Муха в темных очках на рабочем столе

Александр Бондарь 77
Действующие лица: ЧИНОВНИК, ПОСЕТИТЕЛЬ.


ЧИНОВНИК. (Смотрит на календарь). Три дня до отпуска... Как дожить?..

Несмело входит ПОСЕТИТЕЛЬ с листком бумаги в руке.

ПОСЕТИТЕЛЬ. Здравствуйте.
ЧИНОВНИК. ( бодро). Здравствуйте!
 ПОСЕТИТЕЛЬ. Вы - Сергеев?
ЧИНОВНИК. Да, конечно. Я Никифоров. Слушаю вас.
ПОСЕТИТЕЛЬ. В смысле... Никифоров?
ЧИНОВНИК. Что вы хотели?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Мне нужен Сергеев.
ЧИНОВНИК. Я перед вами.
ПОСЕТИТЕЛЬ. А... Никифоров?
ЧИНОВНИК. Это я.
ПОСЕТИТЕЛЬ. Не понял...У вас двойная фамилия:  Сергеев - Никифоров?
ЧИНОВНИК. Нет, у меня двойное имя - Хуан-Альваро. Мои далекие предки - из Испании. Боролись там с кем-то. Потом их выслали. Куда-то. Запутанная история, знаю только, что они - агитаторы, горланы-главари. Вели на баррикады, сколачивали группы, разваливали партии...
ПОСЕТИТЕЛЬ. Простите...вы - Сергеев?..
ЧИНОВНИК. Конечно.
ПОСЕТИТЕЛЬ. А...Никифоров?..
ЧИНОВНИК. (улыбается и  трясет указательным пальцем). Вы меня должны уже узнавать!
ПОСЕТИТЕЛЬ. А где Сергеев?
ЧИНОВНИК. Посмотрите на меня. Кого вы видите?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Н-не знаю...
ЧИНОВНИК. А кто вам нужен?
ПОСЕТИТЕЛЬ. (смотрит в бумажку). Мне нужен человек...Один...Сергеев.
ЧИНОВНИК. Вот! Наконец-то. Итак, что вас ко мне привело?
ПОСЕТИТЕЛЬ. К кому?
ЧИНОВНИК. Ко мне.
ПОСЕТИТЕЛЬ. К вам - к Сергееву или...к вам - к Никифорову?..
ЧИНОВНИК. (берет ПОСЕТИТЕЛЯ за локоть и они медленно двигаются). У вас странная манера все усложнять. Мир и так за последние сто лет движется по какой-то крутой немыслимой спирали, превращая простое - в сложное, легкое - в трудное, красивое - в зашифрованное. И человек - эта обезумевшая особь -  зачастую никак не может  понять причинно-следственную связь очевидных вещей, выворачивая их на изнанку, переворачивая с ног на голову, сворачивая со столбовой дороги на унылую обочину...
ПОСЕТИТЕЛЬ. Мне бы...Сергеева.
ЧИНОВНИК. Мил человек!!! Сергеев битый час торчит перед вами!
ПОСЕТИТЕЛЬ. Тогда пусть уйдет отсюдова... Никифоров.
ЧИНОВНИК.  Зачем? Никифоров  здесь работает уже 10 лет! Каждый день я прихожу сюда утром, шуршу бумажками, каждая  скрепка приятно холодит руку, как запотевшее пиво. Как я могу уйти ?! Зачем? Чего ради? Что случилось? Что случилось, я вас спрашиваю?!
ПОСЕТИТЕЛЬ. Где здесь выход?..
ЧИНОВНИК. Вход или выход?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Выход...
ЧИНОВНИК. Там, где и вход. Дверь же одна. Вон наверху написано «Вход - выход».
ПОСЕТИТЕЛЬ. Что-то подташнивает...У вас в паспорте как написано? Какая фамилия?
ЧИНОВНИК. В загранпаспорте или в обычном?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Н-ну... В этом... В котором... А у вас жена есть?..
ЧИНОВНИК. Есть.
ПОСЕТИТЕЛЬ. Вот! Одна?
ЧИНОВНИК. Почему одна? Она не чувствует себя одинокой.
ПОСЕТИТЕЛЬ. Жена одна у вас или две?
ЧИНОВНИК. Откуда вы знаете, что я женат второй раз неформально?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Я не знаю...
ЧИНОВНИК. Тогда что это - интуиция?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Чья?
ЧИНОВНИК. Ваша.
ПОСЕТИТЕЛЬ.  Наверное...
ЧИНОВНИК. Вы, кстати, не представились, как вас зовут.
ПОСЕТИТЕЛЬ. Что-то день с утра не заладился...
ЧИНОВНИК. Как вас зовут?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Еремей..
ЧИНОВНИК. А по батюшке?
ПОСЕТИТЕЛЬ. По батюшке... А у меня батюшку и матушку, между прочим, одинаково зовут:  Валентин и Валентина. Вот...
ЧИНОВНИК. Какой-то разговор у нас с вами сумбурный получается. Не находите?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Да-а...А жена вас по фамилиям не путает?
ЧИНОВНИК. А как Сергеева с Никифоровым спутаешь? Созвучия же никакого. Это Сергеева и Жирдеева, например, спутать можно, или Никифорова и Анциферова какого-нибудь. А Сергеева с Никифоровым  - при всем желании, вы меня извините...
ПОСЕТИТЕЛЬ.  А почему... с одной фамилией-то нельзя?
ЧИНОВНИК. Потому что во мне что-то от Сергеева и что-то от Никифорова. Я гениален и бездарен, Еремей. Я трудоголик и тунеядец. Я честный человек и вор, я поцелую и ударю, я помогу и угроблю, я сделаю - и сам же сломаю. Я не вмещаюсь в Сергеева, мне позарез нужен Никифоров. Они всегда идут рядом, они - не разлей вода, хотя люто ненавидят друг друга, и вот так, с ненавистью, они проживут всю жизнь во мне, и никто из них не сможет победить, и даже близкая смерть не оторвет их друг от друга. Так и останутся - Сергеев и Никифоров, каждый при своем, ни на йоту не отступят. Уже пена со рта, уже хрипы, как гром, уже видят собственную душу, но - ни в какую! И хорошо, Еремей, что так только у меня, а ты живешь цельно и правильно, как Сергеев или  Никифоров,  не позволяй им объединяться, выжигай этот союз каленым железом, не иди на компромисс с ними... Что-то ты нос повесил, глаза бегают , уши подергиваются...
ПОСЕТИТЕЛЬ. Я, пожалуй, пойду... С вами двоими хорошо, но...
ЧИНОВНИК. Ступай, Еремей. (положил руку ему на  плечо). Ступай, пока один, и запомни: один -  это всегда  больше, чем два.


«Три дня до отпуска - это так же невыносимо, как солдату-дембелю два часа мило беседовать о всяких пустяках с блондинкой на нудистском пляже, поскрипывая  зубами и кирзовыми сапогами».