С отцом в Бухте Голландия Севастополя

Юрий Жданов 2
С ОТЦОМ В БУХТЕ «ГОЛЛАНДИЯ» СЕВАСТОПОЛЯ 
               

                Никто не забыт, ничто не забыто …


Во мне непрерывно живет желание побольше узнать о жизни своего отца- Алексея Петровича Жданова (21.02.1914-10.09.1945)- летчика-разведчика и начальника связи 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского флота (82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ), а затем летчика-разведчика и начальника связи 30-го Отдельного морского разведывательного Севастопольского Краснознаменного авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского Флота (30-й ОМРСКАП ВВС ЧФ). О боевом пути отца и его однополчан я поведал в рассказе «Глаза» Черноморского Флота- лётчики-разведчики», написанном в 2012 году (размещен на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). Об отце я написал уже много рассказов, перечень которых приведен в «Рассказы Юрия Жданова об отце» (на том же сайте). А как сложилась жизнь отца в предвоенный период? О многом мне помогла узнать мама- Раиса Моисеевна Жданова (28.04.1914-27.09.2014), отвечая на мои вопросы. Как и когда отец стал служить в 82-й Отдельной авиаэскадрильи? Мама рассказывала, что после призыва на воинскую службу в 1936 году отец поступил в Школу морских летчиков. После окончания Школы ему предоставили для семьи комнату в коммунальной квартире в доме, находившемся на территории около Бухты «Голландия» Севастополя. Эта бухта находится на Северной стороне Севастополя и является одной из многочисленных бухт в акватории Большой Севастопольской бухты. Наша семья, состоявшая в то время из отца, мамы и меня, до призыва отца в армию проживала в поселке Магарач (ныне- Отрадное, восточнее Ялты) с родителями отца. Мама со мною приехала к отцу в Севастополь, и мы стали жить в предоставленной для нашей семьи комнате. Кухня была здесь на троих хозяев комнат. Жили мы с соседями очень дружно. Последующая жизнь нашей семьи так сложится, что в военное время мы в 1941 году снова окажемся в Севастополе (в это время наша семья будет состоять из отца, мамы, годовалой сестренки Ларисы и меня). Мы прибудем сюда из Одессы (с Хаджибейского лимана, на котором базировалась 82-я Отдельная авиаэскадрилья), но не в Бухту «Голландия», а в расположенную западнее ее, тоже на Северной стороне, Бухту Матюшенко (об этом периоде- мой рассказ «Бухта Матюшенко Севастополя», на том же сайте).    


