Знать или не знать - вот в чём вопрос

Вячеслав Козлов
Знание – сила. Оно даёт нам власть над природой, оно позволяет нам создавать технологии и в итоге приводит к комфорту. Но есть и другая сторона знания.

Знание обладает таким свойством: если человек думает, что знает, он отвергает другие версии. Он склонен считать свое знание истинным, иначе какое же это знание. И в этом – главное коварство знания, ибо оно в принципе не может быть истинным.

Природа безгранична. Познавая её, мы всегда находимся в какой-то конкретной точке процесса познания, но не в конечной, так как она бесконечна. Получается что наше знание всегда неполно, то есть не истинно, ибо лишь полное знание может быть истинным. Может быть, поэтому Сократ сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Вспомните притчу о слепцах, ощупывавших слона. Один, кто ощупывал ногу, сказал, что слон это столб. Другой, держа в руке хвост, сказал, что слон подобен веревке. Но никто так и не понял сущности слона.

Мы всегда знаем только часть. Хорошо это или плохо? Это зависит от конкретной ситуации.

С одной стороны, даже неполное знание позволяет нам создавать полезные вещи, например автомобиль, который, хотя и ломается и иногда даже давит людей, но всё же приносит нам большую пользу.

Но представьте себе другую ситуацию, например, вы ищите гостиницу для ночлега. Вам предлагают комнату, но вы не видите в ней кровати. На самом деле кровать есть, но вы её почему-то не видите и думаете, что её нет. Вы отказываетесь от комнаты, выходите на улицу и, подвергаясь ударам дождя и ветра, мучительно ищите другую. А причина мучений в том, что ваше знание было неполным, то есть не истинным.

Новое знание отрицает старое. Например, люди когда-то знали, что Земля плоская, потом они узнали, что Земля круглая. Позже, возможно, они узнают, что Земля находится в особом скрученном пространстве, и поэтому выглядит круглой, а на самом деле – плоская. Получается, что новое знание отрицает старое, следовательно, и старое знание противостоит новому. Существующее знание не даёт обрести новое знание, оно крепко привязывает нас к текущей позиции и не даёт двигаться вперёд.

Академик Ананьев сказал: «Величина учёного определяется тем, насколько он задержал развитие науки».

На Востоке существует другой метод познания – созерцание. От западного изучения он отличается лишь тем, что не делает выводов. Изучение подразумевает наблюдение и вывод: «Я вижу это, значит это так». На Востоке ограничиваются первой частью: «Я вижу это».

Оказывается, это принципиально разные методы. Вывод – это как раз тот якорь, который не дает двигаться вперед. Он не даёт видеть дальше. Он не дает перейти от «Я вижу это» к «Я вижу то». Почему? Потому что «Я вижу то» требует другого вывода, который как новое знание, возможно, будет отрицать старое, то есть входить в противоречие с «Я вижу это». Если вывода не делать, то останется непосредственное непротиворечивое знание: «Я вижу это и я вижу то».

Удивительно, но присутствие такого противоречия делает человека неспособным видеть, то есть ограничивает его познание. Однако, человек уже так привык делать выводы, что сам не замечает, как попадает в их ловушку. Хотите пример?

Допустим, вы должны сообщить приметы некоего преступника. Вы смотрите и видите, что он в темном плаще. Но через минуту подъехал грузовик, и вы видите человека уже в светлом плаще. Это произошло потому, что сначала вы видели его на фоне белой стены, а потом, на фоне темного грузовика. Однако, вы видели того же человека в том же плаще. В чем же подвох? Вы не заметили, как ваш мозг сделал вывод о тоне его плаща.

Вот поэтому восточные методы совершенствования призывают человека отказаться не только от выводов, но даже и от мыслей. Некоторым это трудно понять: как можно развиваться и познавать мир, отказавшись от мыслей. Практика показывает, что можно не только совершенствоваться, но и достичь способности больше видеть, развить экстрасенсорику. Это другой метод познания мира без приборов и без выводов. Но его результаты впечатляют. Методом созерцания можно познать такие вещи, до которых наука еще не дошла. Как вы думаете, откуда Левкипп и Демокрит в пятом веке до нашей эры узнали о существовании атомов? У них же не было приборов, чтобы их увидеть.

Созерцание позволяет увидеть много, но чтобы овладеть им, человек должен совершенствовать свою нравственность.