Раздел 6. От закодированного ландшафта к культуре

Записки Охотоведа
Понимание человека как культурного существа, а природы как культурного феномена можно найти в смыслах концепта "ландшафт" с его многообразием отображений сущего.

Любой ландшафт обладает целостной территориальной приуроченностью, но для восприятия данного феномена человек должен понимать свое бытие, интерпретируя знаки, значения, образы и тексты , которыми дает о себе нам знать окружающий мир в ландшафте.

Человек, как и индивид, и как представитель некого человеческого сообщества, живет в природной среде, зависим от своего места обитания.Индивидуальное своеобразие человека дано ему, "прописано", но реализуется не без его собственных усилий и заслуг, а как развитие имеющихся "задатков", реализация всегда малоизвестной программы.

И в этом ряду остается до сих пор малоизученным, это те физические изменения окружающей человеческой среды, с их очень значительными для всего живого трансформациями, влияющими на разум, те что вызывали быстрое развитие когнитивных способностей человека, тем самым обуславливая кардинальные перемены в судьбах человеческих цивилизаций.

Считаю, что такое недостающее знание нам необходимо, прежде всего по причине утраты, тех прежних человеческих способностей, которые связаны с управлением пространством.

Хорошо известно о том, что природные катаклизмы, порожденные космическими причинами, неоднократно вызывали на планете кризисы, приводящие к массовому вымиранию животных и растений, учеными допускается, что есть и менее заметные, но столь же масштабные события, которые вызывали кардинальную смену условий жизни человека.

Актуальной потребностью здесь является убеждение, что жесткой детерминантой выступает условие, что если этнос в отведенном для него "пространственно-временном континууме" не справился со своей задачей, то вступает в силу «закон пересменки».

Все более очевидным становится утверждение, что условием появление и жизни как каждого человека, принадлежащего к роду, этносу, нации, народу, и изначально интегрируемого в социум, является наличие невидимого, но фундаментально воздействующего основания.

Как я писал уже, имеется у каждого представителя этноса, впрочем как и семьи, рода, любой социальной группы, сообщества… закодирована миссия, "прописана" идентификационная метка функциональности пребывания на планете, существует "отсылка" к неким космическим договоренностям о конкретных условиях существования каждого объекта, включающего человека.

Понимание же предстает одним из главных психологических механизмов "дления" социума как объединению человечества. Или иначе, космологическое условие такое: если этнос (более обобщенно народ) не справляется с задачей поддержания «положенного» ему для «присмотра» пространства он исчезает.

В то же время аксиоматичным предстает убеждение, что реальность, в которую мы погружены является развивающейся во многих своих аспектах, и вследствие этого универсальная теория эволюции является одной наиболее признаваемых наукой.
Фундаментальные основания этой направленности скрыты в бессознательном, в тех "секторах" его, существенно далеких от известных и подтвержденных психоаналитических концепций.

Поставим вопрос: как можно найти и представить в культуре тот принципиальный механизм ответственности за наши поступки в бесконечности Вселенной?
Идентификация с базовыми образами культуры обеспечивает личностную идентичность и культурную целостность — динамическую составляющую механизма соответствия, который “снимает” несущественное, выявляет родственное, подобное, освобождает и укрепляет существенное, резко ускоряя результативность и полноту целостного самоосуществления человека.

Однако в реальном бытии культур и жизнедеятельности человека, в том числе и мыслительной, мы практически всегда имеем дело лишь с концептами, нагруженными коммуникативными, культурными, идеологическими и экзистенциальными контекстами. В современном обществе потребления, нередко определяемым и как информационное общество, существенным образом, изменилась векторность и доминанты общественного развития, как и способы коммуникации и культура, смещенные и ограничиваемые форматами получения, использования и распространения информации. в мире процессам.

Ноосферная парадигма продолжает привлекать активное внимание научного сообщества, при том, что ее элементы претерпели значительные изменения в период ее активной разработки и переработки в ХХ в. Но если раньше изучалось то, что было видно, фигурально выражаясь, невооруженным взглядом, то теперь географы исследуют пространственные соотношения геосистем, образовавшиеся на поверхности Земли в процессе длительного развития.

Дикая природа – это особый образ, концепт, идея, географический образ. Сам термин как таковой - это не только переведенный на русский язык относительно малоизвестнное у нас научное понятие «wilderness», скорее в русскоязычном значении дается совершенно иная интерпретация и трансляция совершенно новых предельных смыслов характера взаимодействия человека и природы и их восприятия.

Любопытно заметить, что соответствующий перевод на русский язык рассматриваемого термина в русскоязычном сегменте Википедии был сделан как «дикая местность», и еще можно найти его интерпретацию как «пустыня» или «целина». И здесь можно уверенно утверждать, что таковой человека сопровождает сотни тысячелетий и даже миллионы лет.