               
О периоде нашей жизни в Бухте «Голландия» сохранилось очень мало фотографий. Я, конечно, за малостью лет, не мог тогда запомнить какие-то факты нашей жизни. Лишь рассказы мамы и эти немногочисленные фотографии помогают представить некоторые события. Рассматриваю фотографии в семейном альбоме. На маленьком фото, размером всего 4,5х6 сантиметров, четверо: мама, папа, какая-то женщина и я. Мама держит меня на руках, слева от нее отец, он в морской форме, на голове бескозырка, пояс- с бляхой. Справа от мамы женщина. Я тепло одет, на голове теплый чепчик. Мы сфотографированы на фоне куста с цветами, похожими на жасмин. На обороте фотографии сделана надпись: «На долгую память в день неожиданной встречи с тобой от Юрочки и Раи. Это место тебе хорошо знакомо. 20.04.1936». Что же это за место, и почему встреча была неожиданной? Узнать это, увы, уже не у кого. А вот фотография 1936 года размером 6х9 сантиметров, на которой мама, какая-то женщина с двумя детьми и я. Мама в светлом платье с короткими рукавами, рисунок на платье представляет отдельные вкрапления мелких пятен произвольных форм (как абстрактный рисунок). Мама и женщина сидят на широкой каменной ступеньке (или это блок песчаника?) подъезда. Я стою на коленях мамы, она поддерживает меня двумя руками. На голове у меня белый чепчик, на ногах туфельки с ремешками. Мы сфотографированы на фоне стены и входных дверей дома, находившегося в Бухте «Голландия», и в котором мы, видимо, жили. Какая-то женщина, видимо, жена одного из сослуживцев отца, держит на своих коленях сынишку, у которого на голове чепчик, а на ногах- туфельки с ремешками. На женщине поверх платья с короткими рукавами надет фартук. Между мамой и малышом женщины, на заднем плане, какой-то мальчик, ему около пяти лет. Это, видимо, тоже сын женщины. Он в белой рубашке. Стена дома не кирпичная, а сложена из блоков, видимо, песчаника.  А на этой фотографии 1936 года мама усадила меня к себе на колени. Мама в светлом демисезонном пальто, на голове у нее- светлый берет. А я- в курточке, на голове теплая шапочка с бубенчиком, шарфик завязан спереди бантиком, на мне короткие штанишки и белые чулки, на ногах- ботинки со шнурками. Мы сфотографированы на фоне какой-то стены, сложенной из камней причудливых форм (или это трещины на стене?). Да, многое я мог бы узнать гораздо раньше о нашей жизни здесь, если бы проявил любознательность.
А вот фотографии, сделанные во время учебы отца в Школе морских летчиков: на одной из них отец в лётном шлеме, а на другой- отец, в том же шлеме, и три его однокурсника в таких же шлемах. На обороте фотографии надпись, сделанная отцом: «На память родным от сына. 15.01.1940 г. и подпись отца». К этому же времени относится и фотография отца с мамой: на голове мамы бескозырка отца, на ленточке бескозырки надпись- «Военно-морские силы Черноморского Флота». Отец стоит рядом с мамой, у него стрижка наголо, на нем флотский костюм с форменным воротником и тельняшкой.



История Бухты «Голландия» очень интересна. Сразу возникает вопрос: почему у бухты такое странное название- Голландия? В начале XIX века в этой местности построили склады для корабельного строительного леса. В их строительстве участвовали моряки из Кронштадта, которые и дали название этим складам по аналогии с названием складов леса для судостроителей в Санкт-Петербурге, возникших около Адмиралтейства по инициативе Петра I и получивших название «Голландия». Позже эти склады были перенесены на два рукотворные острова в дельте Невы, возникшие после прорытия в 1719 году между реками Невой и Мойкой каналов «Крюков» и «Адмиралтейский». Эти рукотворные острова получили название «Новая Голландия». А в Севастополе название «Голландия» позже получили не только склады, но и бухта, а также вся местность около Бухты «Голландия». А как и когда возникла здесь Школа морских летчиков? Линии жизни отдельных людей иногда очень странным образом, в том числе и опосредованно, через линии жизни других людей, переплетаются с фактами истории своей страны и общечеловеческой истории. Это можно заметить на примере жизни любого человека.                Бухта «Голландия» оказалась очень плотно связанной со становлением морской авиации России и подготовкой для нее кадров военных летчиков, в том числе и летчиков разведывательной авиации. Очень длинной окажется цепочка событий, направленных на освоение просторов неба и воздухоплавания, даже если упомянуть лишь некоторые из практических действий на этом пути. Вот лишь некоторые «вешки» этой истории.   


