Ирина Одоевцева и Анастасия Цветаева

Тамара Воронина 2
«Я не хочу видеть эту старуху…»
     Переделкино. Большой холл. Сегодня читаю из воспоминаний «На берегах Сены» главу о Марине Цветаевой. Готовимся, я  повторяю текст, подправляю, уточняю. Сегодня будет Анастасия Ивановна  Цветаева. По всему дому афиши, объявления. Приезжают даже  из Москвы на наши вечера: поэты, писатели, гости. Холл переполнен. Анастасия Ивановна в первом ряду.   Мы всегда начинаем со  вступления   к книге   «На берегах Сены» об эмиграции, а после того, как я прочту намеченную главу  из книги, Ирина Владимировна читает стихи и отвечает на многочисленные  вопросы.
  Сегодня даем Цветаеву перед Цветаевой, можно представить, какая на меня падала ответственность, так подать материал, чтобы вышибалась слеза у слушателей, ведь поэзия Марины Цветаевой в моем репертуарном списке (в советское время я получала разрешение в идеологическом отделе обкома партии на чтение стихов Марины Ивановны.)   В этот раз  я  читала о ней с такой преданной любовью, что….ДА, мне удалось успешно прочесть главу о Цветаевой из книге «На берегах Сены».
   Надо заметить, что в своей программе «Серебряный век» по книгам воспоминаний  Ирины Одоевцевой, я  начинала второе отделение всегда именно  с этой главы. И здесь я увидела слезы  у Ирины Владимировны, и у слушателей, причем была удивительная тишина, поглощающая тишина. Помню, как Ирина Владимировна  очень часто повторяла со слезами строчки Цветаевой:  «Еще меня любите за то, что я умру».
    «Самая трагическая судьба поэта, тяжелее еще,  не бывает..» -говорила она.  И она пишет о ней  с такой любовью, что эту любовь я слышу в стихах и у  Ирины Владимировны:
    «О, любите меня, любите, помешайте мне умереть».
     Это все сливается в  гармонию судеб вне России, а затем и в России, только с разным  финалом - страшной гибели одной и обласканной, той же страной, другой.  Анастасия Ивановна тоже платочком промокала нос и глаза. У нее тоже в ушах был аппаратик советского производства, который временами посвистывал, на что Ирина Владимировна, потом не преминула заметить:  «А вот у меня не свистит  аппарат»-  «Но у Вас же, как у Рейгана, потому и не свистит, а это советский, наш, он  подсвистывает.  Зато, как Анастасия Ивановна слушала, как  слушала… со слезами».
       Каждый вечер Ирину Владимировну  долго не отпускали, она читала с огромным вдохновением. А сколько  цветов! Море цветов, они стояли в вазах и даже в ведрах. А цветы, она очень любила. Взлет поэтической души трудно передать. Это надо видеть, и я имела огромное счастье это видеть и наблюдать.  После таких вечеров, она ,конечно, не могла уснуть и, должна сказать, это ее страшно изматывало, она  уставала, и слабела. Это сказывалось и на ее настроении, и на плохом самочувствии. А ведь завтра с утра уже опять  будут стучать, просить хотя бы взглянуть, ну хоть на одну минутку,…только посмотреть… Надо было ее беречь, ведь очень почтенный возраст, но она, как бабочка, летела на яркий свет, не жалея себя, не щадя  ни секунды..  Это был  ее счастливый, звездный час.
     На другой день прибегает ко мне Дина Терещенко(поэт).Если честно, то мы всех называли просто по именам. «Тамара, подготовь Ирину(93г.), Ася(93г) собирается к ней в гости. Подготовь». Убегает.
      Я - «Ирина Владимировна, Анастасия Ивановна  сейчас придет к вам в гости».
   И вдруг!! «Я не хочу видеть эту старуху»-  «Господи, что делать…». Вбегает Дина: «Ну что?»
 -«Я не знаю, что делать. Она не хочет ее видеть» -  «Скажи, что она идет с подарком. Она всю ночь писала. Скажи, Ася надела новый фланелевый халат, новые чулки,  тапки». Убегает.
 «Ирина Владимировна, Анастасия Ивановна идет в новом халате, она с подарком» 
 И снова: «Я не хочу видеть эту старуху». Вбегает Дина: «Ася уже идет»,-«Дина, сейчас будет скандал..» Дина убегает.. «Ирина Владимировна, а Вы знаете…»…..    Открывается дверь, входит Анастасия Ивановна, улыбающаяся, в новом цветастом халате..   «Ну, все, сейчас будет, Бог знает что…» Ждем взрыва…
       «Душенька, как я рада Вас видеть». Ася подходит, они радостно  берут друг друга за ручки. Нежно  смотрят друг на друга. А мы с разинутыми ртами застыли.     И начался такой сердечный доверительный разговор.  «А Вы помните..». И нет ни фотоаппарата, ни магнитофона, есть только наши глаза и уши, чтобы видеть, слышать и запоминать. И невозможно это видеть было без слез.  Анастасия Ивановна написала воспоминания о Якове Горбове - это был второй муж Ирины Владимировны, после кончины, уже дважды вдовой, она возвращалась на родину. Он был писателем-прозаиком.
     Так вот какая история. Ася и Марина в детстве ездили в дом купца Горбова на уроки  танцев и хороших манер. И в танцах Яков был кавалером Аси. Анастасия Ивановна прочла это эссе. И мы слушали воспоминание.....  о красивом,  маленьком лорде.
       «Я сделаю Вас знаменитой!» - сказала Ирина Владимировна.
Дина - «А, Анастасия Ивановна очень известна в России, она написала много книг, ее знают..».
       «Я вставлю это эссе в свою «Сэну» в главу о Яшке. Он будет доволен..»
 И,  если Вы откроете ее книгу « На берегах Сены», вы непременно прочтете это эссе в главе «Яков Горбов».
Народная артистка России Тамара Никитична Воронина.
23 августа 2019г. Екатеринбург.