Наедине с Творцом

Гайкова Нина Николаевна
                Цикл исследований               
     «Лето Господне русской природы».
       «Великая Тайна, в красоте зимы русской явленная».    
    Часть вторая «Молитва Русской Души».
 Глава четвёртая «Наедине с Творцом».
 Есть у Иеромонаха Романа несколько произведений, которые словно «продолжают» друг друга –  и даже одним стихотворным размером написаны.
 А потому вот ещё один пример созерцания и размышления о Вечном:
Луна. Мороз И никого вокруг.
Блаженная пора уединенья.
Благословляю воздеянье рук
В молитвенном полночном обновленье.
Мне больше не осталось ничего.
Но эта малость - зримая подмога:
Быть одному. Размолвиться с молвой,
И понимать, что не отринут Богом.
   Лирический герой одинок?! Нет, конечно, он не может быть одиноким - потому что «Собеседник»  его -  Сам, всю красоту эту Сотворивший. 
   Возможно, Вечную Красоту созерцающий - инок, как сам автор, а может быть, -                и мирянин, ощущающий Причастность Мирозданию Божьему как само собою разумеющуюся реальность. Оттого и пора эта для него блаженная, оттого и Самим Творцом стоящий пред Ним не отринут!...   
 Мы не будем исследовать каждое четверостишие – иначе повторов не избежать,                а обратимся к финалу, в котором чаще всего отражено Главное: 
 Как мало нужно и тебе, и мне:
Молчать пред Богом, опустив прошенья.
О чём просить? О чём ещё жалеть?
Что умножать безумные глаголы?
 Человеку надо совсем немного – но надо самое Главное – не быть «отринутым» Создателем! Потому что без Него все богатства суетного мира  - ничто! Как важно понять это, чтобы в жизни не разочароваться, чтобы поздно потом не было!
 И вот – последние строки, звучащие словно «ответ» на только что заданный вопрос, хотя для истинно верующего вопрос сей риторический.  И ответ на главный вопрос о смысле земного бытия...
...Несёт упокоение земле
Дрожащая лампада за Престолом...
 А вот финал ещё одного стихотворения:
 Во всём - отображенье Красоты,
Свечение Немеркнущего Света.
И сердце тает, тает в эту стынь
Благодареньем Первому Поэту.
 Первому «Поэту», Первому «Художнику», Первому «Композитору»! Неслучайно назвал русский мыслитель Н.М.Тарабукин Софию – Премудрость Божию «творящей мир Художницей». 
 «Во всём - отображенье Красоты» - Красоты Вечной, Красоты Высшей! Отображение и в природе, и в творениях земных художников! «Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей» - поётся в самом  «поэтическом» Акафисте «Слава Богу за всё».
   А убиенный  «новыми творцами жизни» П.А.Флоренский написал в свой знаменитом «Иконостасе», что творить можно только, «напитавшись» впечатлениями духовного мира, в который должно вознестись мыслью прежде, чем начать творить. 
  Оттого и  «тает сердце благодареньем Первому Поэту», оттого и поёт вместе                со слаженным хором мироздания лирический герой «аллилуйа» Создателю. Оттого и написал Иеромонах Роман эти преисполненные Духовной Красоты строки и дал имя сборнику произведений своих, к которому обращались мы, беседуя о надмирности русского пейзажа, «Благословен молитвы час».
    Молится лирический герой вместе со всем мирозданием – и при свете луны,                и в солнечный день. И постигает Высший Смысл земной красоты! И застывшее, «затаившаяся» под снегом мироздание  «вторит» молитве сей…
   А теперь, постепенно приближаясь к завершению беседы, обратимся к ставшим песней строкам, соединившим в себе таланты двух поэтов, носящих имя Романа Сладкопевца. Написал Иеромонах Роман, а «озвучил» своим удивительным, неповторимым голосом Архидиакон Роман, которому было даровано лишь тридцать семь лет земной жизни.  (Вместе с другом Иереем Алексеем погибли они  в автокатастрофе).   
  Итак, снова, говоря словами самого автора,  о «блаженной поре уединенья».
 Слава Богу, снова я один,
Снова я лампадку затеплю,
Суету оставив позади,
Господу молитву пролию.
В эту ночь в сиянии луны
Хорошо тебе, душе, одной
Воззывать к Нему из глубины:
Господи, услыши голос мой.
  Здесь, словно всё ранее поэтом сказанное, воедино собралось. Как и в ранее услышанных стихах, сосны возносят к небу молитву, «совершая воздеянье рук»; в молитве «на верхушке стынущей сосны птицами застыла стая звёзд». Потому что «всякое дыхание и тварь славят-славят Своего Творца». 
   А в финале «все внимает Богу, не дыша» - боясь нарушить благоговейную тишину, как во время Литургии, когда поёт хор Херувимскую Песнь – здесь поёт её всё мироздание.
  Словно льётся и из морозного воздуха,  и с застывших под снегом сосен, и с Млечного Пути, что «без края и конца», Святая Песнь: «Всякое ныне житейское отложим попечение»…
  Та же суть воплотилась в прекрасных, преисполненных радости строках А.А.Фета
 
Нельзя заботы мелочной
 Хотя на миг не устыдиться.
 Нельзя пред Вечной Красотой
 Не петь, не славить, не молиться.
 Мы уже как-то обращались к ним, говоря о Пасхальной Радости, запечатлённой                в весеннем пейзаже. Но разве не звучит Святая Песнь – Песнь Небес и над спящей подо льдом рекой, на берегу которой застыли под снеговыми шапками деревья?! Просто звучит не так звонко, наверное…
     И в произведениях Иеромонаха Романа, и в стихах других поэтов, к которым мы обращались ранее, происходит духовное восхождение – душа в «Надмирность» устремляется! Потому что, как написал С.А.Есенин, она «грустит о небесах».
 Все внимает Богу не дыша,
Господи, дела Твои святы.
Что ж ты плачешь, глупая душа,
Иль и ты коснулась чистоты?
 «Коснулась» Престола Божия, Чистоты Божественной - и оттого плачет, но не слезами скорби, отчаяния, а слезами, очищающими от всего суетного, от всего бренного, от всего нечистого!
  Потому и завершаются эти не оставляющие равнодушными строки теми же словами, что и начинается: «Слава Богу, снова я один…».
Слава Богу, что можно остаться с Ним наедине, помолиться, поразмыслить о Вечном и от всех заблуждений духовных очиститься.
Ведь если суету «позади» не оставить, то к Чистоте душою не прикоснуться!!!
(Завершение следует).