               
Первый в истории полет на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1783 года во Франции. После него, в последующие годы, было совершено много аналогичных полетов во многих странах. В Крыму покорение неба воздушными шарами началось в 1901 году, когда в Севастополе с целью разведки в интересах Морского флота поднялся в небо привязной аэростат. Результаты убедительно показали возможности такой разведки: с высоты все было далеко видно как на ладони. Но разведки лишь с привязных аэростатов было недостаточно. В Севастополе первый свободный полет на воздушном шаре совершил 28 июня 1902 года основатель и впоследствии начальник воздухоплавательного парка Черноморского флота Михаил Николаевич Большев (1867-?). На этом воздушном шаре «Кобчик», построенном по его чертежам, была проведена и первая в истории аэрофотосъемка Севастопольской бухты. Съемка сделана с высоты 325 метров. Полеты совершались под Андреевским флагом. По результатам этих полетов главный морской штаб предложил учредить в Севастополе, Порт-Артуре и Кронштадте морские воздухоплавательные парки «для обслуживания эскадр и отрядов, плавающих в соответственных морях». Но к 1904 году такой парк был создан только в Севастополе, и воздухоплавательный парк Черноморского флота стал первым воздухоплавательным парком в российском флоте (и вторым в мире после французского). А привязные аэростаты начали располагать не только на берегу, но и на кораблях.                В 1903 году произошло важное событие в истории воздухоплавания: 17 декабря 1903 года совершил первый полет аэроплан братьев Райт (в воздухе он был всего 59 секунд).                В 1904 году впервые в мире для базирования на корабле привязного аэростата был оборудован российский линкор «Синоп». После этого Большев разработал проект специального корабля, вооруженного аэростатами- аэростатоносца, предназначенного для воздушной разведки в интересах Морского флота. По его чертежам и указаниям был переоборудован купленный в Германии океанский пароход, ставший воздухоплавательным крейсером «Русь». На нем была установлена самая совершенная в то время воздухоплавательная техника, сделавшая крейсер, по словам Большева, «незаменимым разведчиком для активности боевой эскадры». Создать такой крейсер, оказавшийся предтечей кораблей-авианосцев, помог и опыт воздухоплавателей Севастополя.         


               
В 1903 году Михаила Николаевича Большева назначили начальником Севастопольского воздухоплавательного парка. Успехи первых морских воздухоплавателей позволили уже к зиме 1903 года выделить в Бухте «Голландия» помещения для имущества, мастерские и сарай для воздушного шара. Для Севастопольской воздухоплавательной школы Большев представил в учебный отдел штатное расписание, смету и полную программу развития воздухоплавания на Черноморском флоте. Торжественное открытие Севастопольской авиационной школы состоялось 11 ноября 1910 года. Начало практическому применению авиации в Военно-морском Флоте России было положено созданием в Севастополе в 1912 году авиаотряда, который сразу активно включился в боевую подготовку Черноморского флота. Экипажи гидросамолетов овладевали мастерством ведения разведки, обнаружения подводных лодок и мин заграждения, нанесения бомбовых ударов по кораблям противника, наведения сил флота на цель … В Бухте «Голландия» начали создавать береговую станцию для приема гидросамолетов.



Истоки Севастопольской Школы морской авиации- в Петрограде, так как именно здесь, на Крестовском острове, находящемся в дельте Невы, в 1919 году была открыта новая школа морской авиации, в которой готовили летчиков и авиамехаников (Приказ по Военно-Морскому флоту № 769 от 11 ноября 1919 года). В этом же году Школу перевели из Петрограда в Самару, где уже находилась Нижегородская школа морской авиации. В июне 1920 года Школу морской авиации и Нижегородскую школу морской авиации объединили в Военно-морскую школу авиации. В марте 1921 года Школу перебазировали в Севастополь, сначала в Бухту «Омега», затем в мае 1925 года- в Килен-бухту, а в феврале 1926 года- в Бухту «Голландия». Для гидросамолетов на берегу этой бухты построили гидродром- наземный аэродром. Начальником Школы назначили Бенедикта Леоновича Бухольца (1900-1933). Он разработал методику учебно-летной подготовки.
Школу переименовали, она стала называться Военной школой летчиков. С 1921 года шло формирование авиационных отрядов и эскадрилий. Курсантов Школы обучали на «летающих лодках» М-5, их максимальная скорость полета- 105 километров в час (V=105 км/час) и М-9  (V=110 км/час) авиаконструктора  Дмитрия Павловича Григоровича (1883-1938). Эти двухместные самолеты выпускались серийно и использовались как морские разведчики, а также как учебные. А с 1924 года обучение проводилось на гидросамолетах С-16 (V=195 км/час) и Ю-20 (V=180 км/час). Самолеты С-16- это закупленные в Италии самолеты S.16, разработанные авиационной компанией SIAI (Societa Idrovolanti Alta Italia). Самолет Ю-20-  цельнометаллический с гофрированной обшивкой из дюралюминия. Затем для обучения в Бухте «Голландия» применялись гидросамолеты МУ-1 (V=136 км/час)  и МР-1 (V=183 км /час) авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944). 


