музея приходу христианина из Израиля! Она повела меня наверх в комнату с фальшивой стеной, за которой в полной темноте недвижимо стояли во время обысков несчастные люди, и предложила мне постоять в этом убежище, но там было так страшно… И в этом тайнике за время войны были спасены около 800 человек! Они прятались в темноте, кто-то из них познал истину в Иисусе Христе, а верующим людям  Господь  даёт  убежище, озарённое Его неиссякаемым Светом!
Иной раз можно услышать: «Меня Святой Дух никогда не предупреждает. Я часто грешу и только потом понимаю, что совершил греховный поступок». Это неправда! Такая позиция – типичная попытка самооправдания. Сказано совершенно ясно: «Буду руководить тебя», а в более точном переводе: «Буду советовать тебе». Советуют не после того, как дело сделано, а до того. В Исаии 9:6 Мессия назван Чудным Советником, нужно только всегда следовать Его советам.
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем» (Пс. 31:9-11).
Человек, упрямо нежелающий признать свой грех, открыть его перед Богом, сравнивается с несмышлёным лошаком (помесью лошади и осла). Не самое приятное, но заслуженное сравнение. «Лошаков» ожидает множество скорбей, а верных Господу – Его великая милость, хесед. Писание называет верующих праведниками (хасидами). Это слово стало самоназванием  многочисленного движения в ортодоксальном иудаизме. Но называть себя хасидами – не значит быть хасидами в Библейском понимании. Римский сотник, стоявший у креста «…прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник» (Лук. 23:47). Наш Спаситель – истинный хасид, и познавшие Его правые сердцем восторжествуют, когда Он вернётся на землю, потому что Иисус – наш Господь, дающий нам величайшее из блаженств: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха».