Щузы

Ралот
               


Абхазская АССР. Весна 1974 года.

Не знаю, кому  из руководителей  министерства торговли пришла в голову эта идея. Но  в  магазины маленького  курортного  посёлка, с красивым названием Пицунда, срочно свезли немногочисленные  изделия  лёгкой промышленности, произведённые в далёкой Франции.
     Сомневаюсь, что главы двух великих держав, после официальных встреч и переговоров  решились бы на  синхронный вояж по торговым точкам. Но зарубежным журналистам и сопровождающим  президента Франции Жоржа Помпиду наверное было бы приятно  увидеть на прилавках знакомые лейблы.
 Операция по очистке торговых  складов от дефицита проводилась в «строжайшей» тайне. Но, добродушные,  сотрудники  близ лежащего комбината хлебопродуктов не преминули  поделиться «инсайдерской» информацией со студентами -практикантами, из Краснодарского политеха.
***
— Одну пару в руки! И валите отсюда быстрее. Заведующая увидит, вообще магазин закроет.- Дородная продавщица со взглядом «Ленина на буржуазию» швырнула на прилавок  моднейшие туфли с  верхом из настоящего  импортного вельвета!
— Гони шесть рублей двадцать копеек и под расчёт. Я только открылась, сдачи нет! И откуда вы взялись на мою голову? Коробку ему подавай! Бери товар и проваливай. Умный, выискался. И чего их мерить? Не видишь, что ли? Вельветовые,  французские. Значит растянутся точно по ноге. А  коль велики будут, так у меня другого размера в продаже, для тебя, нету. Это тебе не, этот, как его, вспомнила.. Мон-мар-тр.

 Первое  сентября того же года. Краснодарский политехнический институт. Главный корпус.

— Товарищи студенты. Комсомольцы и комсомолки. Беда пришла в наши колхозы. Ящур. И наш с вами долг  немедленно помочь родному  сельскому хозяйству.
— Домой хоть отпустят? Переодеться? Или  прям, сразу? А вместе  поселят? Мы ведь теперь  семья, нам положено.- Перешёптывалась  за моей спиной новоиспечённая  ячейка советского общества.
— Занятия в ВУЗе откладываются.- Секретарь парторганизации смотрел на сидящего рядом ректора и лихорадочно  листал, разложенные на столе, бумаги.- Откладываются, товарищи, на неопределённый срок. До победы над коварным врагом. Но уверяю вас! Все необходимые знания вы получите. Только по ускоренной программе.
Всё это время я  смотрел вниз. На свои французские «щузы». Выживут ли они в кубанском коровнике? И  угораздило же напялить? Похвастаться обновкой решил. Вот и будешь хвастаться перед бурёнками. Надеюсь, оценят по достоинству. Полез в карман. Там лежала  красненькая  купюра, с портретом Ильича и  мелочь. Надо по приезду, сельмаге, купить  туфли, а лучше сразу ботинки. Надеюсь денег хватит? Чай студентов -помошников колхоз  будет из  своего котла.
— А сейчас товарищи-комсомольцы дружно спускаемся,  вниз. К  автобусам. - Прервал мои размышления голос институтского начальства.-У кого  имеются домашние телефоны, можете зайти в деканат, позвонить, предупредить. Ну, а кого нет. Оставите записки. Секретарь развезёт.
 
Колхоз «Заветы Ильича»  Н… района.

— Значит так, мальчики.- На  меня и моего закадычного друга Димку в  упор смотрели  огромное,  зелёные глаза  молоденькой колхозной  фельдшерицы.- Вы их  будете загонять, по одному, по одному. Вон в то  стойло. А я буду делать животным  укол.
— Сапоги дадите? Сами же  видите, грязища у вас, непроглядная. А я, вообще в сандалиях.- Пробасил  Димка.
— Это не по моей части. Вам надо обратиться к председателю. Он что-нибудь придумает. И вообще вас, городских, за версту видать. Грязища видите ли у нас. Коровы, между прочим, живые существа.  Они не только молоко  дают, но и навоз тоже. Так что,  привыкайте. К новой, среде обитания. Будете потом её с благодарностью  вспоминать, когда сметану с творожком  уминать станете, в  студенческой столовой.

Сельпо колхоза «Заветы Ильича».

— Ой, парень. Ну рассмешил. Ботинки  сорок шестого размера! Да таких отрадясь в нашу глушь не завозили! Потому как не купят. Нету в  станице мужиков, с этакой лапищей. - Дородная продавщица смеялась от души.
— Ну может быть, калоши?- взмолился я.
 За прилавком молча покачали головой. А за окном что есть силы сигналила полуторка. Везущая  нашу  «банду»  спасать горемычное стадо.

Зима того же года. г. Краснодар

Я оторвал взгляд от курсового  чертежа.- Парторг  был прав. Всё, что положено мы  обязаны  сделать и сдать в срок. По ускоренной программе. В  прихожей зашуршало. Это почтальон  просовывал в закреплённый, на двери почтовый ящик,  местную газету.
Есть  повод отвлечься- Пронеслось у меня в голове.
Передовица.- «Высокая награда  вручена председателю колхоза, за успешную борьбу с ящуром». А  вот внизу то, что надо. «Открылся новый дом быта, оснащённый по последнему  слову техники».
Хватаю со стены куртку и «лечу» туда. Может быть умельцы всё  смогут спасти…
***
— Приёмщица, морща нос  вертела в руках  мои разбитые вдрызг «щузы». Наконец,  вынесла приговор. - Импортную обувь в починку не берём. Нам и нашей, отечественной, хватает! И вообще, как  вам не  стыдно! А ещё с виду, интеллигентный человек! Приносить обувь с таким запахом. У нас, между прочим, предприятие «Высокой культуры!»
***
Вернувшись домой, я не засел за курсовой, а вновь уткнулся в газету. А вдруг, там  написано,  что наш Леонид Ильич  захотел  встретиться с лидером какой-нибудь  капиталистической державы. И тогда в означенное место встречи срочно  завезут «импорт»! И может быть даже  наимоднейшие вельветовые «щузы»!