               
На побережье Бухты «Голландия» построили пристань для швартовки судов, береговую авиационную площадку со спускоподъемным устройством, ангар для укрытия самолетов, мастерские и склады. У авиационной компании «Дорнье» в 1927 году были закуплены гидросамолеты «Дорнье-Валь», которые использовались как разведчики и бомбардировщики в базировавшихся в Бухте «Голландия» 60-й и 63-й авиабригадах.
В конце 1920-х годов военный городок «Голландия» и прибрежную зону занимала 9-я Отдельная тяжелая (бомбардировочная) авиабригада. В 1930 году изменилось название Школы- она стала «Военной школой морских летчиков и летных наблюдателей РККА». Что такое «лётные наблюдатели?» Так тогда называли авиационных штурманов.                В 1926 году в Бухте «Голландия» сформировали 1-ю Отдельную морскую миноносную эскадрилью и 5-й Отдельный морской разведывательный отряд. В связи с реорганизацией, в октябре 1926 года 1-я Отдельная морская миноносная эскадрилья стала именоваться 60-й Отдельной авиаэскадрильей, а 5-й Отдельный морской разведывательный отряд реорганизовали в три эскадрильи- 53-ю, 55-ю и 64-ю Отдельные авиаэскадрильи (ОАЭ). 53-я и 64-я ОАЭ базировались в Севастополе, а 55-я ОАЭ- в Николаеве. Основными самолетами стали «летающие лодки» С-62 и С-62 бис (S.62 bis «Савойя Маркетти», изготавливались по лицензии, их максимальная скорость полета- 225 километров в час).
А вот состав и дислокация ВВС Черноморского флота по состоянию на 1 января 1934 года. В Бухте «Голландия» размещались: 106-я авиабригада, в которую вошли 123-я и 124-я тяжелые бомбардировочные авиаэскадрильи и 16-я дальняя разведывательная авиаэскадрилья. 123-я АЭ летала на самолетах С-62 бис и «Дорнье-Валь» (V= 210 км/час), 124-я АЭ- на самолетах С-62 бис, а 16-я ДРАЭ- на самолетах Р-5. В 1936 году 106-я авиабригада переучивалась на гидросамолеты МБР-2 (морской ближний разведчик) авиаконструктора Григория Михайловича Бериева. На базе 53-й ОАЭ были созданы 60-я ОАЭ и 63-я ОАЭ, укомплектованные аэрогидросамолетами «ДВ» и «Дорнье-Валь» (V=185 км/час), в эти эскадрильи с 1933 года впервые стал поступать тяжелый бомбардировщик ТБ-1П (поплавковый)-АНТ-4 (V=186 км/час) авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (1888-1972). На территории городка «Голландия» располагалась также Школа младших авиаспециалистов (ШМАС), которая готовила кадры не только для авиации Черноморского Флота, но и для всего Военно-Морского Флота (ВМФ) страны. Бухту «Голландия» и гидросамолеты изобразил на своих картинах художник Александр Александрович Дейнека (1899-1969): «Гидропланы в бухте Голландия. 1934 год», «Севастополь. 1935 год».   


               
В 1934-1937 годы морская авиация Черноморского флота оснащалась новыми гидросамолетами: МБР-2 авиаконструктора Григория Михайловича Бериева; МДР-4 (морской дальний разведчик, V=186 км/час) авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (это самолет АНТ-27, полученный переделкой самолета МДР-3 авиаконструктора Игоря Вячеславовича Четверикова (1904-1987)); МДР-6 (Че-2) (V=380 км/час) авиаконструктора Игоря Вячеславовича Четверикова. С 1938 года на Черноморском флоте началось формирование полков, а с 1939-1940 годов- авиабригад полкового состава. Были образованы 119-й Отдельный разведывательный авиаполк (119-й ОРАП) и отдельные авиаэскадрильи, оснащенные гидросамолетами МБР-2, МДР-6 и ГСТ (гидросамолет транспортный) и базировавшиеся на двух морских аэродромах- в Бухте Матюшенко и Бухте «Голландия».   