С каждой эпохой, с каждым поколением – меняется его содержание, усиливается значимость, усложняется понимание, но обращение к сути «дикой природы» фундаментально не устаревает. То есть всегда – это человек и его общность – этнос, вмещающий или кормящий ландшафт и противоположный полюс – естественная, девственная или дикая природа [3].

Дикая природа это – родовой архетип, философская категория, но и практическое обозначение. Но нерешенность фундаментального противоречия сосуществования природы и человека является причиной того, что философия и наука, раз за разом возвращается к попыткам осмысления и решения некоторых фундаментальных проблем, или если быть более точным, масштабных вызовов человечеству.

Античной философией было найдено то основание, что позволяет понять когнитивный механизм того феномена как пространственное познание эволюционно предстает как переход от  эмпирически  фиксируемых  отношений  и  свойств  предмета  к воспроизведению  их  в  сознании  субъекта  путем  активного  мысленно-идеального  преобразования; происходит развитие от элементарного отображения результатов чувственного восприятия к  конструированию  моделей-представлений.

Смысл этой принадлежности составляет то, что пространственно-временной континуум отображается в их проекции - территории Земли, что является одной из основных объектов изучения географии. Суть же парадигмы социального конструктивизма заключается в том, что значение и содержание знания не может быть установлено без принятия во внимание условий, при которых это знание было произведено.

В современном гуманитарном знании термин "цивилизация" является одним из наиболее популярных, имеющий в этой связи исключительную многозначность и обеспечивающий передачу огромного разнообразия процессов, характеристик, функций и аспектов многих сторон социальной картины мира.

География успешно обеспечивает пространственную наглядность, понимание хронологии любого упорядоченного бытия человека, при том, что все они взаимодополняемы, могут быть интерпретированы в контексте четырех основных понятий: пространство, место, территория и регион (Костинский).

Философия природы и постнеклассическая наука не равны и не адекватны прежней натурфилософии и классическому естествознанию, не соответствуют прежним установкам человечества также язык и понятийные концепции взаимодействия человека и природы, не выстроена пирамида суперсистемы "природа - общество человек" [4].
 
Важнейшим свойством любых географических объектов является географическое положение, и такая функция ее как разнообразие – географическое, культурное, биологическое, технологическое… предстает одним из ключевых понятий современности. В противоположность этому можно признать, что культурный ландшафт – «удобный», наглядный, но сложный геоконцепт в отечественной культурной или гуманитарной географии, будет достаточен для отображения «крайних границ» всего спектра последствий взаимодействия с природой.

Логика научного исследования зачастую приводит к необходимости изучения круга проблем, которые выходят за рамки одной науки. «Сквозным» общенаучным подходом в познании мы полагаем может стать географический метод, что успешно доказывается следующими аргументами.

Теория географического детерминизма была разработана немецким географом, социологом и этнографом Ф. Ратцелем в обозначенным им специальном научном направлении - антропогеографии. В его описании природных условий планеты и людей в слагающаюся общность языка, нравов, искусства превращается в таинственное, духовно-кровное (В. Франк) единение, возникает особая географическая культура.
В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу.

Однако, данная простая формула объяснения мирового порядка перестала действовать к началу третьего тысячелетия «регионализм – глобализация регионализация» не давала, чему подтверждением стали экономико-политическая нестабильность мира и потрясающие его регулярно глобальные кризисы разного происхождения и «окраски» [5].
 
Повторим, что как условием появление и жизни как каждого человека, принадлежащего к роду, этносу, нации, народу, и изначально интегрируемого в социум, так соответствующих единиц социума предписано неким внешним основанием. В основе этого существовал коллективный договор, обуславливающий присутствие этноса, зашифрованный в символах, традициях, мифах, и зашифрованный в неком, вписанном и существующем в каждом из нас этническом коде (этнокоде).

Культура сейчас представляется во многом совокупностью знаний, приемов и методов, это внешнее к самому человеку, следовательно, этому можно выучиться и овладеть. Но в отличии от естественного пространства природы, человечество создает искусственное окультуренное пространство, законы которого определяется геометрическими канонами архитектуры, где через степень и характер формализации материальной деятельности человека реализуется эволюция человека в рамках существования и эволюции земной цивилизации.

Есть и социобиологичесике подтверждения, так в учении о "Живой Этике" рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага.

На эту главную задачу каждому из нас даются нужные ресурсы, что и обеспечивает собственно нашу жизнедеятельность.

Человек, как энергетическая структура является не только частью космоса, но и несёт его (космос) в себе, в своём внутреннем мире. Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, таким образом человек выступает активным и пока еще незаменимым субъектом эволюции.