Памяти Михаила Кузина. Некролог

Михаил Полев
                Вниманию земляков моих.
Ушел из жизни на 71-первом году жизни Михаил Дмитриевич Кузин.
Безмерная и неутолимая скорбь овладела сердцами всех, кто знал этого человека…  Общался с ним, жил рядом, работал…
Семья. коллеги, друзья, соседи, казаческий круг…
Не стало гражданина, поэта, Человека…
Михаил Дмитриевич прошел типичный путь парня из сельской глубинки. Родился в простой крестьянской семье, в рязанской глубинке. В селе Салтыково на самой границе с Мордовией.
 Отец вернулся с войны без руки. И тем не менее смог поднять на ноги вместе с женой детей…
В одном из своих стихотворений Михаил Кузин пишет о раннем своем детстве:

Родился я среди берез России
Под небом синем утренней зари,
Серпом  мать просо жала по росе, и
В ладонях не кровили волдыри…
Отец безрукий пас все лето стадо,
И я в пять лет ему шел помогать.

Так жила в послевоенные годы вся Россия, весь Советский Союз. Воспитывала и закаляла жизнь молодое поколение физическим каждодневным трудом. Тяжелым трудом.
Но те времена были славны и тем, что простой мальчишка из простой семьи без блата и кошеля денег смог сесть на рабочий поезд и добраться до Рязани, областного центра.
Где успешно поступил в медицинский техникум и получил образование.
В Рязани же познакомился со своей будущей супругой, Ниной Михайловной, с которой счастливо прожили всю жизнь и дали жизнь двум замечательным дочерям.
В дальнейшем Михаил связал свою жизнь  с Краснодарским краем, станицей Отрадная. Возможно, попал туда по распределению. Возможно, на выбор оказала влияние его мама, в молодости  жившая там с семьей и постоянно вспоминавшая о теплых краях. Но миграция населения в Советские годы имела огромные масштабы…
Свою жизненную позицию Михаил Кузин выразил в следующих стихах:

Здесь жизнь моя и жизнь моей страны,
Быть может, эти строчки не полны...
Но знай, читатель мой, я Вас люблю!
Я это говорю не во хмелю.
Мы в чем-то все похожи - век таков,
Общенье между нами - вечный зов!

Он всегда помнил свою малую Родину, навещал её, не порывал связей. Тем более что в родном крае оставались родственники. И писал теплые стихи о родном Салтыково…

…А березки стройные, их еще Есенин
С плачем и восторгом воспевал.
И как только скоро май пришел весенний,
Я вот в Салтыкове побывал!

Сразу поспешили в лес большой Крутовский,
Там косой косили вешние строчки,
А сморчки плясали рядом по-шутовски,
И от удивленья падали очки!

Сосны уводили в темноту тревоги,
Хоть не заблудиться там, где в детстве был,
Но вперед бежали радостные ноги
Там, где я мальчишкой по лесу ходил.

А назад дорогу стрелкою покажет
Церковь в горизонте – ей уж триста лет!
Ее испытанья, ее профиль даже -
Мой святой по жизни амулет.

Мы с Михаилом познакомились на заре развития интернета. В то время я только-только создал группу «Салтыково край родимый», Михаил стал сразу же её активнейшим участником. В то время я работал над своим очерком-рассказом «От малого к большему», и Михаил Дмитриевич оказал мне неоценимую помощь в освещении образов директора школы Тюменева и завуча Колдина. Познакомились заочно. Он был старше меня на пять лет. А по сельским меркам такая разница в возрасте уже равна разнице поколений. Но я слышал о нем с детства, поскольку моя сестра Шура была его одноклассницей. А окружение Кузина состояло из умных, начитанных, интеллектуальных ребят, тянувшихся к знаниям, к новому.
Встретились же в жизни один лишь раз, несколько лет назад, когда Михаил проезжал с супругой Рязань в направлении Москвы.
По его звонку я бросил все дела… И встретившись, мы проговорили несколько часов…
Закончить мне хочется опять же стихами Михаила Дмитриевича, посвященными родному селу Салтыково…

  Село Салтыково родное,
За речкою Черной живут
Жульевка, Толстовка, Крутое,
Из памяти детства зовут.
За Шафторкой эта речонка
Впадает в красивую Цну.
Когда-то под утро девчонку
Домой провожал я одну.
Луна освещала покосы
Ночных разнотравных лугов,
И длинные девичьи косы
Скрывали собою любовь.
Тихонько журчала водица
Которым мы были пьяны…
Какие названья России:
Ах, Ряньзя, Лесные цветы!..
Но нет же названья красивей,
Милее, чем Родина, ты!
Вечная память тебе, дорогой друг!!!