               
Вот с этого момента истории, когда появился 119-й Отдельный разведывательный авиаполк, я и приблизился ко времени, связанному со службой моего отца в морской разведывательной авиации Черноморского флота. Уточнить отдельные моменты из жизни отца помогают также надписи на обороте фотографий. Так, например, одна из личных фотографий отца свидетельствует, что в январе 1939 года он служил в 119-м авиаполку. На обороте фотографии находится личная подпись отца и надпись: «Личность и подпись т. Жданова Алексея Петровича удостоверяю. Нач. 3 отдела 119-го авиаполка интендант 3 ранга Иванов. Подпись и дата- 25.01.1939 г.»                Мой отец- Алексей Петрович Жданов родился 21 февраля 1914 года в селении Никита близ Ялты. Его отец- Петр Родионович Жданов (12.07.1886-12.01.1969), родом из села Березовец Курской губернии (ныне- село Березовец Поныровского района Курской области), приехал накануне Первой мировой войны в Крым, где, окончив специальное училище виноградарства и виноделия при Никитском ботаническом саде, прошел трудовой путь от ученика виноградаря до главного виноградаря виноградарско-винодельческого комбината «Массандра» (о нем- мой рассказ «Главный виноградарь «Массандры» Петр Жданов»- на том же сайте), за выдающиеся успехи в трудовой деятельности награжден «Орденом Ленина» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; мать- Анна Яковлевна Жданова (1894-1947), домохозяйка. У Петра Родионовича и Анны Яковлевны было четверо сыновей: Алексей Петрович (21.02.1914-10.09.1945)- старший сын, Дмитрий Петрович (20.10.1915-31.10.1999), Николай Петрович (1917-21.10.1982) и Александр Петрович (19.05.1919-12.12.1985). Их семья проживала в прибрежном поселке Магарач (ныне- Отрадное), расположенном недалеко от Ялты. Старший сын Алексей в молодости пошел трудиться рабочим на виноградарско-винодельческом комбинате «Магарач», где виноградарем работал его отец. В 1934 году Алексей Петрович женился- его женой стала Раиса Моисеевна Жданова, работавшая до замужества секретарем директора Никитского ботанического сада. В 1935 году у них родился сын Юрий, а позже- дочь Лариса. После призыва в армию Алексей Петрович проходил военную службу в Военно-Морских Силах, а затем в Военно-Воздушных Силах Черноморского Флота, сначала в Севастополе, а затем в Одессе. Когда началась Великая Отечественная война, все четыре брата на разных фронтах сражались с врагом. Перечень рассказов о моих родственниках приведен в «Рассказы Юрия Жданова о родственниках» (на том же сайте).   



Накануне Великой Отечественной войны Алексей Петрович Жданов служил в 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ). Эта эскадрилья создана (в соответствии с  приказом № 0097 от 18 июля 1940 года Командующего Черноморским Флотом) на базе 3-й авиаэскадрильи 119-го морского разведывательного авиационного полка (119-го МРАП). В том же году эскадрильи было присвоено обозначение 82 ОМРАЭ-Дунайской. 82-я авиаэскадрилья, являвшаяся самостоятельной боевой единицей, базировалась в юго-восточном районе Хаджибейского лимана, в семи километрах от города Одессы. Эскадрилья имела свой тыл со всеми необходимыми службами обеспечения и аэродромную роту для охраны аэродрома и обеспечения полетов. В боевой состав эскадрильи входили три авиационных отряда и звено управления. Каждый отряд состоял из двух звеньев, в каждом звене- по три самолета. На вооружении всех звеньев эскадрильи находились самолеты МБР-2 (морские ближние разведчики), разработанные Центральным конструкторским бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) под руководством Главного конструктора Георгия Михайловича Бериева (1903-1979) и ставшие первой советской серийной летающей лодкой военного назначения. Конструкторское бюро находилось при Авиазаводе № 31 в городе Таганроге. Всего на вооружении 82-й авиаэскадрильи- 21 самолет МБР-2. Экипаж самолета состоял из трех человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста.  Всего было произведено 1365 самолетов МБР-2.   


