Не от ума, а от души

Владимир Лобарев
- Есть о чём думать. – Ты что – то новое нашел в игре в жмурки? – Причём здесь эта детская игра?  - Газетную статью с таким заглавием читал,  и она мне в голову запала. Автор её – верхнего уровня журналист! – Как ты его туда поставил? – Он был пресс секретарём президента эпохи «перестройки» СССР, - куда же выше! Он хотел поведать своим читателям  «как не заблудиться в информационных лабиринтах». – Молодец! Давно пора! Так, как же не заблудиться? – Не ответил он на этот вопрос. Не смог или не захотел. Ты бы как ответил? – Что я, кто я?! Я бы так ответил: в СССР был один хозяин – государство как вертикаль власти, теперь хозяев – предпринимателей много, и потому лабиринт образовался. Как в нём не заблудиться другим, - я этого не знаю. Я не блужу, потому что основной закон рыночных отношений знаю и понимаю. Тем более, будущее довольно ясно вижу. – Круто у тебя получается, но вниз или вверх круто? Ладно, поговорим  на   другую тему. О романе «Рудин». Я один эпизод из той жизни не могу толком осмыслить. Вспомни первый разговор – спор Рудина и Пигасова.  Они говорили о статье некого барона. Статья об «отношениях торговли, или промышленности к торговле, в нашем  отечестве». – Вспомнил. Пигасов спросил: «Господин барон специально занимается политической экономией или только так, посвящает этой интересной науке часы досуга?»  И добавил, – барон придерживается общих рассуждений, нежели фактов? - В нем есть и факты и рассуждения, основанные на фактах. Далее начался спор. – Все эти так называемые общие рассуждения, гипотезы, системы никуда не годятся. Это одно умствование – этим только людям головы морочат. Передавайте, господа, факты, и будет с вас. – В самом деле! – возразил Рудин. – Ну а смысл фактов передавать следует? – Общие рассуждения» - продолжал Пигасов, - смерть моя эти общие рассуждения, обозрения, заключения!  Всё это основано на так называемых убеждениях; всякий толкует о своих убеждениях и ещё уважения к ним требует, носится с ними!  - Прекрасно! – промолвил Рудин, - стало быть,  убеждений нет? – Нет – и не существует.  Это ваше убеждение?  - Да.  – Как же вы говорите, что их нет? – Не верю, не верю, ни во что не верю! – Но тогда почему вы верите фактам. – Факты – дело известное, всякий знает. Что такое факты. Я сужу о них по опыту, по собственному чувству. – Разве чувство не может обмануть вас! Чувства говорит вам, что солнце вокруг земли ходит. Или вы не согласны с Коперником? Я сожалею, когда умные люди при мне нападают на системы. Всякая система  основана  на знании основных законов, начал жизни. – Я практичный человек и во все эти метафизические тонкости не вдаюсь и не хочу вдаваться. – Ваше желание быть практичным человеком есть тоже система, теория. – Образованность! Вот ещё чем удивить вздумали!  Не нужна мне она, эта хвалёная образованность, гроша медного не дам я за вашу образованность!  - Остановись! Я тебя понял. Ты заметил, что в наше, теперь уже рыночное время, Пигасовы  победили Рудиных? – Как не заметить этого неоспоримого факта!! Торговля у нас победила промышленность. – Правильно сделала! К изобилию  заграничных  товаров на рынке привела. – Но забыла о не эквивалентном обмене результатами труда на международном рынке. – Ты по фактам суди! Не рассуждай много. Дефицит денег лучше, чем дефицит товаров в магазинах.  Я это на себе чувствую. От души, не от ума, говорю тебе это.    В. Лоб.