            
МБР-2- это одномоторная летающая лодка (мощность двигателя- 830 лошадиных сил), имевшая скорость до 240 километров в час, вооруженная двумя установленными на турелях скорострельными пулеметами ШКАС винтовочного калибра 7,62 мм и способная нести на наружных держателях под крыльями бомбовую нагрузку общей массой до       600 кг. Его дальность полета- около 800 километров, максимальная взлетная масса- 4100 кг, практический потолок (высота полета)- 7150 метров. За время войны самолеты МБР-2 показали высокую надежность, живучесть в бою, хорошую мореходность при взлете и посадке, неприхотливость в эксплуатации и высокую ремонтопригодность. Эти небольшие, легкие, тихоходные, не защищенные броней гидросамолеты, предназначенные для ведения ближней разведки, сопровождения своих и уничтожения  вражеских подводных лодок, заслуженно называли «тружениками моря» и «морскими корсарами».               
     За заслуги в боях с врагом капитан Алексей Петрович Жданов был награжден Орденом Красного Знамени (14.08.1942), Орденом Красной Звезды (06.03.1943), Орденом Отечественной войны I степени (24.03.1944), медалями «За оборону Одессы» (1943), «За оборону Севастополя» (1943), «За оборону Кавказа» (1945) и «За победу над Германией» (1945).         


               
Давно закончилась Великая Отечественная война … В Бухте «Голландия» продолжают расти сильно повзрослевшие кипарисы, платаны, крымские сосны, дикие сливы, около которых я когда-то, в мирное время, гулял с родителями …    
Как развивались некоторые события, связанные со службой отца и его боевых однополчан накануне и во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, я изложил ранее в рассказе «Глаза» Черноморского Флота- лётчики-разведчики». Этот рассказ размещен не только на моем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2), но и опубликован:                1. В альманахе: Акватория муз. Альманах-2015. Выпуск литературных объединений «Орбита-1» и «Подмосковные протуберанцы". Изд. БФРГТЗ "СЛОВО". М. 2015. 560с. Стр. 108-134. Тираж 300 экз.               
2. В моей книге: Юрий Жданов. Формула рассказа. Сборник рассказов. Издательство «Радость». М. 2017. 220 с.   
Мои рассказы, содержание которых связано с периодом войны, перечислены в «Рассказы Юрия Жданова о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (на том же сайте).
На разных сайтах появились новые материалы, в которых имеются сведения о 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрилье Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ) и 30-м Отдельном морском разведывательном Севастопольском Краснознаменном авиационном полку Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (30-й ОМРСКАП ВВС ЧФ), в которых прошел свой боевой путь- все 1418 дней войны (в том числе свыше 250 боевых вылетов) капитан  Алексей Петрович Жданов- мой отец:
1. Сайт: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота. Форум.
2. Сайт: 82-я авиаэскадрилья ВВС Черноморского Флота.
3. Сайт: Героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся… Жданов Алексей Петрович с сослуживцами.
4. Сайт: Региональная Патриотическая Общественная Организация «Бессмертный полк-Москва»… Жданов Алексей Петрович.               
5. Сайт: Форум фронтовика. Жданов Алексей Петрович…  (на этом сайте размещены и фотографии: отец в лётном шлеме; две фотографии отца с его однополчанами).                6. Сайт: Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Памяти отца и его боевых друзей посвящено и мое стихотворение «Летчикам-разведчикам Черноморского Флота» (на сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2).   


                С каждым годом увеличивается количество сведений об участниках Великой Отечественной войны. Министерство обороны Российской Федерации периодически рассекречивает некоторые сведения о военных сражениях и их участниках. Некоторые сведения рассекречены в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года)»- об этом сказано на сайте со сведениями об участниках войны. И мне теперь удалось из этих сведений, находящихся на сайте в Интернете, узнать о некоторых ранее неизвестных мне фактах воинской службы отца. Так, например, я узнал, когда были совершены отцом подвиги, за которые он был награжден Орденом Красного Знамени (даты подвига: 22.06.1941-20.08.1941) и Орденом Красной Звезды (даты подвига: 08.05.1942; 30.05.1942).                Приближается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.


Никто не забыт, ничто не забыто …      

Юрий Жданов       24.08.2019